УРОК-ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ«Жизненная правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

МОУ лицей № 82.







Проект





«Жизненная правда и художественный вымысел
в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
(8 класс).








Разработала учитель
русского языка и литературы
Степанова Ж.А.













г. Нижний Новгород.
2008г.
В Пушкине было верное понимание
истории. Он не историю воплощал в себе
и в свою современность,
а себя перенес в историю и минувшее.
Пушкин был одарён воображением
настолько, что мог воссоздать минувшее,
уживаться с ним, породниться с лицами,
нравами и порядками, давно заменёнными.
П.А.Вяземский.
Идея проекта:
«Что такое исторический роман? Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь», - эти слова известного писателя – историка В. Яна я выбрала в качестве эпиграфа к вступительному уроку по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Приступая к изучению этого интересного, но нелёгкого для восприятия восьмиклассников произведения, я очень хотела, чтобы яркие художественные образы, созданные великим поэтом, остались в памяти школьников если не на всю жизнь, то хотя бы на долгое время; чтобы в пушкинских героях они увидели не безжизненных литературных персонажей, искусственно придуманных автором, а живых людей с их болью и радостью, надеждами и разочарованиями; чтобы смогли понять трагедию народного восстания и счастье людей, переживающих эту трагедию. Так родился замысел урока – проекта в 8-ом классе «Жизненная правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Концепция проекта:
О том, что А.С. Пушкин глубоко и серьёзно интересовался историей государства Российского, восьмиклассники уже знают. Уже прочитаны и изучены такие произведения поэта, как баллада «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», на внеклассном чтении - повесть «Арап Петра Великого», стихотворения, посвященные исторической тематике. Однако с жанром исторической повести в курсе русской литературы учащиеся встречаются впервые. Поэтому на уроке обобщающего характера необходимо ещё раз остановиться на причинах обращения А.С. Пушкина к историческому жанру. Поэт считал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим». В этих словах великого россиянина – урок патриотизма для современных школьников. А как иллюстрация недекларативного отношения А.С. Пушкина к истории родной страны – его историческая повесть «Капитанская дочка».
В процессе работы над произведением на уроках архитектоника повести: композиция, система образов, роль эпиграфов, идея – в основном и целом уже рассмотрены. Поэтому задача данного проекта – показать жанровые особенности исторического жанра, сопоставив жизненную правду и художественный вымысел в «Капитанской дочке».

25
Цель проекта:
Углубить понимание идейно – художественного своеобразия повести А.С. Пушкина на основе сопоставления жизненной правды и художественного вымысла в данном произведении.

Задачи проекта:
Формировать навыки литературоведческого анализа текста.
Изучить исторические источники по теме проекта.
Формировать исследовательскую культуру учащихся.
Развивать навыки групповой работы.
Воспитывать уважение к истории и культуре своего народа.

Оборудование урока:
Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Этапы работы:
Знакомство с содержанием, целями и задачами проекта, темами исследований.
Организация исследовательских групп.
Отбор материала, его структуризация.
Подготовка презентаций для публичной защиты.
5. Презентация проекта.
Рефлексия.

Ход урока:





26
Вступительное слово учителя:
Пушкин – художник и Пушкин – историк – тема нашего урока. А.С. Пушкин обладал не только художественным воображением, но и изумительным историческим чутьём, которое помогало ему угадывать там, где не хватало фактов. Вот мнение одного из его современников, близкого друга – П.А. Вяземского: «В Пушкине было верное понимание
истории. Он не историю воплощал в себе и в свою современность, а себя перенес в историю и минувшее. Пушкин был одарён воображением
настолько, что мог воссоздать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, нравами и порядками, давно заменёнными».

Слайд №2



Вот почему так историчен даже художественный вымысел А.С.Пушкина. Это касается всех его исторических произведений. Особенно реалистичен художественный вымысел «Капитанской дочки».
Создавая историческое произведение, художник решает две задачи. Во-первых, добиться иллюзии полной исторической правды изображаемого. Именно поэтому Пушкин выбрал форму мемуарной литературы. Во-вторых, поэт понимал, что задача исторической повести - не в нагромождении фактов и событий, а в раскрытии типических сторон исторической действительности. Какие же типические стороны исторической действительности воссоздает автор «Капитанской дочки»?

