Исследовательская работа «Верхняя Солянка: вчера, сегодня, завтра».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шумковская основная общеобразовательная школа»
ВЕРХНЯЯ СОЛЯНКА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.
Автор: ученица 6 класса
Камалтинова Анжела
Руководитель: Сахиулина
Нурсина Талгатовна
с. Андреево
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение________________________________________________________с.3
Глава I Верхняя Солянка вчера ____________________________________с. 5
Жизнь в деревне Верхняя Солянка. Какая она была?_____________с.7
1.2 Из история первой школы____________________________________с.8
1.3 Приближаясь к XX веку_____________________________________с.10
Глава II Верхняя Солянка сегодня______________________________с.11
Глава III Верхняя Солянка «завтра»_____________________________с.13
Заключение____________________________________________________с.14
Библиографический список______________________________________с.15
ВВЕДЕНИЕ
Деревня родная – малая наша родина. Здесь мы родились, выросли, здесь живем, идем по жизненной тропе, изменяемся, взрослеем, обретая опыт. Вместе с нами и деревня растет, меняет облик свой. Перемены, проносящиеся по всей великой России, задевают и нашу Солянку.«Обросло» оно новыми постройками, обзавелось новыми порядками и новыми экономическими отношениями. Так стирается память лет, истончается и постепенно обрывается нить, связывающая поколения И вот теперь нам представилась такая возможность прикоснуться к истории нашей деревни, приоткрыть краешек завесы, скрывающей то далекое время. Настоящее исследование было проведено в деревне Верхняя Солянка Кишертского района Пермского края.
В настоящее время работа по исследованию истории деревни и родного края продолжается. Я хочу, чтобы этот материал был интересен жителям и гостям нашей деревни.
Цель работы: узнать историю возникновения деревни Верхняя Солянка, первой школы для того, чтобы создать более полное представление о своем населенном пункте.
Задачи:1. Изучить газетные статьи, архивные материалы, содержащие сведения о Верхней Солянке;2. Обобщить собранный иллюстративный материал и текстовую информацию.
Объект исследования: деревня Верхняя Солянка
Предмет исследования:1.История села;2.Просвещение.
Методы исследования:В ходе исследовательской работы мы бывали на местах, беседовали с очевидцами, старожилами деревни, пользовались ксерокопиями архивных документов.
Актуальность:
Верхняя Солянка - единственная в Кишертском районе деревня, где компактно проживают татары.
Глава I Верхняя Солянка «вчера»
Одна из первых переписей населения Сылвенского края и Строгановских земель относящаяся к 1579 году, произведённая Иваном Игнатьевичем Яхонтовым и подъячным Третьяком Карповым свидетельствует: «По обе стороны реки Сылвы берега и острова пусты», то есть, если и жили здесь люди, то их было очень мало.
В 1623-1624 годах Михаил Фёдорович Кайсаров с дъяком Марком Мартьяновым переписывал население Сылвенского края, в том числе
Кишертские земли и записал 67 юрт татарских и остяков, 4 юрта марийцев и 1 юрт мордвы, а в них 86 жителей мужского пола. Люди, жившие в юртах, это в основном кочевой народ. Они объединялись в 3-5 юрт, облюбовывали определённый участок земли, в основном по берегам реки или озера, занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством.
Начиная с 1552 года с присоединением Казанского ханства к Русскому государству, кочевые народы, жившие по реке Сылве, облагались ясаком (деньго-налог). Начиная с 1648 года, Сылвенские земли начали интенсивно заселяться русскими беглыми крестьянами. С их заселением, а основным занятием русского населения было хлебопашество, они начинают строить дома, эти земли переходят в их собственность, местным племенам татар, марийцев и др. не остаётся места для кочевого образа жизни и им приходится так же строить дома и перенимать опыт русских заниматься земледелием. Видимо, с этих пор и начали образовываться нерусские деревни, такие как: Верхняя Солянка (татарская) и Нижняя Солянка (марийская).
По данным переписи 1849 года, в Кунгурском уезде насчитывалось татар мужского пола 317 человек, женского – 342 человека, всего – 659.
Почти все татары Пермской губернии принадлежали к числу государственных крестьян (никогда не были крепостными) и царское правительство со времён Михаила Фёдоровича Романова всегда сохраняло за ними земли, на которых они жили.
Перепись населения деревни Верхняя Солянка за период с 1869 года
Год
1869
1905
1908
1925
1969
1984
2002
2014
Дворов
38
106
94
129
135
126
125
Мужчин
153
229
205
Женщин
149
218
172
Всего
302
492
447
527
534
370
365
377
1.1 Жизнь в деревне Верхняя Солянка. Какая она была?
