Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и изобразительной деятельности «Помоги Федоре». (старший дошкольный возраст)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад № 20 «Дружный хоровод»
г. Северодвинск
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и изобразительной деятельности
«Помоги Федоре».
(старший дошкольный возраст)
Автор:
старший воспитатель
Семенова Ольга Викторовна
Программное содержание:
Продолжать учить детей различать предметы посуды, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены, дать детям представления о свойствах посуды (бьётся, пачкается). Познакомить со схематичным обозначением свойств и качеств посуды. Закрепить обобщающее понятие «посуда». Обогащать словарь прилагательных (стеклянная, грязная, разбитая, целая, чистая).
Развивать наблюдательность и любознательность у детей, внимание, память, интерес к окружающим предметам и действию с ними.
Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим их людям, отзывчивость, желание прийти на помощь. Воспитывать умение ухаживать и бережно относиться к посуде.
Материал:
Кукла Федора, 2 тарелки (1 разбитая и 1 целая, но грязная), карточки со схематичным изображением свойств предметов, пробки для рисования, краски, бумажные тарелки, тазик с водой, мыло, губка, полотенце.
Предварительная работа:
Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Беседа с детьми о посуде, рассматривание картинок с изображением предметов посуды, аппликативное украшение трафаретов посуды, наблюдение за трудом помощника воспитателя.
Ход занятия:
/Дети сидят на стульчиках, раздаётся стук в дверь. Появляется кукла Федора, плачет, в сумке у неё 2 тарелки /разбитая и целая, но грязная//.
- В (воспитатель) – Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришёл!. Давайте поздороваемся с гостьей. Здравствуйте, уважаемая, подождите, не ревите, объясните, что вы хотите?
- Ф. (Федора) – Меня зовут Федора. У меня такое горе. От меня убежала посуда. А я никак не пойму почему. Вот только немного тарелок я успела поймать. Помогите мне понять, что случилось.
- В. Да, помним, помним мы тебя, Федора! Мы о тебе читали у Чуковского в «Федорино горе», помните, дети?
«Села бы баба за стол
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре, горе!!!»
- Ф. Да, да! Вся эта посуда от меня и убежала. Вот только две тарелки и осталось у меня.
- В. Ну- ка покажи нам Федора свои тарелки.
/достают разбитую тарелку/
«И ответила посуда:
Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила, загубила нас она».
- В. Дети, скажите, для чего нам нужна посуда?
(чтобы из неё есть, пить чай)
- В. Правильно!
Как вы думаете, из таких тарелок нам было бы приятно кушать?
(нет)
- В. Теперь мы понимаем, почему от тебя Федора сбежала вся посуда. Ребята, давайте поможем Федоре привести посуду в порядок! А ты, Федора, садись рядышком, внимательно смотри и учись!
- В. Ребята, скажите, из чего сделана тарелка? (из стекла)
-В.Значит тарелка какая? (стеклянная)
/воспитатель показывает схематичное обозначение материала предмета /
- В. Рассмотрите внимательно тарелку Федоры. Что вы видите?
(трещину)
- В. Значит тарелка какая? (разбитая, расколотая, треснутая)
- В. Ребята, что же делала Федора с этой тарелкой? (бросала её, ударяла по ней сильно ложкой)
/показывается схематическое обозначение расколотой посуды /
- В. Правильно ребята! Ай, ай, ай, Федора! Разве так можно обращаться с посудой? Давайте погрозим ей пальчиком.
Ребята, а если бы Федора не бросала тарелку и не ударяла бы по ней, то какой была бы тарелка? (целой)
/схематичное обозначение /
- В. Запомни, пожалуйста, Федора и ребята запомните, что бить посуду нельзя, потому что это опасно. Осколком можно порезаться.