Слово учителя:
Начиная читать историческое произведение, предполагаешь встретить точную историческую хронологию, однако, читая «Капитанскую дочку», точные даты мы встречаем лишь к концу произведения, в письме генерала в следственную комиссию. Встаёт вопрос о соотношении исторического и художественного времени. Слово первой группе.
27
Слайд №3



В своём произведении А.С. Пушкин рассказывает о более чем двух годах жизни П.А. Гринёва. Начало повествования приходится на раннюю осень. Это мы узнаём из повествования Пушкина: «Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье». Следовательно, речь идёт о начале сентября 1772 года, так как незадолго до этого произошло восстание яицких казаков, а оно было в 1772 году. Заканчивается произведение тогда, когда Гринев был освобожден по приказу царицы в декабре 1774 года. Итак, с сентября 1772 года до конца 1774 года прошло два года и около двух месяцев. Это время действия повести.
Молодой Петруша Гринев в сентябре 1772 года отправлен отцом на службу в Оренбург. На следующий день он прибывает в симбирский трактир и там знакомится с Зуриным. Ещё через день Гринев выезжает из трактира по направлению к Оренбургу. Но скоро добраться до Оренбурга ему не удалось, случился буран, и ямщик потерял дорогу. Во время бурана Гринев встречает мужика, который нашёл дорогу и привёл их к трактиру, где они и провели ночь. Приехав в Оренбург, Гринев прямо явился к генералу, который назначил его на службу в Белогорскую крепость, куда тот и отправился на следующий день. Крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга, поэтому Петр добрался до неё уже к вечеру. Это было в начале зимы, так как уже свирепствовали бураны: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран». Но река Яик, вдоль которой шла дорога, ещё не замёрзла. Через несколько недель после прибытия произошёл поединок со Швабриным, после которого Гринев пролежал пять суток без сознания.
В начале октября 1773 года пришло секретное письмо о нападении Пугачёва, это произошло спустя 9 месяцев после прибытия Гринева в крепость, где он уже находился с декабря 1772 года по октябрь1773. Через некоторое время после этого произошло взятие Белогорской крепости Пугачёвым, и на следующий день Пугачёв вместе с войском уехал.
28

В начале октября Петр прибыл в Оренбург. Это мы узнаём из письма генерала в судебную комиссию: «оный прапорщик Гринев находился на службе в Оренбурге с начала октября прошлого 1773 года». Через несколько дней после этого началась осада Оренбурга. Гринёв
пребывал в Оренбурге до 24 февраля 1774 года. Это тоже известно из письма генерала: « до 24 февраля нынешнего года, в которое число он из города отлучился и с той поры под команду мою не явился». Всю весну Гринев сражался в отряде Зурина с восставшими. Примерно в начале лета 1774 года, как раз в тот момент, когда Гринев собрался ехать в отпуск домой, его арестовали и отвезли в Казань, где он и сидел в тюрьме. Осенью того же года Марья Ивановна отправилась в Петербург, где просила у царицы освободить Гринева. И по указу царицы в конце 1774 года Гринев был освобождён, а обвинение с него снято. Пугачев был казнён в январе 1775 года.
Таким образом, Пушкин рассказывает о событиях, происходящих в течение двух с лишним лет.

Слово учителя:
Для того чтобы быть как можно ближе к исторической реальности, поэт понимал необходимость передачи местного колорита. Каким же образом автор передал «местные краски»?


