Урок А.С. Пушкин.«Капитанская дочка» Художественное «пространство» произведения. Метод шести шляп (8 класс)


Урок
«Капитанская дочка»
Художественное «пространство» произведения
Класс: 8
Базовый учебник: В.Я.Коровина, В.П.Королев, В.И. Коровин.
Тип урока: получение новых знаний
Цель урока: Проверить знание текста романа «Капитанская дочка», проверить освоение учащимися художественного «пространства» произведения. Развивать творческие способности учащихся. Формировать умение работать в группе
Оборудование: бумажные шляпы (белая, черная, красная, синяя, желтая, зеленая)
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Время
(мин.)
Приветствие, перекличка. Готовятся к уроку 2 мин.
Сегодня мы поработаем с произведением Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Но урок у нас будет необычный. Сегодня мы используем технику шести шляп.
Сейчас я попрошу вас создать 5 групп по пять человек.
1 группа – Беля шляпа. Надевая белую шляпу, мы концентрируемся на доводах и фактах. Никаких эмоций и оценок. Только факты.
2 группа – Красная шляпа.  Отвечает за интуицию и чувства. Важно анализировать свои ощущения и предчувствия относительно рассматриваемой проблемы, не задаваясь вопросами, почему проблема произошла, кто в этом виноват, и что делать в итоге
3 группа - Черная шляпа: надевая ее можно позволить себе высказать опасения, проявить осторожность и дать критическую оценку ситуации. Это защитит нас от необдуманных действий и позволит рассмотреть возможные риски при решении проблемы.
4 группа – Желтая шляпа: переключение на положительные эмоции. Надевая ее, мы должны заняться поиском положительных сторон и преимуществ, которые мы приобретаем в той проблемной ситуации, которая сложилась.
5 группа - Зеленая шляпа: неординарность и крестив. В этом режиме мышления мы должны придумать пути выхода из сложившейся ситуации, найти альтернативные варианты и новые идеи, которые позволят решить проблему. Чем креативнее будут наши мысли, тем лучше.
Синяя шляпа: отвечает за управление самим процессом решения задачи. Эту шляпу, если вы не против, надену я.
Итак, все готовы? Все настроились? Все прочитали текст? Тогда приступаем к работе. - формируют группы, выбирают цвет шляпы, рассаживаются командами.
 
10 мин.
Итак, давайте вспомним 8 главу «Незваный гость».
Белые шляпы, слово вам. Что происходит в восьмой главе.
- Красная шляпа
- Черная шляпа
- Желтая шляпа
- Зеленая шляпа - Капитан крепости получает секретное сообщение о самозванце, разоряющем крепости поблизости. Мятежники захватывают крепость, Пленных ведут на площадь присягать Самозванцу. Казнь Капитана и его жены. Гринев помилован. Пугачев требует от Гринева присяги, Гринев отказывается, Пугачев отпускает Гринева, грубо говоря, за искренность.
- На месте Гринева я бы тоже не испугался. Поступил бы как Гринев храбро, с чувством собственного достоинства….
- я считаю, что Гринев в этом эпизоде занял недостойную офицера позицию. Он не должен был даже разговаривать с Пугачевым, ведь он захватил крепость. Гринев находится меж двух огней. Спасенный и отпущенный Пугачевым, он вызовет подозрения, будет воспринят как шпион. Или может быть убитым повстанцами...
- Он остался живым, при этом не уронил честь мундира. У него есть возможность спасти возлюбленную.
- Он мог убить Пугачева, освобождает Машу и бежит с ней из крепости в Оренбург собирает подмогу и восстание…
15 мин
А сейчас я попрошу группы, поменяться шляпами. Те, кто был зеленой шляпой становятся черной шляпой, черная становится красной, белая становится желтой, желтая становится зеленой и красная становится белой. Меняемся!
Выступление детей. 10 мин
Вы большие молодцы! Вам понравился такой необычный урок? Чему он вас научил? - Мы узнали о методе шести шляп. Посмотрели на одну ситуацию с разных точек зрения. Научились подбирать аргументы и контраргуметы…
3 мин
Домашнее задание: Как известно, Гринёв был арестован, обвинён в государственной измене и предстал перед Следственной комиссией. Разбирательство носило чрезвычайно суровый характер. Мы проведем символический судебный процесс. Вы должны будете выступить на заседании суда и в качестве обвинения, и в качестве защиты. Осужден или оправдан, будет поручик Гринёв?
Работу выполняйте письменно в тетради.
Всем спасибо за урок. До свидания! Записывают домашнее задание в дневник 5 мин