План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
2 класса «Никольской средней общеобразовательной школы»
на 2 полугодие 2013 – 2014 уч.г.
Цель: Повышение уровня обученности и качество обучения отдельных учеников класса.
Задачи:
1. Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.
2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
3.Наметить пути и определить средства для предупреждения неуспеваемости и преодоления второгодничества.
4.Научить работать учащихся испытывающих затруднения (по разным причинам) в усвоении программного материала на уроке.
5. Создать условия для успешного обучения слабоуспевающих учащихся через:
А) комфортный психологический климат в ученическом коллективе;Б) соблюдения основных принципов педагогики сотрудничества (развивающиеся, дифференцированное обучения, индивидуальный подход, ориентация на успех).
Основные направления и виды деятельности:
- Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.
- Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся через: внеурочную деятельность, работы с родителями, психологом, работы учителя на уроке, воспитательной работы в классе и школе.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
№
п/п Мероприятия Срок
1 Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за период первого полугодия обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации Январь
2 Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом и обязательно с самим ребенком. Январь
(Использование диагностических методик )
3 Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на второе полугодие, виды работ:
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
“Разрезные” теоремы.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”, Январь , далее корректировать по мере необходимости
4 Обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий.
В течение полугодия
5 Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках. В течение полугодия
6 Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса В течение полугодия
7 Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальные беседы; консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей; создание благоприятного микроклимата; организация индивидуальных консультаций учителя, психолога для родителей и лиц заменяющих их; организация тематических классных собраний с приглашением психолога, руководителя МО, администрации по проблемам:
- психологические и возрастные особенности учащихся;
- общение с учащимися с учетом индивидуальной психологии детей;
- ответственность родителей за воспитание детей
Цель: Определение уровня взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся , психологом школы в решении задач по успешности обучения детей. В течение полугодия , по необходимости
8 Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей, дневников .Работа с тетрадями и дневниками данных учащихся классного руководителя В течение каждой четверти
9 Наблюдение учителя за отношением отстающих ребят к занятиям по предмету.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
В течение полугодия. По мере необходимости
10 Психолого – педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания.
В течение полугодия. По мере необходимости
Классный руководитель:________________/Ерофеева Е.Н./
Программа по профилактике неуспеваемости и ликвидации пробелов ЗУН учащихся.
7. Программа деятельности классного руководителя
7.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование),учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
недостаточная домашняя подготовка
низкие способности
нежелание учиться
недостаточная работа на уроке
необъективность выставления оценки на уроке
большой объем домашнего задания
высокий уровень сложности материала
другие причины
7.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.
б) Мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.
в) Освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя.
г) По семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)
Неуважительными причинами считаются:
а) Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.
Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет ( если прогулы систематические)
Программа деятельности ученика
8.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
8.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
8.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией9. Программа деятельности родителей.
9.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
9.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ
9.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником. в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .
9.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.
9.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, администрации ОУ
9.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
10. Программа деятельности школьного психолога.
Работу школьного психолога по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:
1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);
2-й этап – диагностика;
3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;
4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности.
10.1. В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости учащегося школьный психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика.
10.2. О результатах диагностик психолог докладывает классному руководителю и администрации в виде аналитической справки.
10.3. Психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка.
11. Программа деятельности администрации школы.
11.1. Администрация школы организует работу малого педсовета
11.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися
11.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.
12. Малый педсовет принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
13. Педагогический совет принимает решение об оставлении слабоуспевающего учащегося на повторный курс обучения.
14. О контроле за выполнением данной программы.
14.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.
14.2. Общий контроль за выполнением данной программы осуществляет заместитель директора по УВР.
15. Выявление причин неуспеваемости.
В практической работе учителей целью является установление причин неуспеваемости. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:
слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);
несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;
недостаточное развитие мотивационной сферы.
Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое.
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Таблица 1.
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости Характер проявления
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:
обстоятельства жизни ребенка в семье;
взаимоотношения с окружающими взрослыми Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.
Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.
Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.
Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);
неправильная организация учебной деятельности в ОУ Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными пособиями
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности
Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:
наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:
тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);
диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;
диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.
16. Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся. Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности?
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.