Статья о проблемах адаптации обучающихся при переходе на среднюю ступень обучения

Статья на тему
«Вопросы адаптации обучающихся к условиям средней ступени обучения»

Приставакина Наталья ивановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городецкая средняя общеобразовательная
Деревни Городцы муниципального образования Трубчевский район Брянской области

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы); новые дети в классе (или я сам в новом классе); новый классный руководитель; в средней школе мы снова самые маленькие, а в начальной были уже большими; проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:
возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать
возросший объем работы как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми одно из главных условий успешной адаптации детей.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой, с воспитательным
процессом при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно.
Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество
обучения в пятом классе.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие
"готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной
школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно
выделить следующие составляющие такой готовности:
* сформированность основных компонентов учебной деятельности,
успешное усвоение программного материала;
* совершенно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с учителями
и одноклассниками;
* ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность,
среднее звено – межличностные отношения).

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 1314 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно, на наш взгляд, может быть самым разным. Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Именно «ориентированность на ошибку*, которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.
Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми: 1. Дети не знают имен учителей на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество. 2. Дети не знают по именам новых учеников на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность. 3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.
Меры, способствующие организации работы в классе: 1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними); 2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету. 3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам. 4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

5. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например: а) обязательные дисциплинарные требования (правила): не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука сигнал о вопросе или ответе; опоздания не допускаются; б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий; соблюдение правил оформления тетрадей
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком: проявлять уважение друг к другу;
В этот период и учителя, и родители должны быть особенно внимательны к детям, выполнять следующие правила.
1. Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
2. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют интерес и к учёбе, и к школе, и к своему классу.
3. Организуйте так учебный труд, чтобы каждому ребёнку захотелось учиться, а для этого нужно формировать интерес к предмету в целом. Радость от постижения нового - самый лучший мотивирующий фактор. Ещё Л. Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».
4. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.
5. Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.
6 . В этот период должна быть тесная связь школы и родителей: родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно должны познакомиться с одноклассниками ребенка и общаться с ними после школы.
7. И учителя, и родители должны следить за состоянием ребёнка в период адаптации: не забывайте о смене учебной деятельности, наблюдайте за правильной позой во время урока, создавайте условия для двигательной активности на переменах. А родители обязательно должны вводить в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Мы должны вместе
воспитывать ответственность ребенка за свое здоровье.
Родителям рекомендуется:
обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим
дня;
основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их
умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно
новые знания и навыки.
Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку
эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.

В этот период классный руководитель является той «путеводной звездой»,
которая поможет найти выход и преодолеть менее болезненно период
адаптации. Каждый классный руководитель определяется в программе
развития учащегося с учётом преемственности и периодом адаптации (от 1
месяца до 1 года) и определяет для себя следующие задачи:
* сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
* создание психолого-педагогических условий, при которых учащиеся
имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе
"инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и
самостоятельность) в разных учебных и воспитательных ситуациях;
* повышение учебной мотивации учащихся;
В этот период очень важна чётко спланированная работа с родителями:
Классный руководитель проводит собрания с приглашением заместителей директора, социального педагога,
медицинского работника и учителей-предметников. При обсуждении
проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на
адаптацию детей к предметному обучению, а также на условия, которые
могут способствовать или препятствовать успешному прохождению
адаптационного периода.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к
обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету,
сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации (для
этого у нас существует распределение обязанностей – актив класса).
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению
тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к
успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать
поддержку родителей, которые верят в него и помогут преодолеть
возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе,
классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Рекомендации классным руководителям 5-х классов.
1. На первом родительском собрании необходимо представить новых
учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма,
телефонные звонки и т.д.).
3. Постоянно поддерживайте контакт с соцпедагогом
4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников
и Ф.И.О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с
именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
5. Совместно с психологом участвуйте в различных адаптационных играх
для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.
6. Познакомьтесь с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в
семье, здоровьем ребёнка (по медицинской карте ребёнка).
7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учётом их
индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья,
пожеланий родителей.

Рекомендации учителям-предметникам.

1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные
особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических
приёмов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними
заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика,
гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям
усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных
совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте
единый орфографический режим, критерии оценок).
6. Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно
учиться.
7. Налаживайте эмоциональны контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика.
Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать
развитию мотивации к учению, а не её снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика
(Нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и
сегодняшнего»).

10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и
работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте
все плюсы и минусы в своей работе.
11.
Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
12.
Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок
за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально,
а с учётом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
13.
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные
суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.).
14.
Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших
учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные),
положительные записи в дневнике.
15.
Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о
проблемах ребёнка, его здоровье, семейных отношениях.

Главная цель педагогического коллектива – выработать
линию поведения классных руководителей, учителей-предметников.
Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается
кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных
психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со
снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к
определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы
приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать
у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности
адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности
психологического и физического здоровья обучающихся.

Педсовет по преемственности позволяет согласовать действия учителей-
предметников, классных руководителей, родителей в поиске и
осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем (учебных
затруднений, эмоциональных проблем и др.), в подборе личностно-
ориентированных технологий обучения, воспитания и развития учащихся.
Проблемы, не решенные на этом этапе, переходят к другим
специализированным структурам и службам – медикам, логопедам,
коррекционным и социальным психологам и др.
Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии
– одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности
в обучении и единстве педагогического воздействия в воспитании
обучающихся.
Успешная адаптация пятиклассников зависит от педагогической компетентности педагогов.




15