Конспект образовательной деятельности на тему Что такое библиотека (старший дошкольный возраст)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №31 «Сказка»








Конспект
образовательной деятельности




на тему:

«Что такое библиотека»






















Задачи:
*дать детям знания о библиотеке, (ее помещении, назначении) и о работе библиотекаря (записывает читателей, помогает выбрать и выдает книги);
*познакомить с правилами юных читателей;
*уточнить представления детей о книге (ее роли в жизни человека, об истории ее создания);
*активизировать словарь по теме (библиотекарь, формуляр, стеллаж;
*воспитывать бережное отношение, интерес к книге, уважение к труду библиотекаря.

Предварительная работа:
Чтение «Большая книга профессий» (Библиотекарь); рассказ-беседа об истории появления первых книг и библиотек; рассматривание картины «Библиотекарь», загадывание загадок о книгах и о героях.

Материал: детские книги, журналы, формуляры, мяч, выставка детских книг























Ход.
Звучит музыка « В гостях у сказки», дети входят и останавливаются около выставки книг.
Воспитатель. Отгадайте загадку
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто ее открывает,
Тот много знает.

Дети. Книга.
Воспитатель. Верно, это книга. Ребята, говорят, что книга - наш друг. Как вы думаете, почему книгу называют нашим другом? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей. Книги сопровождают нас с самого детства всю жизнь. Они нас веселят, развлекают, учат.
Вы пока не умеете читать, но любите слушать сказки, рассказы. Назовите свою любимую сказку или запомнившийся рассказ, покажите книгу друзьям. (Дети называют и показывают свою любимую книгу)
Вот они, современные книги: яркие, красочные. Но всегда ли книги так выглядели? Кто из вас знает, на чем люди писали первые книги в древности?
(ответы детей)
Воспитатель. Верно, давным-давно, когда еще не было бумаги, слова записывали на чем придется: на камне высекали значки, писали на глиняных дощечках, на папирусе, пергаменте, коже, березовой коре ( бересте).Уже много позже люди научились делать бумагу.
Скажите, а где мы можем взять книги?
Дети. В магазине купить, взять у товарища, в библиотеке.
Воспитатель. О библиотеке и о людях, которые там работают, мы сейчас с вами поговорим.
Дети садятся.
Воспитатель. Что такое библиотека?
Библиотека – это место (здание), где хранятся книги. Библиотека- хранилище для книг. В библиотеке хранится большое количество самых разных книг: рассказы, сказки, стихи, словари, учебники, энциклопедии.

Снаружи смотришь - дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем - книги интересные
Стоят рядами тесными.

Люди приходят в библиотеку, чтобы взять интересную книгу, прочитать ее.
Конечно дома у вас тоже есть различные книги, но такого разнообразия как в библиотеке, нет ни у кого. Так, самая большая библиотека на земном шаре находится в Москве в многоэтажном здании и хранится в ней более 30 миллионов книг на разных языках.
Обычно в библиотеке есть несколько залов. Зал, в котором книги выдают на дом , называется абониментный зал или абонимент. В этом зале, на длинных полках стеллажах стоят разные книги. Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно, в библиотеку. А выдает книги – библиотекарь. Выбранные книги он записывает вот в такую маленькую книжечку- карточку), она называется формуляр. Повторите это новое для вас слово: формуляр.
Сюда же, в формуляр, библиотекарь записывает срок, когда нужно вернуть книгу.
Итак, в абониментном зале мы можем взять книги домой на определенный срок.
Еще один зал - читальный. В этом зале домой книги не дают. В читальный зал приходят для того, чтобы посмотреть новые газеты, журналы, прочитать небольшие книги.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать библиотекарь? (добрый, внимательный, общительный, аккуратный, умный, должен много читать, чтобы много знать и иметь хорошую память.)
Молодцы! Давайте немного отдохнем.
Проводится игра с мячом « Кто что делает»:воспитатель бросает детям мяч, называя профессию, дети ловят мяч и называют действия людей этой профессии ( врач лечит, портной шьет, библиотекарь выдает книги и т.д.)
Дети садятся, воспитатель продолжает.
С любым вопросом вы можете обратиться к библиотекарю, но и вы сами должны соблюдать правила юных читателей, правила бережного отношения с книгами. Как вы думаете, что это за правила, как надо обращаться с книгами?
Правила юных читателей.
Вовремя возвращай книгу в библиотеку.
Аккуратно обращайся с книгами:
*бери книгу только чистыми руками
*не мни, не загибай уголки, не слюнявь страницы
*не бросай и не рви
*не рисуй на страницах, не вырезай картинки
*пользуйся закладкой
Сейчас проверим, запомнили ли вы эти правила.

Игра « Да- нет»
Если хочется, ребята,
Книжку целый день читать,
То скажите, может можно
Вам ее не возвращать?
***
Если вы читали книгу,
Мама – кушать стала звать,
Можно ли ее на кухне,
За обедом дочитать?

***
Вам понравилась картинка
На странице №5,
Может вырвешь ты страницу.
Чтоб картинку вырезать?

***
Если черно- белый в книжке
Мячик, город или дом,
Может можно разукрасить
Их цветным карандашом?

Молодцы, вижу, то правила юных читателей вы запомнили.
Поэтому я предлагаю вам сегодня в нашей группе открыть библиотеку. Пока в нашей библиотеке будет работать только читальный зал. Я буду сегодня библиотекарем. Посмотрите сколько в нашем читальном зале книг, журналов! Но посмотреть их сможет только тот, кто запишется в библиотеку.
(воспитатель-библиотекарь занимает рабочее место, дети подходят по очереди, воспитатель заполняет на каждого ребенка формуляр.) Дети выбирают себе книгу или журнал, проходят за стол. Воспитатель библиотекарь напоминает об осторожном обращении с книгами, читает стихотворение.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу, ты, не обижай!
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной ты книжку-
Навсегда
Страницы замолчат тогда.









15