Использование различных типов занятий по аэробике для выявления эффективных форм оздоровления организма занимающихся.

Использование различных типов занятий по аэробике для выявления эффективных форм оздоровления организма занимающихся.

Мазуренко Анастасия Константиновна
Преподаватель Физической культуры
МБУ "Школа № 11" г. Тольятти

Оздоровительные программы аэробики привлекают своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменять содержание уроков в зависимости от интересов и подготовленности занимающихся.
В аэробике различают упражнения, выполняемые с низкой нагрузкой и высокой нагрузкой. Часто используются различные комбинации движений рук и ног с разной нагрузкой.
Занятия аэробикой с оздоровительной направленностью проводятся в виде урока. Преимущества урочной формы проведения занятий заключаются в том, что учебный процесс возглавляет квалифицированный педагог (инструктор), обеспечивающий решение задач и максимальную продуктивность занятий. При разработке тренировочных программ, прежде всего, нужно определить цели, продумать направленность и подобрать содержание занятий на различные по длительности циклы.
Технология конструирования программы занятий аэробикой:
выбор вида оздоровительных занятий с учетом интересов занимающихся и их подготовленности;
подбор музыки с определенным числом ритмичных ударов в минуту для каждого упражнения;
запись фонограммы для всего урока (без перерывов в звучании музыки);
конструирование упражнений и хореографических соединений для разных частей урока;
распределение в уроке различных по нагрузке упражнений и соединений;
разучивание педагогом разработанной программы (самотренировка);
обучение занимающихся упражнениям и хореографическим соединениям оздоровительной программы.
Представленная ниже общая структура урока аэробики может иметь разные варианты по содержанию и продолжительности, как отдельных частей, так и всего занятия. В так называемом стандартном классе (тренировочном занятии) рекомендуется общая продолжительность урока от 30 до 45 мин.



Структура урока оздоровительной аэробики
Подготовительная часть урока. Продолжительность 5-10 мин.
Разминка.
Локальные
Основные упражнения: повороты головы, наклоны, круговые движения плечами.
Совмещения, движения для обширных мышечных групп
Основные упражнения: полуприседы, движения туловищем.
Стретчинг (упражнения на гибкость).
Изолированные движения для мышц бедра и голени
Основные упражнения: растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы.
Основная часть урока.
Аэробная часть. Продолжительность 20-30 мин.
Аэробная разминка (3-10 мин)
Основные упражнения: базовые элементы и усложнения движений, варианты ходьбы с движениями руками.
«Аэробный пик» (15 мин)
Основные упражнения: танцевальные комбинации аэробных шагов, бег, прыжки в сочетании с движениями руками.
Первая аэробная «заминка» (2-5 мин)
Основные упражнения:
базовые движения, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движения руками;
амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками от бедра.
«Калистеника» – упражнения на полу.Продолжительность 5-10 мин.
Основные упражнения:
для мышц туловища (в положении лежа упражнения на силу и силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины);
для мышц бедра (в положении лежа упражнения на силу и силовую выносливость приводящих и отводящих мышц бедра);
для мышц рук и плечевого пояса (варианты сгибания и разгибания рук в разных исходных положениях).
Заключительная часть урока. Продолжительность 2-5 мин.
«Вторая заминка».
«Глубокий стретч»
Основные упражнения: растягивание мышц передней, задней и внутренней поверхностей бедра, голеней, мышц груди, рук и плечевого пояса.

В теории оздоровительной физической культуры (в частности, аэробики) еще недостаточно научно разработанных рекомендаций по сочетанию интенсивности нагрузки, зависящей от вариантов техники движений для разных частей урока.
Рассмотрим примеры некоторых вариантов построения занятий разной целевой направленности, предложенные К.Б. Андресян.

Варианты построения занятий по аэробике

Тип занятия
Части занятия
Длительность (мин)
Планируемая ЧСС

Обучающий
Разминка Стретчинг Аэробная
Заминка
2-5
3-4
12-25
2-5
90-120
90-110
130-150
90-100

Силовой
Разминка Стретчинг Калистеника Заминка
2-5
3-4
15-20
2-5
90-120
100-150
90-130
80-90

Танцевально- разогревающий
Разминка
Танцевальная
Заминка
2-5
7-12
2-5
90-120
140-150
до 110

График 1
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
График 2
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
График 3
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Мной был проведен эксперимент по применению различных типов занятий на уроках по физической культуре среди учащихся. Были подобраны комплексы аэробики обучающего, силового и танцевально-разогревающего типов занятий, для выявления эффективных форм занятий оздоровления организма занимающихся. По окончанию эксперимента мной были сделаны выводы:
1) составленные комплексы носят оздоровительный характер, что подтверждается результатами ЧСС, которые представлены на графиках 1,2,3;
2) разработанные типы занятий соответствуют планируемой ЧСС, данные которой отражены в таблице;
3) во всех типах занятий нагрузка носит волнообразный характер. В разминке и заминке данные ЧСС 90-110 уд/мин, а в основной части занятия увеличивается до 150 уд/мин, что соответствует требованиям оздоровительного занятия по аэробике;
4) все типы занятий были доступны, эмоциональны, интересны для учащихся и соответствовали их подготовленности.










Диаграмма 2Root Entry