Рабочая программа по биологии 10-11 класс Сивоглазов (базовый) с реализацией агробизнес-образования
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ
общеобразовательное учреждение
Бахтайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании ШМО
учителей естественно-географического цикла «__»__________ 2016 г.
_____________ М.В.Шопхонова
Согласовано:
Зам. директора по УВР
«__» ___________ 2016 г. __________ А.Д. Балбина
Утверждаю:
Директор школы:
«__»_________ 2016 г.
___________ Г.С. Фёдорова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(10-11 классы)
Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова
Учебники: УМК «Общая биология. Базовый уровень» для 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005.
Составила: учитель биологии
Богданова Наталия Кимовна
с. Бахтай, 2016 г.
Планируемые результаты
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Содержание курса 10 класса
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них
Лабораторные и практические работы
Контрольные и
диагностические материалы
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3ч)
1.1.
Краткая история развития биологии. Система биологических наук
1
1.2.
Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы
2
Раздел 2. Клетка (11ч)
2.1.
История изучения клетки. Клеточная теория
1
2.2.
Химический состав клетки
4
2.3.
Строение эукариотической и прокариотической клеток
3
Практическая работа «Сравнение строения клеток растений и животных»
2.4.
Реализация наследственной информации в клетке
1
2.5.
Вирусы.
1
2.6
Зачёт по теме «Клетка»
1
Зачет №1 по теме «Клетка».
Раздел 3. Организм (19ч)
3.1.
Обмен веществ и преобразование энергии
3
3.2.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
6
3.3.
Закономерности наследственности и изменчивости
8
Практическая работа
«Решение элементарных генетических задач». Практическая работа «Составление простейших схем скрещивания»
Зачёт №2 по теме «Закономерности наследственности и изменчивости»
3.4.
Основы селекции. Биотехнология
2
Резервное время (1ч)
ИТОГО
34
Содержание курса 11 класса
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них
Лабораторные и практические работы
Контрольные и
диагностические материалы
Раздел 1. Вид (21 час)
1
История эволюционных идей
4
2
Современное эволюционное учение
9
«Описание вида по морфологическому критерию»
«Выявление изменчивости у особей одного вида»
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»
3
Происхождение жизни на земле
3
П.Р. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
4
Происхождение человека
5
П.р. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Зачет №2 «Происхождение человека»
Раздел 2. Экосистемы (12 часов)
5
Экологические факторы
3
6
Структура экосистем
4
П.Р. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
Л.Р. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» (Вып. дома).
П.Р.8 «Решение экологических задач»
Л.Р.8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» (Вып. дома).
П.Р.9 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
7
Биосфера - глобальная экосистема
2
8
Биосфера и человек
3
П.Р.(1часть) «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде».
П.Р. (2часть) «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»
Зачет №3 «Экосистема».
Заключительный урок (1ч)
ИТОГО:
34
.
Реализация агробизнес-образования
Закономерности общей биологии необходимы при решении самых разных вопросов во многих отраслях сельского хозяйства, как главного источника продуктов питания населения страны. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что позволит интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности населения страны в пищевых ресурсах. А знание закономерностей физиологических процессов выращиваемых растений и животных, позволит увеличить это самое производство. Использование знаний физиологии различных вредителей поможет в борьбе с ними.
Решению таких важных проблем современности, как охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов при ведении сельскохозяйственного производства, поможет изучение экологии. Она предусматривает выявление и устранение отрицательных последствий воздействия человека на природу (например, в результате загрязнения среды ядохимикатами и избытком удобрений).
Реализация агробизнес-образования на уроках биологии предполагает интеграцию материала агробизнес-направленности в темы программ, в результате которой предполагается формирование комплекса определенных знаний, умений и навыков. Результатом реализации данного материала должно стать формирование сельскохозяйственной компетенции, воспитание биологически грамотного землепользователя в масштабах как минимум личного подсобного хозяйства.
Календарно-тематическое планирование
Биология. 10 класс
34 ч (в неделю – 1 час)
№
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Примечания, коррективы
Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
1
Краткая история развития биологии. Методы биологии.
1
08.09
2
Сущность жизни и свойства живого.
1
15.09
3
Уровни организации жизни
1
22.09
История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)
4
История изучения клетки. Клеточная теория
1
29.09
Химический состав клетки (4 часа)
5
Химический состав клетки. Неорганические вещества.
