Статья по теме «Преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднюю»
Одинцова А.И.,
учитель математики ГБОУ СОШ №2035
Преемственность
в обучении при переходе из начальной школы в среднюю Переход из начальной школы в среднюю - это кризисный этап в школьной жизни обучающегося, сопряжённый с большой психологической нагрузкой. Зачастую, переходя в 5-й класс, ученик теряет интерес к учёбе, его успеваемость снижается. Это объясняется тем, что появляется много учителей-предметников, предъявляющих новые требования к ученикам. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к самостоятельным, сформировавшимся ученикам. Пока ребёнок пытается приспособиться, выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке, он попадает в число отстающих учеников. Проблема снижения успеваемости является одной из важных проблем в образовании.
Учителя, работающие с пятиклассниками, должны быть квалифицированными педагогами, психологами и воспитателями. Они должны обеспечить плавный переход учащегося из начальной школы в среднюю, чтобы он не растерял все приобретения начальной школы и не утратил интерес к учёбе.
Желательно, чтобы родители будущих пятиклассников заранее познакомились со всеми учителями, которые будут преподавать в данном классе. Будущий классный руководитель и учитель начальной школы должны встретиться и обсудить характерные особенности каждого ученика, его сильные и слабые стороны, поведение, составить полную психолого-педагогическую характеристику каждого ученика.
Учитель, у которого будут учиться пятиклассники, должен посещать уроки ещё в 4-м классе, знакомиться с детьми, с уровнем их подготовленности. Кроме того, во время внеклассных мероприятий можно организовать различные конкурсы, викторины, игры с целью более глубоко изучения уровня подготовленности учеников.
Так, во время проведения «Недели математики» ученики старших классов готовят математическую викторину с участием сказочных героев и проводят её в четвёртых классах. Это даёт возможность учителю присмотреться к будущим своим ученикам.
При работе с пятым классом необходимо создать комфортную атмосферу на уроках. Новый материал нужно излагать доступным языком. В первое время на уроках создавать ситуацию успеха учащихся. Необходимо применять здоровье сберегающие технологии, которые предполагают разгрузки на уроке и дозированное домашнее задание.
Чтобы обеспечить единство педагогических требований, необходимо методическому объединению учителей начальных классов и МО учителей-предметников выделить основные умения и навыки учащихся по всем предметам, провести детальный анализ на выявление пробелов в знаниях учащихся, наметить мероприятия по их устранению. Необходимо согласовать правила оформления тетрадей, различных видов работ и ведения дневника. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика, отвечать с поднятой рукой и т.д. Задавание домашнего задания нельзя оставлять на конец урока, его надо чётко прокомментировать и дать инструкцию по выполнению. Задача учителя – знать трудности в усвоении учебного материала и вовремя их предупредить.
Период адаптации в пятом классе один из труднейших периодов школьного обучения. Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учёт тесной взаимосвязи разных её аспектов:
- дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения;
- психологического, связанного с учётом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребёнка;
- методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию математических понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся.
Сценарий внеклассного мероприятия.
Викторина в 4-м классе: Волшебный мир чисел.
Цели: учить решать задачи логического характера, развивать творческое воображение, логическое мышление, память, умение рассуждать и анализировать.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир чисел. Если вы отгадаете загадку, то узнаете главного героя.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный:
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это?
Дети: Буратино!
Учитель: Ребята, как называется сказка и кто её написал?
Дети: Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Учитель: Сегодня вам предстоит решить некоторые задачи, с которыми столкнулись герои этой сказки. Они вышли победителями, а вам ещё предстоит себя проверить. Итак, начинаем……
Буратино: Отправляясь в страну дураков, я попал в дремучий математический лес. Чтобы найти тропинку, мне нужно ответить на несколько вопросов:
а) сколько месяцев в году;
б) назовите третий и восьмой;
в) могут ли они поменяться местами;
г) напишите число «один» тремя двойками;
д) какое наибольшее возможное однозначное число можно представить с помощью четырёх цифр «2»;
е) изобразите число «13» посредством четырёх двоек;
ж) выразите число «23» пятью цифрами;
з) представьте число «40» путём использования четырёх цифр «2»;
и) найдите закономерность, по которой построена последовательность чисел- 1, 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19……
Ответы:
г) 1=2-2:2;
д) 9: 22:2-2;
е) 13=22:2+2;
ж) 23=22+2-2:2;
з) 40=(22-2)х2;
и) ряд состоит из чисел, которые делятся сами на себя.
