Конспект урока Живой образ казака Емельяна Пугачева в произведении А.Пушкина Капитанская дочка
Урок литературы
Тема: «Живой образ казака Емельяна Пугачева» в произведении «Капитанская дочка» А.С.Пушкина
Цели:
- формировать у учащихся информационные и коммуникативные компетенции (работа с текстом, рассуждение, высказывание);
- воспитывать интерес к литературе и истории своего края;
- развивать творческие способности учащихся
Эпиграф:
Как прозаик, он написал исторический роман «Капитанская дочка», где, с проницательностью историка, дал живой образ казака Емельяна Пугачева, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян.
М.Горький
Высказывания:
1.«Главный ее сюжет – бунт казака Пугачева в царствовании Екатерины Великой» (И.С.Тургенев)
2. «Дело драматического поэта – «воскресить минувший век во всей его истине» (А.С.Пушкин).
Задачи:
1.рассмотреть, каким предстает перед нами Пугачев;
2.выяснить, какой след он оставил в истории нашей страны и в истории нашего родного города;
3.нарисовать образ Емельяна Пугачева, основываясь на страницы повести Пушкина «Капитанская дочка»
Мотивация.
-Каждый уважающий себя человек должен знать имя Емельяна Пугачева, знать историю страны, своего родного города
Учитель:
А.С.Пушкин «воскрешает минувший век (18 век) во всей его истине» рисует образ Е.Пугачева. В чем заслуга А.С.Пушкина?
Ученики:
- До начала 19 века имя Пугачева было под запретом. Но позднее ежегодно в церквах попы провозглашали ему анафему (проклятии). Правда, во времена Пушкина стали появляться исторические сочинения, повести, и даже романы о «пугачевщине», однако личность вождя крестьянского восстания в них искажалась до неузнаваемости. О Пугачеве писали не иначе, как о « злодее, убийце». Только народные сказания и легенды называли его «красным солнышком» и хранили память о нем как об «отце», заступнике угнетенных масс.
Пушкин первый из итераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа. Он с сочувствием изобразил простых, незнатных людей.
Учитель:
А.С.Пушкин написал «Историю Пугачева». Известна книга Никитина «Пушкин и Урал»
Ученики:
- Казнь Пугачева
- Рассказ ученика. Из книги Никитина «Пушкин и Урал» (стр.142-143)
Учитель:
Пугачев и Оренбург. Пугачев и Кунгур.
Ученики:
- заметка из газеты «Искра» (Пугачев)
- Фотография. Памятник в Кунгуре.
Надпись на памятнике: «Сынам Урала гордо павшим, впервые стяг борьбы поднявшим. Благодарные потомки храбрымъ предкамъ»
Учитель:
- Пугачев в повести «Капитанская дочка». Содержание повести: история одной человеческой души, связанная с судьбами других людей.
- Повесть. Эпическое произведение. Жанр литературы эпический (сказка, былина, миф, басня, рассказ, роман, повесть).
- Иллюстрация. Каким мы видим Пугачева
- Текст. Перед нами предстает история жизни человека. Бродяга, вожатый. Предводитель войска. Царь-самозванец.
Назовите черты характера Пугачева. Постараемся нарисовать живой образ Емельяна Пугачева.
Задание ученикам: в тетради записать положительные и отрицательные черты Пугачева (2 столбика).
Ответы учеников (предполагаемые):
- эпиграф ко 2 главе характеризует его как «доброго молодца, которого «в сторону незнакомую завела «прытость, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая».
- эпиграф к 10 главе. Пугачева сравнивают с орлом. Орел – птица зрячая, расчетливая, умная.
- эпиграф к 11 главе. Пугачев уподобляется льву. Лев осторожный, умный и свирепый.
- человек умеет отблагодарить за сделанное добро. Пугачев щадит Гринева, офицера, своего врага. Пугачев помнит, что Гринев подарил ему заячий тулуп, дал полтину на водку.