Слайд№4


События, описанные в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», разворачиваются в Оренбургской и Симбирской губерниях. Пушкин не стремился к ясному изложению происшествий и событий. В письме Дмитриеву по поводу «Истории Пугачева» Пушкин замечает: «Читатели любят анекдоты, черты местности и прочее, а я всё это отбросил в примечание». Тот же принцип соблюдён Пушкиным и в исторической повести, где бытовая обстановка, черты местности даны смутно, ровно
29
настолько, насколько это было необходимо.
Наша первая встреча с героями повети происходит в симбирской деревне, название которой, увы, не дошло до нашего времени. Да это и не важно. Сколько их было, безвестных провинциальных российских деревушек, выпускавших в свет дворянских недорослей! Деревня находилась в 30 верстах от Симбирска и принадлежала отцу Петра Гринева.
Следующим объектом нашего внимания станет Симбирск. Город в те времена маленький, но грязный. Узкие серые улицы и дома с широкими крышами, в узкие проёмы между которыми струится скудный луч света. Укрепления слабые: ров, вал с частоколом и деревянный кремль. Вообще место было спокойное, и большие укрепления были бы лишними.
Далее Гринев следует в Оренбург. Город по тем временам мощный: каменные стены, вал, частокол, широкий ров, дозорные башни. В городе находилось около трёх тысяч войска. Но, несмотря на малую
внушительную силу и мощные укрепления, город был в осаде. Почему? Потому, что между военными начальниками не было ни одного знающего своё дело. В Оренбург стекались солдаты и мирные жители со всех близлежащих крепостей и деревень. Город находился в степи, и с башен открывался широкий обзор, позволяющий широко видеть окружающее пространство и даже соседние крепости.
Одним из центральных мест действия является крепость Татищева, называющаяся в повести Белогорской. Татищевская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Основана она была образователем оренбургской губернии Кирилловым в устье реки Камыш – Сары, так же и названа была Камыш – Сарою. Но когда на место Кириллова заступил Татищев, он назвал крепость своим именем. Сначала крепость служила гражданской пристанью, но потом пристань была перенесена, а поселение обнесено рвом, валом и деревянной стеной. В крепости находилось около 130 солдат и 60 казаков. Казаки, как и в повести, перешли на сторону Пугачёва. А из солдат ни один не двинулся в бой, и капитан был вынужден защищаться один. Увы, но такова судьба не только крепости Татищевой, но и многих других крепостей, в которых верными своему долгу оставались лишь офицеры.
Ещё одним местом действия становится Берда. В повести сказано, что Гринев поехал спасать Марью Ивановну прямой дорогой через Бердскую слободу. Дорог, ведущих из Оренбурга к Татищевой, было две: одна прямая, не заходящая ни в одну крепость, а вторая – идущая через Берду, дающая крюк в 15 вёрст. Так почему Гринев поехал через занятую Пугачевым Берду, давая такой большой крюк, а не по прямой дороге, которую Пугачев даже не стремился занимать? С одной стороны, Гринев, возможно, сказал правду, что ищет у него помощи, но с другой стороны – это запрещает честь офицера.
Итак, Бердская казачья слобода расположена на реке Самаре. Была окружена многочисленными оврагами. В самой слободе насчитывалось до 200 дворов. Подойти к слободе можно только с дороги, но этот подход закрывался двумя батареями казаков.
30
Также батареями прикрывались углы слободы. Это место было неприступно. Именно поэтому Берда была столицей Пугачёва, и здесь он держал свои силы.

Слово учителя:
«Не приведи бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - в этих словах содержится оценка, которую А.С. Пушкин даёт народному восстанию под предводительством Пугачева. Самые яркие сцены, показывающие жестокость восставших, - это взятие Белогорской крепости. Ни одного читателя не оставляет равнодушным участь, постигшая капитана Миронова. Насколько жизненны эти эпизоды? Типична ли судьба капитана Миронова? Слово третьей группе.
Слайд №5.



(см. «Медиаприложение»)

Слово учителя:
Естественно, жанр исторической повести невозможен без изображения реальных исторических лиц.
Слайд №6



31
(см. «Медиаприложение»)

Слово учителя:
Среди реальных исторических лиц можно выделить группу эпизодических героев, куда относятся и те исторические лица, имена которых только упоминаются на страницах «Капитанской дочки», и двух исторических деятелей, которые непосредственно повлияли на судьбу П. Гринева и М. Мироновой. Это Емельян Пугачев и Екатерина II.