В те годы улучшению жизни национальных меньшинств СССР уделялось повышенное внимание. К Верхней Солянке первой в районе была проложена асфальтированная дорога. Здесь в числе первых на селе построены двухэтажное здание школы, гараж и жилые дома, новые корпуса молочно-товарной фермы, в которых были размещены 680 голов крупного рогатого скота, в том числе 220 коров. Тогда эта бригада была одной из самых крупных и крепких в совхозе "Шумковский". Трудились здесь до 120 и более рабочих. Кроме выполнения своих внутрибригадных работ, верхсолянцы активно помогали другим четырем бригадам. В первую очередь, здешние мастеровые мужики обеспечивали проведение ремонта животноводческих ферм, ремонт и строительство жилья и подсобных помещений (бань, конюшен, дровяников).
Верхсолянцы полностью своими силами поговаривали об отделении от совхоза и создании собственного сельхозпредприятия. Вопрос об этом неоднократно выносился на повестку дня, проводимых в хозяйстве собраний. Решить его в пользу верхсолянцев тогдашнее руководство "Шумковского" не допустило.
И, может быть, зря.
Сегодня трудно сказать, что в большей степени повлияло на резкое ухудшение дел. То ли отказ бригаде в создании самостоятельного предприятия, то ли власти в бригаде, когда в 1996 году вместо Рафиля Фархатдинова, несколько лет руководившего бригадой, был избран Минигариф Гаряев, то ли всё вместе. Прилегающие к селу поля - в полном запустении. Стоящие поодаль корпуса животноводческих помещений - в полуразобранном состоянии, а ведь еще всего несколько лет назад их оконные стекла играли солнечными бликами.
1.2 Из история первой школы
Первая школа была построена в 1907 году по распоряжению царя Николая II. У царя не было сыновей. Тогда он дал обет, что если у него родится сын, то он построит 3 школы в татарских деревнях. Действительно, у царя родился сын, и он сдержал своё обещание.
Называлась она Соляно-Татарское земское училище. Такие школы одновременно были построены в Копчиково (Березовский район) и в Казаево (Кунгурский район). Обучение было начальное. В первые годы обучение велось на татарском и русском языках. Приходили учиться из Соляно-Черемиской деревни и из деревни Медведево.
Когда школа открылась, первоклассников обеспечило государство, предоставим бесплатно бушлаты, сумки и учебники. Начал учить детей Садык - мулла. Первый выпуск Татаро-Солянского земского училища был в 1908 году. Четыре человека: Ягасов Илал, Ахматшин Карамша, Ахтямтдинов Садриан, Мухамедгалимов Уасил получили свидетельства 0т 22.08.1908г. об окончании курсов Земского училища.
С 1926 года в школе работали приезжие учителя: Афанасьев Александр, Агалям, Сабир. Несколько позже – Миндияров Касим, Сиразетдинов Шарафулла.
Так как общество росло и ему были нужны образованные люди, в 1950 году школу переименовали в семилетнюю.
В 1950-1951 учебном году школу посещали 77 детей, в 1951-1952 учебном году – 94, а в 1952-1953 учебном году – 107.
В 1953 году был первый выпуск учащихся с семилетним образованием. 19 человек получили свидетельства об окончании курса обучения за 7 классов. Среди них был будущий директор – Гусманов Биляльдин Гилязович (прим. дедушка выпускника Шумковской школы 2013 года Гусманова Рената).
В 1962 (1963) году, из-за ветхости сняли второй этаж здания
школы, и сделали пристрой. Это было весьма кстати, так как семилетняя школа стала восьмилетней, учащихся стало больше. На первом этаже оборудовали учебную мастерскую, библиотеку, столовую и класс ГПД.
До 1950 года директором школы был Тагир Садыков, окончивший Молотовское татарское педагогическое училище. После реорганизации до 1957 года школой руководила Гиниятуллина Марьям, приехавшая из Елабуги после окончания Казанского государственного педагогического института. А в последующие годы директорами школы были:
1957-1967
Марьям Хафизова
1967-1974
Расима Ахметовна Гусманова
1974-1975
Фарсый Гилязов
1975-1984
Полина Александровна Шайхразеева
1984-1988
Карима Хусаиновна Гусманова
В 1989 году школу реорганизовали в неполную среднюю. Школьники начали получать свидетельства об окончании 9 классов.
В декабре 1990 года Верх-Солянский сельский совет принял в пользование новую двухэтажную школу.
1988-1997
Гусманов Биляльтдин Гилязович
1997-2005
Гатина Гайзинур Амировна
2005-2010
Азимбаева Золхия Зайниевна
с 2010 по настоящее время
Мухаметзянов Айрат Альхасович
1.3 Приближаясь к XX веку
С апреля 1999 года в здании школы начал работать детский сад.
На 18 февраля 2004 года в Верхней Солянке проживало 355 человек, из них 172 – трудоспособного возраста, 92 – до 18 лет, около 30 инвалидов и пенсионеры. 80 безработных из 172 трудоспособных людей.