- Человек открытый, прямой, умный, резко осуждает Швабрина за обман и беззаконие.
- способен на милосердие. Милует Гринева, Савельича, прощает попадью.
- защитник сирот, невинных. Сочувствует Марье Мироновой, освобождает ее от Швабрина.
- Вспомним пирушку пугачевцев. Пугачев облокотился на стол, подпирая черную бороду широким кулаком. Черты лица его правильные «довольно приятные», не изъявляли ничего свирепого. Пугачев залился веселым смехом. Пугачев просит начать песню, народную русскую песню «Не шуми, мати зеленая дубравушка» (5 строк зачитать)
- Гринева в Пугачеве привлекает поэтичность, широта натуры.
Учитель:
Их грозные лица, стройные голоса потрясли Гринева пиитическим ужасом. Предлагаю послушать фрагмент песни «Не шуми, мати».
Ученики (предполагаемые ответы):
- Пугачев серьезно отнесся к чувству Гринева и Марьи Мироновой. Устроитель людского счастья. «Я буду посаженным отцомВозьми себе красавицу; вези ее, куда хочешь и дай вам бог любовь да совет».
- Талантливый предводитель войска. Мы видим его на белом коне в красном кафтане с обнаженной саблей в руке. Восставшие быстро захватили Белогорскую крепость. Пользуется поддержкой и любовью крестьян и казаков.
- Человек, ненавидящий двуличие, трусость. Пугачев предлагает Гриневу служить у него. Гринев отказывается признать в нем государя и служить ему, откровенно заявляет, что будет бороться против него. Пугачев ценит в Гриневе искренность. Пугачев уважает прямых и мужественных людей.
- Знает много сказок. Известна калмыцкая сказка. Характер Пугачева ярко появляется в калмыцкой сказке об орле и вороне: «Лучше раз напиться живой кровью, чем 300 лет питаться падалью».
- Пугачев не умеет читать. Но речь его богата пословицами, поговорками.
Назовите пословицы и поговорки.
- Пугачев на троне. Вершит суд и расправу. Начинаются казни и грабежи. Видим жестокость Пугачева. Но он казнит своих врагов, которые отвергли предложение о сдаче, которые стреляли в парламентеров. Эти враги во всеуслышание «Объявили его «вором и самозванцем». В тексте читаем
- Узнает в толпе Гринева. Щадит его и даже выводит из трудного положения грубоватой шуткой. Пугачев просит поцеловать руку. Для Гринева это подле унижение. Глава 7. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкой: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его». Можно сказать, что Пугачев обладает тактом.
- Пугачев не лишен некоторых слабостей: напускная важность при посторонних, желание прихвастнуть (слова о Федоре Федоровиче), наивное покушение на роскошь (изба в Бердской слободе). «Стены золотом обклеены».
Учитель:
Прочитайте определения: положительные и отрицательные черты Е.Пугачева.
Положительные черты: милосердие, защитник сирот и невинных, устроитель людского счастья; прямой, открытый, поэтичность, широта натуры (песня), богатая речь (пословицы, поговорки); любит правду, ненавидит двуличие, предательство; веселый смех, предводитель войска.
Отрицательные черты: любит прихвастнуть, жестокость, наивное покушение на роскошь, свирепость льва; неграмотный, не умеет читать.
Учитель:
-Такой словесный портрет Емельяна Пугачева получился.
- Какой портрет души Емельяна Пугачева у вас получился. Ваши рисунки, схемы на доске (домашнее задание).
Итог. Рефлексия.
Что вы взяли с урока? О чем вы узнали? Стоит ли читать повесть
- А.С.Пушкин воскресил 18 век. Дал нам возможность познакомиться с историческими лицами в лице Е.Пугачева. Дал «живой образ» Емельяна Пугачева, Пугачева как предводителя войска, как человека.
- Узнали сведения о казни Пугачева, об истории памятника в Кунгуре на Соборной площади.
- Какой портрет «души» Емельяна Пугачева у вас получился. Ваши рисунки
15