Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации

Дорожная карта по
работе с учащимися «группы риска», имеющими
низкий уровень учебной мотивации

Учитель: Пигалева С.Н.

Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

К «группе риска» стоит отнести категории тех учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности, отклонения от норм поведения, социально опасную ситуацию дома.
Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на учащихся из внешней среды школы.
Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта; сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.

Задачи:
Выявить группу учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год.
Создать банк данных учащихся, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию к обучению.
Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися «группы риска».
Организовать работу, направив её на обеспечение усвоения базового уровня образования учащимися «группы риска».

Ожидаемые результаты:
Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.
Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.
Получение каждым ребенком базового уровня образования.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса  учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе


Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  
Предложения учащемуся примерного плана ответа.


Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

 
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала
 
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.


Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

 
 
Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку.


Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе  самостоятельной работы на уроке 
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.


Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

 
 
Напоминание приема и способа выполнения задания.


Указание на необходимость актуализировать то или  правило.

 
 
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы упражнений.


Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

 
 
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.


Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы
 
Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.


Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

 
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.




Профилактика неуспеваемости
Этапы урока
Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащегося
 
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения


Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

 
 
Контролировать усвоение материала ученика ми, пропустившими предыдущие уроки.


По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания

2. При изложении нового материала
 
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала


Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала

 
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний

 
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке
 
 
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь больше го эффекта.


Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.


Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

 
Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

4. При организации самостоятельной работы вне класса
 
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.


Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

 
 
Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся.


Согласовывать объем дом. заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.


Список слабоуспевающих и неуспевающих
по истории и обществознанию учащихся
МБОУ «Шильнебашская СОШ с углубленным изучением английского языка» Тукаевского муниципального района РТ РФ




Фамилия, имя ученика

Класс

По каким предметам не успевает
Причины, которые привели к плохой успеваемости
Какие средства используют в работе с учеником
Результаты работы

1
Егоров Роман
6
История
Слабое усвоение уч. материала
Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.


2
Садыков Ринат
7
История
Слабое усвоение уч. материала
Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.


3
Ханов Мансур
8
История
Слабое усвоение уч. материала
Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.


4
Казанцев Владислав
8
История
Слабое усвоение уч. материала, не желание учиться
Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.


5
Латышов Игорь
9
История, обществознание
Слабое усвоение уч. материала
Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.


6
Хадиева Милена
9
История, обществознание
Слабое усвоение уч. материала, не желание учиться
Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.


7
Портнов Игорь
10
История
не желание учиться
Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.










План работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
по истории и обществознанию
на 2015 – 2016 учебный год


п\п
Мероприятия

Срок

Ответственный


1
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

Пигалева С.Н.


2
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

Пигалева С.Н.


3
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, обновлять по мере необходимости.

Сентябрь

Пигалева С.Н.


4
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
В течение учебного года.


Пигалева С.Н.


5
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.
В течение учебного года.


Пигалева С.Н.

6
Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.
В течение учебного года.

Пигалева С.Н.





Заголовок 115