Выступление на заседании методического объединения учителей предметников Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка и чтения
ОГБОУ «Лесно – Конобеевская
школа – интернат»
Методическое объединение учителей - предметников.
Развитие мотивации к обучению
на уроках русского языка и чтения.
2016 – 2017 уч.г.
Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задаёт себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично?» Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации к обучению.
Изучением этой проблемы вплотную я занимаюсь первый год.
В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин этому множество. Эта проблема актуальна не только для школьного возраста, но и для других периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят?
Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Задача педагога – диагностировать мотивацию детей и в случае необходимости направлять её в нужное русло. Это будет способствовать формированию социально успешного жизненного стиля учащегося. Поэтому работу по этой проблеме я начала с диагностических исследований потребностей и мотивов учения.
При составлении диагностической анкеты для учащихся 5 класса были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге "Изучение учебной мотивации". Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).
Учащимся сообщается инструкция: «Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+».
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования пятиклассников определялось количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий, высокий, нормальный, сниженный, низкий.
В анкетировании приняли участие 7 обучающихся из 10. Результаты таковы:
I уровень (очень высокий) 3 чел. (42,8%)
II уровень (высокий) – 1 чел. (14,2%)
IV уровень (сниженный) 1 чел. (14,2%)
V уровень (низкий) – 2 чел. (28,5%)
Эти показатели являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
Используя данные диагностики, на каждом уроке я пытаюсь влиять на мотивацию ученика. Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:
- ориентация на реалистический уровень притязаний;
- развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);
- поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.
Каким образом я это осуществляю? При развитии мотива достижения ориентирую учеников на самооценку деятельности. Провожу индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересуюсь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
Учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения. Для «сильных» учащихся готовлю дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач (что выявлено с помощью диагностики), даю задания, ограждающие от публичного осуждения и критики.
В начале изучения темы сообщаю о том, чему дети должны научиться и какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы. Дети имеют возможность сами выбрать вариант работы.
Предлагаю всем ученикам выбрать приемлемый для них уровень сложности заданий, а плохо успевающим – разработать индивидуальные планы обучения. Помогаю ставить перед собой реальные цели.
Помогаю ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда. После выполнения задания прошу рассказать, что было особенно трудно и как они с этим справились. Обсуждаю причины не только неудач, но и успехов.
Стараюсь создать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Помогаю ученику снять чувство страха, не боюсь авансировать ученика, называя его достоинства, так как авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прилагает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. (Это особенно действенно с Анохиным Егором). Стараюсь сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.
Приведу ряд конкретных упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию.
Притчи.
Притча – это небольшой рассказ, имеющий некий глубокий философский смысл. Она заставляет задуматься о чём-то важном, жизненном.
Они несут некий посыл, который одним помогает определиться с тем, для чего мы живём, а другим просто даст пищу для размышлений.
Например, притча «Всё в твоих руках»
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони. Она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. Открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках...
Вывод, который делают дети: то, какими мы будем, зависит только от нас.
Притча «Осёл и колодец»
Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю». Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему.
Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось.
Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и несправедлива жизнь, а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное – не сидеть сложа руки и что-то делать.
Притча «Жизнь и кофе»
Однажды выпускники престижного колледжа зашли в гости к своему мудрому профессору, некогда многому их обучившему. Постепенно разговор зашёл о жизненных трудностях, и тогда преподаватель предложил ребятам кофе.
После согласия мужчина ушёл, а вскоре вернулся с кофейником и уставленным разнообразными чашками подносом. Одни были красивыми и дорогими, сделанными из хрусталя или фарфора, другие – простые и неказистые, пластмассовые, дешёвые.
- Посмотрите, что вы выбрали, - начал профессор, когда каждый из его учеников взял по чашке
– Вы все взяли лишь самые красивые и привлекательные чашки, оставив дешёвые на подносе. Это и есть источник ваших бед – вы стремитесь получить всё лучшее для себя. Но главное не то что снаружи, а что внутри. От красоты чашки не зависит вкус кофе, а именно он является вашей главной целью. Задумайтесь: кофе – это наша жизнь, а деньги, общество, работа – это всего лишь чашки. Мы стремимся к самой красивой чашке, забывая наполнять её содержимым. Но ведь она служит всего лишь средством, помогающим поддержать жизнь. Главное – кофе и его вкус.
2. Считаю, что немалую роль в мотивации к обучению играет психологический настрой на урок. Использую разные формы. Иногда прошу детей хором повторить за мной: «Я смогу выполнить все задания. У меня всё получится. Желаю успехов себе и друзьям». Или начинаю урок словами: «Сегодня урок русского языка должен помочь вам, ребята, подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности. А грамотными вам быть необходимо. Как вы думаете, почему?»
Часто в начале урока звучат небольшие стихи.
«Я очень хочу, чтобы вы улыбались.
Работою нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из вас ощутит свой успех.
***
Прозвенел опять звонок,
Он позвал нас на урок!
Нам нужны сейчас тетрадки,
Ручки и карандаши.
Поработаем мы дружно,
Ведь учиться очень нужно.
***
Давайте разговариватьИ будем выговаривать
Всё правильно и внятно.
Чтоб было всем понятно.
3. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.
В начале урока прошу детей дать 5-6 ответов на вопрос: «Что случится, если я буду писать грамотно?»
4. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщаю о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам.
5.В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
6. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делаю это через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Подберите слова на эту тему.
- Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!
7.В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах - любознательность; в старших классах - потребность в творческой деятельности.
8. Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:
- соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
- условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Я считаю, что стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром.
Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании. «Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!» - считал С. Л. Соловейчик, и я не могу не согласиться с этим мнением.