Слайд №7.



Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина, храбрый и бывалый, обладающий немалыми авантюристскими наклонностями.
Пушкин стремится объективно показать эту историческую личность. Перед нами предстаёт человек плоть от плоти народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян Пугачев старается помочь кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению к Гриневу, Маше, Швабрину.
А.С. Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. В повести «Капитанская дочка» мы видим Пугачева во время расправы в Белогорской крепости – это жестокий и беспощадный вождь: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к
виселице» Он громит помещичьи имения, расправляется с дворянами, чиновниками. В городах и селениях, покорённых им, он казнил без разбору всех дворян и чиновников.
Это был тот самый обманщик и самозванец, который назвал себя Петром III. Неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве (так в1604 году
32
называли ставленника панов, который выдавал себя за сына Ивана IV, царевича Дмитрия. Он известен в истории под именем Лжедмитрия I) напоминают о его авантюристском уме. Золотая бумага, которой оклеены стены его избы («дворца»), притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задаёт Гриневу по пути в Белогорскую крепость, мог бы с ним потягаться король прусский «Фёдор Федорыч», напоминают о самозванческой психологии Пугачёва. Гринев, ожидающий казни, видит перед собой самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами. И даже то, что Пугачев отпускает Гринева на все четыре стороны, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту». И потом Пугачев не раз будет повторять по-царски: казню - так казню, милую - так милую. Снова повторит это почти теми же словами, характерно добавив: «таков, мой обычай». И действительно, Пугачев беспощаден к своим классовым врагам, он казнит офицеров – защитников Белогорской крепости, которые не хотят признать народной власти.
Кроме этого, калмыцкая сказка об орле и вороне («лучше жить тридцать лет, чем триста лет питаться падалью») напоминает о его авантюристском уме и характере. Суть этой сказки в том, что орёл завидует ворону, который живет триста лет, а сам орёл - только тридцать. Ворон ответил, что он «питается мертвечиной, а орёл пьёт живую кровь». Орёл согласен за долголетие перейти на падаль, но потом «орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: « Нет, брат- ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови, а потом, что Бог даст!» Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Смысл этой сказки заключается в том, что миг вольной и яркой жизни лучше многих лет прозябания. И Пугачев полагал идти на Москву: «Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь царствовал же над Москвою».
Своеобразие художественного образа Пугачева в «Капитанской дочке» состоит также в том, что Пушкин показал его в духе народных песен и сказаний о Пугачеве, раскрыл замечательный образ с ярко выраженными национально-русскими чертами вождя крестьянского восстания, передал наряду с его суровой беспощадностью по отношению к угнетателям народа и их защитникам военный дух, «орлиную» удаль и широту его натуры, глубоко заложенные в нём чувство справедливости, щедрость, душевную благодарность за оказанное ему добро, его благородные цели и стремления, противоречивость, но далеко не бесчеловечность взглядов и, наконец, прекрасно понимаемый им самим трагизм своего положения.






33
Слайд№8.