На учёте в Кишертском центре занятости состоял 1 человек, так что официального статуса «безработный» почти ни у кого нет. Верхсолянской бригады нет. Несколько человек ездили в СПК «Шумковский». Четверо мужчин трудилось на железной дороге. В самой деревне работали в школе, детском саду, ФАПе, на объектах торговли – трёх местных магазинах. Производства как такового не было.
В двухэтажном здании школы находились и клуб, и детский сад, и библиотека.
В детском саду было 10 детей. В школе обучалось 36 человек (нет 1 и 6 классов):
2 класс – 11 человек
3 класс – 4 человека
4 класс – 4 человека
5 класс – 6 человек
7 класс – 4 человека
8 класс – 3 человека
9 класс – 4 человека
Школа рассчитана на 108 мест. Это единственная национальная школа во всём районе. Именно поэтому важно сохранить свою культуру, обычаи, традиции. С этой целью с 1998 года начал работу школьный музей. В школе проводились национальные праздники, велось сотрудничество с другими татарскими школами других районов. В частности поддерживалась связь с Бырминской школой Суксунского района.
В 2002 году был проведён первый стационарный телефон. С тех пор деревня начала медленно, но развиваться.
Глава II Верхняя Солянка сегодня
Татары - народ трудолюбивый, непоседливый и аккуратный. Пропасть себе не дадут. В большинстве своем каждый имеет крепкое домашнее хозяйство, без дела сидеть не могут.
На своем подворье держат по 3-4 теленка, 2-3 и более свиней, от десятка гусей, кур и прочую живность. Молодняк закупают, где придется.
Обеспечивают мясом себя, излишки на рынок. В редком хозяйстве менее 30 соток картошки и овощей. Летом семьями, от мала до велика, занимаются сбором земляники. В среднем каждая семья из 3-4 человек ежедневно набирает по 4-6 трехлитровых бидонов ягод, везут их на рынок - кто на личном транспорте, кто на электричке. Большей частью отвозят ягоду в Пермь. Средняя семья в день может заработать до 5000-15000 рублей. За три благоприятные летние недели наиболее трудолюбивые семьи - по 50 и более тысяч рублей. Кому - то такой заработок может показаться баснословным.
Но не спишите завидовать. Кто хоть раз занимался сбором земляники, знает, несколько нелегок этот труд. Комары, пауты, жара... Да и собирают ягоды жители не под окном своего дома. Ездят и ходят в Морозково, Тюриково, Березовский район... Собирают верхсолянцы также малину, голубику, чернику, клюкву и грибы, но это уже незначительный приработок и не менее трудоемкий и хлопотный.
В деревне Верхняя Солянка 6 улиц: Центральная, Лесная, Школьная, Новая, Заречная, Зелёная. Несмотря на то, что некоторые дома пустуют, улицы радуют глаза. Жители стараются благоустроить свои жилища, весной устраивают субботники.
Деревня расположена на берегах реки Солянка. Много родников, которые требуют облагораживания.
Радует и то, что в деревне есть долгожители, например, Мухтарова Зайда, которой 95 лет.
В настоящее время школа реорганизована в «начальную школу – сад». Детей дошкольного возраста - 14, учащихся – 9. Несмотря на малую численность, школа «живёт»: совместно с библиотекарем Гаряевой М.Р. организуют для детей национальные праздники, посиделки, конкурсы и многое другое. Все от мала до велика любят такой праздник, как Сабантуй, и ждут его с нетерпением. Возможно, национальные праздники и обычаи будут темой моего дальнейшего исследования.
Глава III Верхняя Солянка «завтра»
О том, какой будет Верхняя Солянка, остаётся только предполагать. Быть ей или не быть? Мы считаем, что быть. В деревне полным ходом идёт строительство мечети. Если будет мечеть, люди станут более религиозными, ответственными, сдержанными, милосердными. Возможно, кто – нибудь решится открыть фермерское хозяйство, а это новые рабочие места; повысится рождаемость и уменьшится отток молодёжи в город. Это лишь предположения, мечты. А вдруг исполнятся?
Заключение
Выполнив работу, мы узнали историю возникновения родной деревни Верхняя Солянка, историю возникновения школы, то есть мы достигли поставленной цели. Для этого мы изучили газетные статьи, архивные материалы. Кроме этого, общались со старожилами деревни, с специалистом Андреевского поселения – Ягафаровой Е.М.
Данная работа интересна тем, что в ней много информации, полезной для жителей Верхней Солянки. Если человек не знает историю своего родного края, значит не понимает, что такое любовь к Родине.
Я считаю, что моя малая Родина – родное моему сердцу место. Она имеет достойное прошлое и прекрасное настоящее!
Библиографический список
Жизнь в деревне Верхняя Солянка. Какая она? (И. Колегов. "Сылвенские зори". 16 августа 2001 г.№33).
Ксерокопии архивных материалов.
Статья из газеты «Сылвенские зори» . Март 2004г.№11
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
15