Интегрированный урок Пугачёв — историческая личность и литературный персонаж по повести А.С.Пушкина Капитанская дочка 8 класс (Литература и история)

Пугачев - историческая личность и литературный персонаж
(По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Интегрированный урок
Литература -8 класс, история-8 класс
Учитель: Белокрылова В.Н., Салеева М.А.

Цели урока: научить различать исторический источник и авторские тексты, определить отношение к Пугачеву как к исторической личности и художественному образу через восприятие образа Пугачева, прийти к осознанию идеи повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», дать оценку Пугачевскому восстанию, воспитывать гуманность и милосердие.
Задачи: Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением, развивать логическое мышление; прививать интерес к изучению истории и литературы.
Тип урока: комбинированный, интегрированный (урок литературы и истории)
Оборудование:компьютер, портрет Пугачёва, фрагмент фильма А.Прошкина «Русский бунт», телевизор, проектор, тексты повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Указ Пугачёва от 31 юиля 1774 года»

Эпиграф к уроку:
Вот мой Пугач: при первом взгляде
Он виден плут, казак прямой!
В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.
С.Пушкин
Строки на дарственном экземпляре книги «История Пугачёва» Денису Давыдову
Проблемный вопрос Пугачёв – жестокий злодей или незаурядная личность (на доске)
План урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление темы урока. Постановка цели урока.

2.Эмоциональный настрой. (здоровьесберегающий момент)
Плечи максимально свести и развести. Руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

3. Проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа об эпохе так называемого золотого века ЕкатериныII , сообщение учеников на тему: «Как решался крестьянский вопрос во второй половине 18 в?», «Из истории пугачёвского восстания» (буклет)

4. Закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению
Работа с текcтом повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», беседа по вопросам, самостоятельная работа в группах, запись вывода в виде таблицы (сопоставительный анализ текста повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и «Указа Пугачёва от 31 июля 1774 года.