1
06.10
6
Органические вещества. Углеводы и липиды
1
13.10
7
Органические вещества. Белки
1
20.10
8
Нуклеиновые кислоты.
1
27.10
Строение эукариотической и прокариотической клетки (3 часа)
9
Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.
1
10.11
10
Клеточное ядро. Хромосомы.
Комбинированный урок.
1
17.11
11
Прокариотическая клетка.
1
24.11
Реализация наследственной информации в клетке (1 час)
12
Реализация наследственной информации в клетке.
1
01.12
Вирусы (1 час)
13
Неклеточные формы жизни. Вирусы.
1
08.12
14
Зачет №1 по теме «Клетка».
1
15.12
Организм (19 часов)
Обмен веществ и преобразование энергии (3ч)
15
Многообразие организмов.
1
22.12
16
Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.
1
12.01
17
Пластический обмен.
Фотосинтез.
1
19.01
Размножение и индивидуальное развитие организмов (6ч)
18
Деление клетки. Митоз.
1
26.01
19
Размножение: бесполое и половое.
1
02.02
20
Образование половых клеток. Мейоз.
1
09.02
21
Оплодотворение.
1
16.02
22
Индивидуальное развитие организмов.
1
23.02
23
Онтогенез человека.
1
02.03
Закономерности наследственности и изменчивости (8ч)
24
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
1
09.03
25
Моногибридное скрещивание.
1
16.03
26
Дигибридное скрещивание.
1
30.03
27
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.
1
06.04
28
Генетика пола.
1
13.04
29
Изменчивость: наследственная и ненаследственная.
1
20.04
30
Генетика и здоровье человека.
1
27.04
31
Зачет №3 «Наследственность и изменчивость».
1
04.05
Основы селекции. Биотехнология (2ч)
32
Селекция: основные методы и достижения.
1
11.05
33
Биотехнология: достижения и перспективы развития.
1
18.05
Обобщение материала (1ч)
34
Итоговое повторение
1
25.05
Итого: 34 часа
Биология. 11 класс
(34ч, в неделю – 1час)
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечание
Вид (21 час)
История эволюционных идей (4 часа)
1
Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.
1
06.09
2
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
1
13.09
3
Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.
1
20.09
4
Эволюционная теория Ч.Дарвина.
1
27.09
Современное эволюционное учение (9 часов)
5
Вид. Критерии и структура.
1
04.10
6
Популяция – структурная единица вида и эволюции.
1
11.10
7
Факторы эволюции.
1
18.10
8
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
1
25.10
9
Адаптации организмов к условиям обитания.
1
08.11
10
Видообразование.
1
15.11
11
Сохранение многообразия видов.
1
22.11
12
Доказательства эволюции органического мира.
1
29.11
13
Зачет №1 «Основные закономерности эволюции».
1
06.12
Происхождение жизни на земле (3 часа.)
14
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.
1
13.12
15
Современные представления о возникновении жизни. П.Р. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
1
20.12
16
Развитие жизни на Земле.
1
27.12
Происхождение человека (5 часов)
17
Гипотезы происхождения человека.
1
10.01
18
Положение человека в системе животного мира.
1
17.01
19
Эволюция человека.
1
24.01
20
Человеческие расы.
1
31.01
21
Зачет №2 «Происхождение человека»
1
07.02
Экосистемы (12 часов)
Экологические факторы (3часа)
22
Организм и среда. Экологические факторы.
1
14.02
23
Абиотические факторы среды.
1
21.02
24
Биотические факторы среды.
1
28.02
Структура экосистем (4 часа)
25
Структура экосистем.
1
07.03
26
Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. П.Р. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» (на местных примерах).
1
14.03
27
Причины устойчивости и смены экосистем. Л.Р. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» (Вып. дома). П.Р. «Решение экологических задач»
1
28.03
28
Влияние человека на экосистемы. Л.Р. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» (Вып. дома). П.Р. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
1
04.04
Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)
29
Биосфера - глобальная экосистема.
1
11.04
30
Роль живых организмов в биосфере.
1
18.04
Биосфера и человек (3 часа)
31
Биосфера и человек. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
1
25.04
32
Основные экологические проблемы современности, пути их решения. П.Р. (2 часть) «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»
1
02.05
33
Зачет №3 «Экосистема».
1
09.05
Обобщение (1 час)
34
Роль биологии в будущем. Заключение
1
16.05
Итого: 34 часа
15