Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: По страницам прав ребёнка (старший дошкольный возраст)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: По страницам прав ребёнка
(старший дошкольный возраст)
Цель:
Развитие основы правового сознания у дошкольников.
Задачи:
1. Формировать гражданско-патриотические чувства.
2. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ
правовых знаний.
3. Закреплять знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах,
перечисленных в ней.
4. Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
5. Воспитывать уважения к достоинству и личным правам другого человека.
Материал: Международная Конвенция ООН о правах ребенка, письмо, иллюстрации
к сказкам, набор «Строитель», фонограмма физминутки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Доброе утро друзья!
День наступил прекрасный,
Потому, что в нём есть вы и я!
Я рада приветствовать вас.
Давайте улыбнёмся друг другу. Всегда приятно общаться с доброжелательным
человеком. Сегодня мы с вами будем говорить о правах детей в нашей стране.
Воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой необыкновенный воздушный шар. Давайте
подойдем поближе и посмотрим, что же там!
Воспитатель достает письмо из корзины.
Воспитатель: Ребята, письмо адресовано Вам, значит, мы смело, можем его
прочитать.
Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители Сказочной
страны. Мы узнали, что в вашей стране, дети имеют свои права. Нам бы
тоже очень хотелось, познакомиться с Вами и узнать, не нарушены ли
наши права?»
Воспитатель: Ребята, поможем жителям сказочной страны? А на чём мы
отправимся? (ответы детей) Воспитатель обращает внимание на воздушные шары и предлагает на них отправиться
в Волшебную страну.
Воспитатель стоит в центре с воздушными шарами, дети вокруг плотным кольцом.
Воспитатель: У весёлой детворы
Разноцветные шары.
И решила детвора:
Путешествовать пора!
Мы летим, летим, летим!
И помочь мы всем хотим!
Вот и прилетели мы в страну сказок! Жители волшебной страны живут в книге.
Давайте её откроем и познакомимся с ними.
Первая страница книги «Право на имя»
Воспитатель показывает свидетельство о рождении и спрашивает: Ребята, вы
знаете, что это за документ? Для чего он нужен?
(ответы детей)
Воспитатель: Первый документ каждого человека-это свидетельство о рождении.
Выдается после рождения. В этом документе записано имя, отчество, фамилия
ребенка. Число, месяц, год рождения ребенка; место рождения. Ф.И.О. мамы и папы.
У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму
показать этот документ.
Ребята у вас у всех есть имена? Как тебя называют дома? Как твое имя?
(ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на жителя Сказочной Страны – Красную
шапочку (картинка на экране)
Воспитатель: Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила,
И девочка имя забыла свое,
Скажите скорее мне имя ее…………
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, Красная шапочка - это имя или прозвище?
(ответы детей)
Воспитатель: Получается, у девочки нет имени, значит у нее нарушено право на имя!
Какая несправедливость! Давайте ей придумаем имя, и восстановим это право!
Как вы думаете, какое имя ей могло бы понравиться?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, вписать в свидетельство о рождении имя
нашей девочки.
Дети из букв собирают имя и приклеивают на бланк.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы восстановили право на имя. Ребята, а что мы
должны делать, чтобы не нарушать право ребенка на имя? (ответы детей)
Вторая страница книги «Право на дом»
Воспитатель: Нам пора переворачивать следующую страницу нашей книги - право
на жилище. Ребята, а что вы видите на экране?
(ответы детей)
Воспитатель: У вас у каждого есть дом?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята послушайте, кажется, кто-то плачет. Да это же заинька из
сказки «Заячья избушка». Почему он плачет? Ребята, а как вы думаете, нарушено
право зайчика? (ответы детей)
Воспитатель: Не плачь зайка, мы с ребятами тебе поможем! Ребята, давайте возьмем
строительный материал и построим зайке новую избушку.
Дети конструируют дом.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, вы восстановили право этого жителя
сказочной страны!
Третья страница книги «Право на здоровье»
Воспитатель: Какой это сказочный персонаж?
(ответы детей)
Воспитатель: Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться.
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь. А как называется врач,
который лечит зверей? (ответы детей)
Воспитатель: Все жители сказочной страны здоровы, и у них не нарушено право
на оказание медицинской помощи! Ребята я вам предлагаю прямо сейчас
воспользоваться, правом быть здоровыми и выполнить веселую гимнастику.
Проводится физкультминутка.
Четвёртая страница книги «Право на семью»
Воспитатель: Переворачиваем следующую страницу нашей книги. Ребята, кто это?
Да, это Машенька из сказки «Маша и медведь», у которой случилась беда, вспомните,
ведь медведь не отпускал её домой и тем самым лишил ее права на семью. Ребята, она
нуждается в нашей помощи. Что же мы можем для нее сделать? (ответы детей)
Проводится игра «Выведи Машу из лабиринта»
Пятая страница книги «Право на отдых»
Воспитатель: Какого героя вы видите на этой странице? Каким правом сейчас
воспользовался Емеля, который лежит на печи? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю и нам воспользоваться правом на отдых,
полежать и отдохнуть.
Проводится релаксирующее упражнение.
Воспитатель: Ребята, мы с вами встретились с жителями волшебной страны. О чём
они нас просили? Были ли их права нарушены? Какие? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Пришло время нам возвращаться.
Воспитатель стоит в центре с воздушными шарами, дети вокруг плотным кольцом
Воспитатель: У весёлой детворы
Разноцветные шары.
И решила детвора:
Возвращаться нам пора!
Литература
1. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. ТЦ «Учитель», - Воронеж, 2006;
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.ТЦ «Учитель», Воронеж,2006.