5.Этап обобщения и систематизации знаний
Тестирование
6. Рефлексия
7. Подведение итогов урока, выставление оценок
8. Этап информации о домашнем задании
Ход урока
Учитель литературы. Сегодня у нас необычный урок - истории и литературы одновременно.
Тема его - «Пугачев» - историческая личность и Пугачев – литературный герой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На уроке мы будем использовать исторические материалы для характеристики одного из главных героев повести, а именно Емельяна Пугачева, который, подняв восстание, всколыхнул Россию от Урала до Заволжья. Эта личность всегда особенно интересовала и историков, и государственных деятелей, и писателей, и художников.
Учитель истории. Давайте вспомним, что представляла собой эпоха так называемого золотого века ЕктериныII, время блестящих побед русской армии, расцвета культуры и укрепления абсолютизма. Россия делала значительные шаги в своем общественном и экономическом развитии, и одновременно с этими эпохальными изменениями все более остро вставал крестьянский вопрос, связанный крепостным правом.
Проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа
Как решался крестьянский вопрос во второй половине 18 в.?
Сообщение ученика. Вторая половина 18 в.- это время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из самых трагических страниц в истории России является гражданская война 1773-1775 гг. «Мятеж, горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы»- так писал об этом восстании Пушкин. Историки именуют события 1773-1775 гг. Пугачевщиной.
Учитель литературы. Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив: одни видели в нем смельчака, бросившего вызов Екатерине II ; другие – умного, проницательного человек (портрет Пугачева, портрет Екатерины) слайд
Какие эпитеты в народных песнях характеризуют отношение народа к Пугачеву? О чем они свидетельствуют?
Ученики. «Добрый молодец», «Красно солнышко», «народный заступник», «буйная головушка»..Эти слова показывают, что народ симпатизирует Пугачеву, сочувствует ему.
По повести А,С.Пушкина «Капитанская дочка» поставлен фильм «Русский бунт» Режиссёр: А.Прошкин (Посмотрите фрагмент из фильма)
Совпадают ли ваши представления о героях повести с режиссерскими?
Посмотрим на Пугачева глазами Пушкина, который, изображая Пугачевское восстание в повести «Капитанская дочка», пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из «бурана» истории (указать на эпиграф гл.), из этой «мглы», среди которой «дороги нет». И в этом нам помогут знания и по истории, и по литературе.
Сообщение ученика. (буклет) Донской казак Емельян Пугачев был участником Семилетней, а затем Русско-турецкой войны. Смелый и предприимчивый, не склонный к оседлой жизни и земледельческой работе, он с ранних лет обнаружил черты лидера, стремление выделиться среди прочих казаков. Так, он хвастался саблей, якобы подаренной ему Петром 1 .Вернувшись на Дон, он начал продяжничать, несколько раз попадал под арест, но бежал из-под стражи. Весной 1773 г. на Яике объявил себя чудом спасшимся императором Петром 3. Умный, находчивый, смелый, Пугачев воплощал в себе типичные черты русского казака. Он обратился к яицким казакам, и те потребовали доказательств избранности Пугачева. Источник сообщает: «Караваев говорил ему, Емельке: «Ты-де называешь себя государем, а у государей-де бывают на теле царские знаки», то Емелька разодрав у рубашки ворот, сказал: «На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите». Оные казаки, посмотря те знаки, сказали» «Ну, теперь верим и за государя тебя признаем»
Еще до своего отречения от престола, 18 февраля 1762 г. император Петр 3 издал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству». По нему дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы, сохраняя привилегированные права на нее.
После убийств Петра 3 начали появляться самозванцы, которые, называя себя государем Петром Федоровичем, объявляли, что они хотели вслед за вольностью дворянству дать волю крепостным и жаловать казаков, работных людей и прочий простой люд, облегчив тяжелое государственное тягло.
В царствование Екатерины 2 положение казаков резко ухудшилось. В 1764 г. она распространила на украинское Левобережье общероссийские порядки, в частности крепостное право. Подвергались утеснениям и казаки. К тому времени роль казаков как пограничной стражи упала, их стали отрывать от дома и от семей, отправляя в дальние походы, выборность атаманов была отменена, в устье Яика рыбопромышленники поставили по царскому дозволению заграждения, что больно ударило по рыболовству, одному из основных казачьих промыслов. Крестьяне присоединились к Пугачевскому восстанию в массовом порядке лишь на последнем его этапе.
Учитель истории. Почему же казаки поверили Пугачеву? Ведь истинным в глазах народа являлся тот монарх, который был, во-первых, законным, во-вторых, справедливым, в-третьих, благочестивым.
Учитель литературы. При помощи каких литературных приемов Пушкин показывает близость Пугачева к народу?
Эпиграфы к главам о Пугачеве-народные песни
(Хрестоматия, гл. 2, с. 43; гл. 6, с. 67; гл. 7, с. 75.)
Речь Пугачева просторечная, присутствуют народные выражения, пословицы, поговорки, бранные слова.
(Хрестоматия. «Был тулуп заложил вечор у целовальника», с. 47; «чего греха таить», с. 47; « не твоя печаль», с. 49; «одурел от радости», с. 79; «унять старую ведьму», с. 79; «небо с овчинку показалось», с 84; «узнал старого хрыча», с 84; «казнить так казнить, миловать так миловать», с.85.)
Внешность Пугачева.
--- «в постели лежит мужик с черной бородой», с. 46;
--- «лицо имело выражение довольно простое», с. 47;
--- «волоса обстрижены в кружок», с.47;
--- «оборванный армяк и татарские шаровары», с. 47;
--- «на нем красивый казацкий кафтан», с.78;
--- «подпирая черную бороду своим широким кулаком», с. 81.
Итак, мы увидели, что Пугачёв близок к народу.
Закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению
Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и указа Пугачева от 31 июля 1774 года
А сейчас обратите внимание на вопросы, которые помещены на слайде и, работая самостоятельно в группах, оформите выводы в виде таблицы.
( Прилагается лучшая работа учащи
Рабочая таблица
Черты характера
Указ Пугачева
От 31 июля 1774 г.
Повесть А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»

дерзость
император
Государь Петр Федорович. В разговоре с Гриневым: «Дай сроккак пойду на Москву» (Хрестоматия, гл.8. )

Широта души;
Щедрость






Честолюбие, властолюбие
Отмена крепостного права;
Отмена налогов, рекрутских наборов;
Даровать крестьянам землю, лесные угодья и т.д.