«Капитанская дочка» - исторический роман, и большинство его героев – исторические личности. Среди них фигурирует и императрица Екатерина II. И хотя мы встречаемся с ней всего на двух – трёх страницах, она играет немаловажную роль в произведении. У Пушкина ничего не создаётся просто так. И образ императрицы тоже был создан с определённой целью, причём создан на основе портрета Екатерины II известного русского художника В.А. Боровиковского.
Боровиковский В.А. родился в 1757 году. Это был русский и украинский художник – портретист. Учился у отца и дяди – иконописцев, исполняя портреты и иконы. Он воплотил в своём творчестве новое отношение к личности, для которого характерно было стремление к простоте и естественности показа человека.
В некоторых чисто портретных формах черты бытового жанра отчётливы видны. И прежде всего в его знаменитом портрете - «Екатерина II на прогулке». Этот портрет во всём противоположен традициям парадного изображения монархов. Здесь нет ни величественной позы, ни атрибутов власти и величия, просто стареющая женщина, на лице которой застыла
печаль и сожаление об уходящей жизни. Утро ещё не полностью вступило в свои права, и женщина окутана полумраком. Она в теплом салопе, с тросточкой, прогуливается в сопровождении левретки по Царскосельскому парку. Сама трактовка этого портрета восходит к воспроизведению обыкновенной сцены и подлинной, невыдуманной природы.
Общепризнанно, что портрет Боровиковского Екатерины II послужил Пушкину своего рода отправной точкой при изображении императрицы в заключительной части повести «Капитанская дочка». Но почему он выбрал этот образ? И для чего вообще понадобилась Пушкину сцена свидания Марьи Ивановны с Екатериной II?
Автор говорит: « Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивший своему офицерскому долгу и перешедший в шайки пугачёвские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги».
Пушкин имеет в виду историю офицера Шванвича. Как известно, он перешёл на сторону Пугачева и служил в его штабе. После разгрома
34
Пугачева под Татищевой Шванвич бежал, пытаясь скрыться в Оренбурге.
Но был пойман и арестован. Его лишили чинов и дворянства, сослали в отдалённый Туруханский край, самое гиблое место в Сибири. Он умер, так и не дождавшись смягчения своей участи.
Такова реальная история, в результате которой и родился замысел «Капитанской дочки». Но тем не менее в повести мы встречаем то помилование, которого и не было. Исходя из этого, мы видим, что милосердие императрицы к предателю является художественным вымыслом. Пушкину было важно, чтобы его произведение пропустила цензура. А это было практически невозможным: ведь в «Капитанской дочке» описываются такие ужасные подробности восстания, да и сам Пугачев показан личностью если не положительной, то во всяком случае незаурядной.
Пушкин должен выделить иную, ложную цель создания «Капитанской дочки», приемлемую цензурой. И этой целью стало помилование императрицей главного героя. Поэт пишет письмо некоему цензору Кирикову, где объясняет, практически разжевывает ему, что весь сюжет разрабатывался им для того, чтобы показать великодушие и милосердие императрицы, которое как будто сквозит в финальной сцене разговора Екатерины II с Машей Мироновой. Пушкин вынужден так растолковывать сюжет романа. Ведь на самом деле он совсем иной. Это был своего рода отвлекающий манёвр.
Но дело в том, что существует ещё одна причина, по которой Пушкин создаёт сцену свидания в саду. Это делается не только для того, чтобы зашифровать суть произведения перед цензурой. Эта сцена – необходимое звено в раскрытии всего замысла произведения. Гриневу нужно было освобождение, помилование.
Но в то же время автор понимает, что если бы встреча с царицей состоялась в официальной обстановке, едва ли Марья Ивановна сумела бы так непосредственно и убедительно рассказать о существе дела, как это произошло в саду, и, очевидно, милосердие не свершилось бы. Да и Екатерина II, как императрица, которой важны интересы свои и государства, не простила бы: «Вы просите за Гринёва? – сказала дама с холодным видом. – Императрица не может его простить»
Но простила женщина, сердцу которой знакомы и жалость, и сострадание. И, конечно, она проявляет известную человечность, прощая Гринева. И именно женщину, скрывающуюся под титулом императрицы, мы видим и на портрете Боровиковского, и на страницах «Капитанской дочки». Пушкин, как и Боровиковский, передаёт интимность обстановки, раскрывает образ императрицы как простого человека: « И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке, напротив, у памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую» Уже из самой беседы мы видим, что государыне присуща такая черта характера, как понимание: она внимательно выслушивает собеседницу, проникается к ней чувством сострадания, относится к ней с уважением и разговаривает как с равной.
И знакомясь благодаря созданному Пушкиным образу ближе с Екатериной II, мы понимаем, что помилование ею Гринева было вполне реальным. Хочется также подчеркнуть, что для того, чтобы скрасить официальность встречи, у Пушкина возникает потребность во встрече именно с незнакомой дамой, именно в саду, а не во дворце, возникает необходимость показать случайность встречи. Всё это делает ситуацию естественной и понятной. Наиболее же близкой к задумке Пушкина была Екатерина II, изображённая Боровиковским. И Пушкин выбирает этот образ для своего произведения.
Всё кончается сравнительно благополучно: добрая императрица прощает Гринева, всё становится на свои места, все счастливы. Большей частью - благодаря благосклонности императрицы. Но если это так, то возникает вопрос: «Почему на страницах «Капитанской дочки» не прозвучали, казалось бы, заслуженные слова благодарности?» Ведь ни автор, ни герои не благодарят свою «покровительницу»!
Дело в том, что Екатерина II, такая великодушная и благосклонная, прощает практически невиновного человека. Гринёв не заслужил наказания, а значит, и прощения для него не существует. Помилование, которого не было, не заслуживает и благодарности. Вот почему мы и не её встречаем на страницах «Капитанской дочки».
Широко известно и довольно прохладное отношение самого Пушкина к личности Екатерины II. Поэтому согласно своему мировоззрению поэт показывает два милосердия: милосердие Пугачева к своему врагу – дворянину, сражающемуся против него, и милосердие Екатерины II к ни в чём не повинному человеку. Существует ли какая-нибудь мера, которая измерит эти два милосердия, как мы измеряем силу тока? Или это из области нравственности человеческой, из области проблем, которые и ставит Пушкин в своей повести? Над этим и заставляет задуматься образ императрицы, созданный Пушкиным.
Слово учителя:
Проведя исследование о соотношении жизненной правды и художественного вымысла в «Капитанской дочке», мы убедились в том, что, глубоко проникая в исторические факты и трансформируя их, А.С. Пушкин с помощью художественного вымысла создал выдающееся художественное произведение, герои которого не копии реально существовавших людей, а характеры, несущие в себе большое обобщение и правду эпохи.
Возвращаясь к началу нашего урока, вы вспомните, что тема проекта обозначена не была, мы определили только цели и содержание нашей работы. Поэтому дома вы подумаете над вопросом: «Как бы я озаглавил наш урок и почему?» - и напишите эссе на данную тему.


