Мастер-класс на заседании школьного методического объединения учителей-предметников «Организация исследовательской деятельности в начальной школе»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Захолынская основная школа
Мастер-класс
«Организация исследовательской деятельности
в начальной школе»
Учитель: Цыганова И.В.
2015
Цель мастер - класса: обучение участников мастер-класса построению занятий по исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.
Задачи:
• Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
• Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся;
• Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.
«Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт. Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания». (В.А.Сухомлинский)
Эти слова созвучны моему пониманию учительского труда, тем более что «открытие мира» - главная задача учителя начальных классов.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предположения, отвечать за принятые решения.
На уроке, даже проблемном, не всегда есть возможность учесть индивидуальные особенности ученика, его опыт, его видение мира, его познавательные стратегии. Для этого больше подходят индивидуальные формы работы или работа в группах. Такую форму работы «личностно-ориентированное взаимодействие» я реализую на занятиях внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании».
Свою работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начинаю в первом классе с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных планируется дальнейшая работа. Главное – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Затем систематически направлять и корректировать исследовательскую деятельность учащихся.
Если представить методику организации исследования младших школьников в общем виде, то она может быть поделена на три относительно самостоятельных этапа.
На подготовительном этапе обозначается проблема, формулируется тема, ставится цель и задачи, выдвигаются гипотезы, продумываются возможные варианты решения. Опыт показывает, что момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность является одним из самых сложных в методическом отношении этапов.
При выборе темы следует соблюдать определённые правила:
-тема должна быть интересна ребенку,
-тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования,
-учитывая интересы детей, надо стараться держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь,
-тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности,
-тема должна быть такой, чтобы могла быть выполнена относительно быстро,
- тема должна соответствовать возрастным особенностям,
-желание должно сочетаться с возможностями,
-с выбором темы не стоит затягивать.
Основной этап - это непосредственно, исследовательская работа: изучение литературы, беседы с другими людьми, просмотр телепередач, использование Интернета, эксперименты, наблюдения, анкетирование, опыты. Очень важна на этом этапе совместная работа детей и родителей.
На заключительном этапе оформляются результаты исследования (доклад, макет, проект). Моментом завершения детской исследовательской работы непременно является публичное представление её сначала в классе, а затем на научно-практических конференциях разного уровня.
На всех этапах я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное русло.
Мой принцип: Я помогу тебе это сделать самому!
Считаю, исследовательская деятельность
*создаёт положительную мотивацию;
*формирует глубокие и действенные знания;
*развивает интеллектуальные способности;
*развивает познавательную активность и самостоятельность;
*формирует уверенность в своих силах.
Ход мастер – класса.
Сейчас я покажу фрагмент занятия кружка «Разговор о правильном питании» с учащимися 2 класса. Тема занятия «Каша – пища наша». Дети уже имеют необходимые знания о понятиях и этапах исследования.
Предлагаю вам поработать в парах. Каждой паре я раздала памятки и листы для фиксации проекта.
I. Подготовительный этап.1.Актуализация проблемы.
- Послушайте отрывки из произведений и вспомните их название.
(учитель зачитывает отрывки):
А) Ну, Мишка, - говорю,- ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется…. Давай кашу, - говорит Мишка.
(«Мишкина каша») (3 слайд)
Б) Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. («Каша из топора»)
В) Нужно было сказать: - Раз, два, три,
Больше не вари! И перестал горшочек варить кашу. («Горшок каши»)
- Что общего в названиях этих произведений?
- Думаю, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
(о каше)
- А вы любите каши?
- Посмотрите, пожалуйста, кадры из известной вам сказки.
(Клип «Каша из топора»)
- Как вы считаете, можно сварить кашу из топора? (нет)
2.Определение сферы исследования
- А хотите узнать, из чего варят каши?
- А узнать секрет, как сделать кашу вкусной?
3.Выбор темы исследования.
-Хотите стать исследователями и сами дать ответ на эти вопросы?