Захватить престол в России;
Даровать свободу поддержавшим его крестьянам;
Наказать дворян;
Насладиться роскошью царской жизни.
«так ли тебя пожалую, когда получу свое государство»;
«я тебя пожалую в фельдъегери и князья»;
«казнить так казнить- миловать так миловать»;
«возьми свою красавицу; вези ее куда хочешь»
«прусский король мог бы со мной потягаться?»;
«я воюю хоть кудасорок енералов убитычетыре армии взяты полон»;
«Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»;
«лучше раз напиться живой крови» (Хрестоматия, гл.8, с. 102


Талантливый военачальник
Он собирает войско на Руси, к нему приходят обездоленные,
У него хорошая армия, вооружение;
Проводит ряд удачных военных операций.


Жестокость, беспощадность, лютость

По приказу Пугачева были казнены капитан Миронов, его жена Василиса Егоровна, Иван Игнатьевич, офицеры Нижнеозерской крепости. Речь Пугачева наполнена угрозами:
А) «Унять старую ведьму!»
Б)»с тебя живого велю шкуру содрать»
В) О Швабрине: «Я его повешу!»
Портретная характеристика: «звериный взгляд», «огненные глаза»

милосердие
«милосердием всех награждаю» (крестьян и казаков)
А) вывел к жилью Гринева и Савельича, дал овчинный тулуп и полтину денег;
Б) освободил Машу
«Кто из моих людей смеет обижать сироту? Он узнаеткак обижать народказнить так казнить, жаловать так жаловать»






Указ Пугачева (слайд)
Божию милостию, мы Петр 3, император и самодержец всероссийский: и протчая. Объявляется во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короны и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными угодьями и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев. Повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев дворян, всякий может восчувствовать тишину и спокойную жизнь. Дан июля 31 дня 1774 г.

Беседа с учащимися после исследовательской работы в группах

Учитель истории. Как можно одним словом охарактеризовать Пугачева после исследования исторических документов?
Учитель литературы. Однозначен ли взгляд Пушкина на Пугачева?
Отступил ли Пушкин, изображая Пугачева, от исторической правды?
Каким приемом пользуется Пушкин для изображения милосердия Пугачева?
(Художественным вымыслом.)
Какие сцены, по-вашему, вымышлены?
Чем закончилось восстание?
Как это показывает Пушкин?
«мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками. Состояние края было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (хр.. гл. 13, с. 111).
Этап обобщения и систематизации знаний
Тестирование (слайд)
тест
1.Укажите годы крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева:
1)1606-1607 гг. 2)1670-1671гг. 3)1707-1708гг. 4)1773-1775гг.
2. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева проходила в царствование:
1) ЕкатериныII, 2)Екатерины I, 3) ПавлаI, 4) Петра III.
3. Как называет себя Пугачев в Указе?
1) императором; 2)царём; 3)дворянином; 4) помещиком.
4. Кому из героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова: «казнить так казнить-миловать так миловать»
1) Гринёву; 2) Швабрину; 3) Пугачёву; 4) Зурину
5.Когда был написан указ Пугачёва:
1) 1 июля 1774г. 2)30 июля 1774г. 3)31 июля 1774г.
6.Кому из героев повести принадлежит описание внешности:
«лицо имело выражение довольно простое».
1)Гринёву; 2)Швабрину; 3)Пугачёву; 4)Савельичу
7.Кому принадлежат слова: «прусский король мог бы со мной потягаться»?
1)Швабрину; 2) Зурину; 3) Гринёву; 4) Пугачёву.

Подведение итогов, выставление оценок (оценки выставляются за буклет, сообщение, ответы на вопросы, таблицу, тестирование)

Рефлексия
«Меня особенно удивило и поразило то, что»

Вывод учителя (слайд)

Сопоставив исторические документы с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы выяснили, что Пушкин не только не отступил от исторической правды, но, пользуясь художественным вымыслом, сделал образ Пугачева живым, наглядным. Иногда это благородный человек , иногда жестокий, иногда авантюрист. В повести раскрывается душа русского народа, заблудившегося в «буране» истории и ответившего на зло - злом, на казни – убийствами, на насилие помещиков – насилием, на обнищание – грабежом. Эта душа взбунтовавшегося народа страшна, как буран, когда «дороги нет, и мгла кругом».
История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки.
А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку. Об этом говорили многие русские писатели, произведения которых мы будем изучать в дальнейшем.

Домашнее задание
В чем привлекательность образа Пугачева?
Объясните смысл эпиграфа ? (Ответить письменно на вопрос по выбору)
Нарисовать обложку к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
15