А.С. Пушкин.Капитанская дочка. 7 урок. Спасение Маши Мироновой. Гринёв и Швабрин. Великодушие Пугачева.
УРОК 7
СПАСЕНИЕ МАШИ МИРОНОВОЙ.
ГРИНЕВ И ШВАБРИН. ВЕЛИКОДУШИЕ ПУГАЧЕВА.
Выходи красная девица; дарую тебе волю. Я государь.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Знания на уроке: сопоставление эпизодов при анализе идейного содержания художественного произведения; новые знания о портрете героя: отражение чувств героя в изменении выражения его лица.
Словарная работа: честь бесчестие, прямота, верность хитрость, зависть, малодушие.
ХОД УРОКА
I. Представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка, позвякивая бубенцами. В кибитке главные герои повести Емельян Пугачев и Петр Андреевич Гринев.
Задание. Расскажите, что чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся? (Гриневу страшно за жизнь Маши. Ведь Пугачев не знает, что она дочь капитана Миронова. А если Швабрин или кто-то еще скажет ему об этом? Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?)
II. Ответы на вопросы домашнего задания.
1. Дополняя ответ ученика на 1-й вопрос, мы можем сказать, что эпиграф к ХII главе находится в сложном отношении к тексту. Как отмечал В. Шкловский, «песня, похожая на приведенную в эпиграфе, поется тогда, когда невеста сирота и ее выдают замуж посаженый отец и посаженая мать. В данном случае посаженым отцом как бы является Пугачев, что увеличивает трагичность главы, так как Пугачев казнил родителей Мироновой».
2. Перед тем как задать учащимся второй вопрос домашнего задания, учитель прочитает отрывок из III главы повести: «А Марья Ивановна? спросил я, - так же ли смела, как и вы?
Смела ли Маша? отвечала ее мать. Нет, Маша трусиха...»
Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери? Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина? (Учащиеся должны отметить силу характера этой простой и скромной девушки. Ведь она действительно скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не уважает и не любит, несмотря на весь трагизм своего положения. А, может быть, тем более ей ненавистен Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители.)
Какова была причина обморока Марьи Ивановны после милостивых слов Пугачева, вынесенных нами в эпиграф этого урока? (Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)
3. Третий вопрос домашнего задания сопоставление эпизодов главы VII и главы ХII. В центре их Пугачев. Но кажется, что это совершенно разные люди: в одном случае он жестоко расправляется с непокорными офицерами и не щадит обезумевшую от горя женщину, а в другом – как герой волшебной сказки, освобождает «красну девицу» из заточения. «Очевидно, есть какая-то сила, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против своей натуры и совершать то, что противно природе человеческой».
Но основой натуры Пугачева, как изображает его А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», является не кровожадность, а нечто другое. Что же?
4. Вспомним: больше всего страшила Гринева мысль, что Пугачев не пощадит Машу, если узнает, кто она. И вот самое страшное свершилось: то, чего боялся Гринев, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу. Как ведет себя Пугачев, узнав, что Гринев не был с ним до конца искренним и откровенным? (Четвертый вопрос домашнего задания.)
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратить внимание учащихся на изображение деталей портрета героя.
Когда Швабрин выдал Машу, лицо Пугачева «омрачилось», он устремил» на Гринева «огненные свои глаза». Это минута наивысшего напряжения. Сейчас все должно решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо...
Что же спасло влюбленных? (Твердость и честность Гринева: «Швабрин сказал тебе правду, - отвечал я с твердостию... Можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли...
И то правда, сказал, смеясь, Пугачев. Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку...»
Как видим, настроение Пугачева изменилось. Не гнев и досада, а добрая улыбка появилась на его лице.
И Гринев опять говорит о чести, совести и молитве. А в ответ сказочная, формула: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
После такого, поистине царского, жеста Пугачев «оборотился к Швабрину».) Вспомним о нем и мы.
5. Пятый вопрос домашнего задания.
Почему Гринев отвернулся от Швабрина, не радовался победе над уничтоженным врагом? (Гринев не злопамятен, он предпочитает вообще не думать о своем враге «гнусном Швабрине».)
А что испытывает Швабрин? (Унижение, ревность, а главное зависть.)
Зависть досада по поводу чужого добра или блага; нежелание добра другому, а одному лишь себе... «Где счастье, там и зависть. Завистью ничего не возьмешь. Злой плачет от зависти, добрый от радости». Зависть рождает ненависть и желание причинить зло. Завистью продиктованы самые мерзкие, подлые поступки.
С какими подлыми поступками Швабрина мы уже сталкивались на протяжении повести? (Он сознательно оклеветал Машу Миронову. На дуэли ранил Гринева, воспользовавшись тем, что Петруша отвернулся. Написал донос отцу Петруши. Перешел на сторону мятежников, только потому, что была «велика их сила»; он нарушил присягу, предал честь офицера. Вынуждал Марью Ивановну стать его женой.)
К сожалению, еще придется встретиться со Швабриным. Не последней оказалась и его встреча с Пугачевым испытания Гринева продолжались.
Домашнее задание.
1. Каким человеком вы представляете себе Гринева? В каких своих поступках он раскаивался, а какими мог гордиться?
2. Какие убеждения Гринева являются обычными для дворянина, а какие его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?
3. За что был арестован Петр Андреевич Гринев?
По материалам методических рекомендаций:
Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово РС», 2002. 240 с.
Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. М.: Советский писатель, 1955. С. 83.
Беленький Г. И. Литература в 8 классе: Методические советы. М.: Просвещение, 1993. С. 38.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1994.