- Ф. Хорошо! Теперь буду знать. Ой, а у меня осталась ещё целая тарелка
·
/достает целую, но грязную тарелку/
- В. Да, эта тарелка хоть и целая, но какая ребята? (грязная)
/схематичное обозначение /
- В. Что же нам с ней делать? (надо её помыть)
- В. Давайте сначала поупражняемся мыть посуду.
Физкультминутка.
Ну-ка, ну-ли /круговые движения ладони о ладонь/
Ну-ка, ну-ли
Будем чистить мы кастрюли,
Мы почистим их песочком /имитация посыпания песком пальчиками/
Обольём их кипяточком. /песенка воды «с-с-с»/
Посмотрели на кастрюлю, /посмотрели на ладонь/
В ней увидели чистюлю /дети строят рожицы/
Показали рожицу.
- В. Вот у нас здесь приготовлен тазик с водой, губка для мытья посуды и мыло.
Федора, смотри внимательно и запоминай как надо мыть тарелки. Игнат, возьми губку, смочи её водой, намыль губку мылом, а теперь сполосни тарелку в тазу. Возьми полотенце и вытри им тарелку.
/ребёнок выполняет указания воспитателя/
- В. Ребята, какой стала тарелка? (чистой)
/схематичное обозначение /
- В. Правильно! Вы очень постарались, и поэтому тарелка просто сверкает чистотой. А тебе, Федора, нравится чистая тарелка?
- Ф. Да, очень нравится! Спасибо вам, большое, за то, что научили меня ухаживать за посудой.
- В. А ты знаешь, Федора, что посуду можно не только мыть, но ещё и расписывать узорами?
Мы с ребятами можем тебя научить украшать тарелки как настоящие художники. Давайте пойдём в нашу мастерскую.
/на столе разложены краски, пробки и бумажные тарелки/.
- Ф. Конечно, я очень люблю всё красивое.
- В. Но для начала надо подготовить наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика. «Тарелка».
Вот тарелка для Валерки - / «рисуют» круг руками/
Жёлтые колечки /рисуют указательными пальцами маленькие круги/
Для котлеты, для пюре /правой рукой загибают пальцы на левой руке,
Для блинов, для гречки. начиная с большого/
- В. Ну вот, руки наши готовы. Украшать бумажные тарелки мы будем с помощью вот таких пробок. Для этого, мы берём пробку, набираем на неё краску (например, красную) и ставим пробкой печать по краю тарелки. Задание понятно? Приступайте к работе.
/самостоятельная работа детей/
- В. У нас получилась декоративная тарелка, которую можно повесить на стену, как украшение. А тебе, Федора, понравилось такое украшение-тарелка?
- Ф. Да, очень понравилось.
- В. Возьми её от нас в подарок.
А сейчас, ребята, давайте напомним Федоре, какие она принесла нам тарелки. (грязную и битую)
/обозначение /
Какое у нас было настроение, когда мы смотрели на эти тарелки?
(грустное)
Покажите, как мы грустили /дети показывают/
Что мы сделали с грязной тарелкой? (вымыли)
/дети показывают/
Какой она стала? (чистой)
/обозначение /
Какое у нас стало настроение, когда мы помыли тарелку? (весёлое, радостное)
Покажите радость на своём лице /дети показывают/
- Ф. Спасибо вам, большое, за помощь! Мне очень понравилось у вас в гостях, а самое главное вы научили меня бережно обращаться с посудой и даже подарили мне подарок. А ведь мне никто никогда не дарил подарков.
- Ф. «Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
/Федора кружится с подарком/
Большое спасибо вам ребята за помощь! Я побегу скорей домой и приведу в порядок всю мою посуду. До свидания, ребята!
/Федора уходит/
- В. Ребята, а вы заметили как изменилось настроение у Федоры? Ведь она пришла к нам вся в слезах, а ушла весёлая, даже закружилась от радости.
Вы сегодня сделали два важных дела: 1. Научили Федору ухаживать за посудой и 2. Изменили её настроение. А когда человек улыбается, то он может сделать очень много добрых и полезных дел. Дети, я горжусь вами!
15