36
Из ученических работ.
Как бы я озаглавил наш урок и почему?

Недавно у нас был необычный урок литературы, посвящённый произведению Пушкина «Капитанская дочка». Особенность этого урока заключается в том, что учитель по большей части был простым слушателем. К этому уроку мы все готовились заранее. Каждый из нас подготовил доклад, а точнее – медиапрезентацию.
Вопросы рассматривались разные, например: «Пугачёв реальный и вымышленный», «Судьба капитана Миронова» и другие. Все они помогают лучше понять произведение. По-разному подготовились ребята к уроку, но во всех выступлениях прослеживалась мысль: повесть «Капитанская дочка» - произведение не только художественное, но и документально-историческое.
На уроке я узнал много новых интересных фактов. Меня удивило, что у капитана Миронова было столько прототипов в реальной действительности, есть прототип и у Марии Мироновой, и у П. Гринева. Это говорит о том, что персонажи «Капитанской дачки» - люди своего времени, через их образы передаётся атмосфера эпохи. Пушкин большое значение придаёт художественным деталям, именно они делают произведение исторически правдивым, точным. Это особенно важно для восприятия реальных исторических персонажей, таких как Пугачев, Екатерина II. Прошедший урок заставил меня обратить внимание на подробности, конкретные эпизоды, над которыми я раньше не задумывался. «Вдумчиво прочитывая произведения русских писателей, можно лучше узнать и понять историю нашей страны», - этой фразой я бы и озаглавил наш урок.
Кузнецов Лев.