-Итак, кто объявит тему нашего исследования? Можете представить её в виде пословицы. ( «Каша – пища наша»)
-А какая цель нашего исследования? (Узнать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной.)
4.Выработка гипотезы.
-А как вы думаете, из чего варят каши и как сделать кашу вкусней? (предположения детей):
1) Предполагаю, что каши варят из крупы.
2) Думаю, что разные каши варят из разной крупы.
3) Возможно, каша будет вкусней, если в неё добавить варенье или фруктов)-Молодцы! Это ваши предположения. А ведь мы хотим знать точно, из чего делают каши.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
- Откуда мы будем добывать знания? (Из «Рабочей тетради», Дополнительные - из книг, сети Интернет, беседы с взрослыми, проводить эксперименты)
II. Основной этап.
1. В толковом словаре C. И. Ожегова даётся такое толкование: КАША - Кушанье из сваренной или запаренной крупы.
- В многообразии каш и круп, из которых их готовят, нам поможет разобраться таблица, которая есть у каждой группы на столе. Прочитайте, что мы будем определять. (Растение – крупу – кашу.)
2. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай». Отгадайте мои загадки…
Игра «Угадай»
1) Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. (гречка)
На моём столе находятся крупы. Кто поможет найти гречневую крупу. (Дети находят гречневую крупу среди других круп.)
- Из какого растения получают гречку?
Каша называется -…(записывают в тетради название каши)
- Знаете ли вы, чем полезна гречневая каша?
2) Слушайте вторую загадку.
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (овёс)
-Какую крупу получают из овса? (овсяную.)
- Ещё её называют овсяные хлопья.
Каша называется -… (овсяная)
А ещё она называется «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов. Эту кашу едят по утрам почти все англичане. Овсяной кашей питались даже римские воины.
3) Третья загадка…
В поле метёлкой, в мешке – жемчугом. (пшеница)
- Из пшеницы получают какую крупу? (пшеничную и манную) (дети находят крупы) Кашу варят – пшеничную и манную (запись в тетради) Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. А вот в манной каше больше всего калорий. Её ели даже богатыри.
4) Какой крупой часто кормят цыплят? (пшённой)
- Как называется растение, из которого её получают? (просо)
А каша? пшённая.
- В ней много белка, она самая питательная.
Д/з:- В нашей таблице не все крупы и не все виды каш.
- Какие ещё каши вы знаете?
Я попрошу продолжить таблицу дома.
3.- Ребята, если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной?
- Вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло) Ведь недаром говорят «Кашу маслом не испортишь».
- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?
4. Эксперимент.
- Хотите приготовить вкусную кашу?
Каша у вас уже в «тарелках». Подумайте, что вы в них «добавите», чтобы улучшить вкус. Приклейте наклейки с добавками или нарисуйте их.
-Какие вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот.
III. Рефлексия.
К концу подходит наше занятие. Давайте, дети, подведём итог нашей работы. Удалось ли нам найти ответы на интересующие нас вопросы? Подтвердились ли ваши гипотезы?
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Приложение1Проект учебного исследования
Тема:
Цель:
Задачи:
Гипотеза:
Методы:
Приложение2Памятка
Тема должна быть сформулирована коротко,
она должна заинтересовать читателя,
в ней должна быть видна цель.
Цель обычно начинается со слов: изучение,
формирование,
установление,
разработка,
выяснение,
обоснование.
Задачи, как правило, начинаются с глаголов: узнать,
выяснить,
установить,
сравнить,
разработать,
изучить.
Гипотеза: предполагаю, допускаю, возможно, что если, думаю, может быть.
Организация исследования: подумать самостоятельно, изучить литературу, спросить у других людей, просмотреть телепередачи, использовать Интернет, провести эксперимент, наблюдение, анкетирование.Приложение3
Игра «Угадай»
Растение Зерно, крупа Каша
гречиха гречка овёс овсяные хлопья пшеница манная крупа пшеница пшеничная крупа просо пшено