Учитель: Так, Буратино нашёл тропинку и встретил лису Алису и кота Базилио, которые привели его на пустырь.
Лиса Алиса: Это Поле чудес: если закопаешь золотые монеты, то наутро вырастет дерево, на котором в три раза больше золотых монет. Затем, полученные монеты снова можно закопать в землю и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Мы можем посторожить ночью эти монеты.
Учитель: В награду за услуги лиса и кот потребовали отдавать после каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями.
Буратино: После двух урожаев у меня совсем не останется денег. Уж лучше я сам посторожу.
Учитель: Сколько золотых монет было у Буратино?
Решение: второй урожай даст 9 монет. Значит, во второй раз Буратино посадит 9:3=3 (монеты). Первый урожай даст 3+9=12 (монет). Следовательно, в первый раз Буратино посадит 12:3=4 (монеты). Ответ: у Буратино было 4 золотые монеты.
Учитель: Буратино взял свои монеты и пошёл дальше по тропинке, которая привела его к Мальвине.
Мальвина: Я пригласила Буратино в гости, напоила его чаем и решила проверить его знания по математике. Ведь Буратино не ходил в школу.
Все домой! Звонок раздался!
На доске пример остался,
Залетели в класс синицы
И склевали единицы.
Залетели сойки
И склевали двойки.
Залетели воробьи,
И не стало цифры три.
Сообщить прошу вас, дети,
Где стояли цифры эти?
*4** Ответ: 1423
+*745 +1745
6*98 6298
9466 9466
Мальвина: Задача. Дуремар ловил пиявок в пруду прямоугольной формы, длина которого 25м, а ширина 8м. Сколько пиявок может поймать Дуремар, если известно, что на каждом квадратном метре пруда обитает 150 пиявок. (30000 пиявок).
Мальвина: Ребята! Буратино немного устал, да и вы тоже. Давайте вместе отдохнём. Кто желает вместе с Буратино сделать разминку?
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Хорошо, продолжим занятие.
Мальвина: Ребята, у меня в буфете была спрятана банка варенья. В банке 650 г варенья. Буратино узнал и не удержался. Каждый день втихомолку съедал по пять ложек малинового варенья. Сколько граммов варенья я обнаружила, когда Буратино через 20 дней закашлял? В ложку, которой Буратино «выуживал» варенье помещается 5 г.
Артемон: За спасение черепашек черепаха Тортилла решила подарить Буратино Золотой ключик, который уронил в пруд Карабас-Барабас. Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной коробочке было написано: «здесь лежит Золотой ключик», на синей – «зелёная коробочка пуста», а на зелёной – «здесь лежит гадюка» (учитель прикрепляет на доску рисунки коробочек). Тортилла прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит Золотой ключик, в другой – гадюка, а третья – пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит Золотой ключик, - он твой!» где лежит Золотой ключик?
Дети: В зелёной коробке. Из надписи на синей коробке следует, что в ней что-то лежит, а из надписи на зелёной коробке следует, что в ней лежит не гадюка. А так как, по словам Тортиллы, лежать в коробке может лишь гадюка или Золотой ключик, то там находится Золотой ключик.
Артемон: Молодцы, ребята, нашли ключик. У нас осталось последнее задание, которое должен выполнить Буратино. «Крылатые слова», объясните их значение:
- за семью печатями;
- семи пядей во лбу;
- семимильными шагами;
- седьмая вода на киселе;
- до седьмого пота;
- семь вёрст до небес;
- семь смертных грехов;
- семь бед – один ответ;
- семь раз отмерь, один раз отрежь.
МОЛОДЦЫ! А вот и ключик!
Подведение итогов, награждение.