Я считаю, что наш урок можно озаглавить так: «Реальное и вымышленное на страницах Капитанской дочки». Почему? Да потому, что хотя нам и были даны разные темы: о хронологии повести, о месте её действия, о характерах и судьбах героев, но смысл был один: исследовать что реальное, а что вымышленное в повети «Капитанская дочка».
Готовясь к своей теме: «Пугачёв реальный и вымышленный», я увидел, что Пушкин очень многое взял из биографии настоящего Емельяна Пугачева. Например, такие качества как жёсткость, справедливость, благородство, великодушие.
Из докладов моих одноклассников я также узнал, что и в их работах тоже происходит постоянное переплетение вымышленных событий с реальной историей. Так, например, судьба капитана Миронова схожа с судьбами реальных генералов, прапорщиков, сотников, для которых честь и долг всегда были на первом месте. Всё это говорит о том, что Пушкин хорошо знал историю, интересовался ею.
Хорошо, что у нас был такой урок, потому что было очень интересно находить в произведении соотношение реального и вымышленного.
Козлов С.
37
Можно сказать, что «Капитанская дочка» - историческая повесть романного содержания. И действительно, судьбы главных героев вершатся на фоне важного исторического события – пугачёвского восстания.
На последних двух уроках мы исследовали, насколько достоверно содержание повети в историческом отношении. Именно поэтому я считаю, что эти уроки можно озаглавить так: «Историческое содержание повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Темы презентаций учеников нашего класса были различными, но все направлены на раскрытие исторического содержания повести. Действительно ли Пушкин передал нам дух того времени исторически правдиво либо всё было лишь выдумано?
Благодаря анализу исторической основы повести мы смогли найти реальные и вымышленные элементы произведения. В сюжет повести были введены реальные исторические личности, например, Пугачев, Екатерина II и другие.
Что касается образа Пугачева в «Капитанской дочке», то А.С. Пушкин приукрасил его характер. В произведении Емельян Пугачев предстаёт перед нами добродушным, благородным человеком, защитником сирот и обездоленных. Но на самом беле Пугачев просто не мог быть таким, иначе кто же, как не он, проводил такие жестокие расправы над людьми, которые не желали ему покориться?
Для того чтобы воссоздать атмосферу того сложного времени, Пушкин, прежде чем приступить к созданию повести, просмотрел различные исторические архивы, побывал в местах Пугачевского движения, расспрашивал о Пугачеве у очевидцев. С помощью собранных сведений он смог воссоздать всю картину происходившего. Меня поразила историческая правда о прототипах капитана Миронова. Пугачёвцы не жалели ни детей, ни женщин, ни стариков. А.С. Пушкин лишь привёл пример одной такой судьбы.
Именно на последних двух уроках мы смогли создать общее представлениях об историческом содержании повести. Поэтому я считаю, что заглавие последних уроков литературы: «Историческое содержание повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Подовинникова А.

На одном из уроков литературы мы обобщали знания по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Оказывается, многое для меня не только интересно, но даже ново. Поэтому я решила озаглавить наш урок так: «Неизвестное об известном».
С этим произведением я познакомилась уже давно. Изучая повесть на предыдущих уроках, я была уверена, что узнала всё. Но это не так. С каждым выступлением моих одноклассников для меня открывались всё новые и новые неизвестные стороны повести. Познакомившись с хронологией произведения, я узнала точные даты разных событий от начала повети до её окончания. Исходя из этого, я сделала вывод, что хронология
38
произведения «сочетается» с исторической хронологией. Но самым неизвестным и таинственным для меня оказалась роль Екатерины II и роль Емельяна Пугачева в судьбе Петруши Гринева. Сопоставляя реальный и вымышленный образ Пугачева, я поняла, что Пушкин создал образ предводителя народного восстания без всяких прикрас, во всей его суровой, порой весьма жёсткой реальности. Роль Екатерины II крайне важна в судьбе Петруши, ведь она по просьбе Марьи Мироновой его помиловала. Я знала до этого урока, что и Емеля Пугачев, и императрица Екатерина II проявляют благосклонность по отношению к Петру Гриневу, так как оба героя сохраняют ему жизнь. Побывав на этом уроке, я узнала, что благородство императрицы и вождя народного восстания различны. Оказывается, милость Емельяна Пугачева проявляется в большей степени: ведь он не просто сохраняет жизнь Петру, но и устраивает его личное счастье. А Екатерина II просто милует ни в чём не повинного человека.
Этот урок заинтересовал каждого из нас. Мне было очень интересно готовиться к нему и так же интересно слушать выступления моих одноклассников.
Тимина У.

Наш урок, на котором ребята демонстрировали свои работы в виде компьютерной презентации, я бы назвал так: «Пушкин: писатель и историк».
Во–первых, потому, что повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» есть историческая повесть, написанная в форме мемуаров - семейной хроники. А.С. Пушкин - замечательный поэт и прозаик, он очень подробно рассказывает о событиях пугачёвского восстания. Даже профессор Фирсов подчеркивал, что достоинство пушкинских исторических трудов надо сравнивать не с его поэзией, а с работами историков того времени.
Законченных исторических работ Пушкина немного, в основном сохранились исторические статьи, наброски, по-разному близкие к завершению.
В повести «Капитанская дочка» четко прослеживается хронология событий времен восстания Емельяна Пугачева. Также автор даёт свою оценку крестьянскому восстанию. Выделяют Пушкина как историка и источники написания повести: исторические архивы, исторические места, народные легенды и предания из уст очевидцев.
Перед написанием «Капитанской дочки» Пушкин интенсивно изучал пугачёвское восстание. Эта тематика занимает в 30-е годы XIX века одно из центральных мест в творчестве Пушкина – писателя и Пушкина – историка.
Исследователь Оксман различал два этапа пушкинской работы над «Историей Пугачева». Первый – с февраля до конца мая 1833 года, а второй этап работы - начало осени 1833 года, когда во время поездки в Казань, Оренбург и Уральск Пушкин впервые познакомился с народным творчеством о Пугачеве; песни и предания о нем, живые рассказы его современников позволили ему взглянуть на крестьянское восстание с других позиций.
В произведении точно указано место действия – Оренбург, Симбирск,
39
Белогорская крепость в сорока километрах от Оренбурга. Это указывает на то, что и здесь Пушкин тщательно изучал исторические данные. Одним из важных героев повести стала Екатерина II - также историческое лицо.
Все эти факты доказывают, что Пушкин не только поэт и прозаик, но и историк. Перед написанием «Капитанской дочки» он долго и подробно изучал историю пугачёвского восстания. На основе этого я бы и назвал урок: «Пушкин – писатель и историк».
Шарутин В.

Как и почему я бы озаглавила урок? Очень интересный вопрос для меня. Я думаю, что, наверное, назвала бы его - «Капитанская дочка» в истории».
Данное название очень символично и несёт в себе несколько разных смыслов.
Первый и, как мне кажется, самый простой смысл этого названия в том, что «Капитанская дочка» оставила свой след в истории русской литературы. Интерес к этому произведению не иссякает не только у читателей, но и у исследователей творчества поэта до сих пор.
«Капитанская дочка в истории» - это название словно опутано тонкими нитями, которые непосредственно связаны с историей Российской Империи. Не зря Белинский говорил, что «Капитанская дочка» - энциклопедия русской жизни конца XVIII века». Даже то, какие темы были предложены нам для создания презентаций, позволяет судить о тесной связи «Капитанской дочки» с русской историей. «Историческая хронология и хронология художественного произведения», « Исторические личности на страницах «Капитанской дочки», «Пугачёв вымышленный и настоящий» - это, конечно, не все темы наших презентаций, но именно они наиболее ярко показывают нам связь повести с историей.
Да, ведь наш урок и начинался со слов: «Пушкин – историк и Пушкин – художник». Даже это повлияло на то, как я решила озаглавить урок. Таким образом, я считаю, что «Капитанская дочка в истории» - наиболее приемлемое и правильное название нашего урока.1

Руппель М.











1Все медиапроекты учащихся находятся в «Медиаприложении» к данному проекту.
40
15