: Самоанализ и конспект урока математики в 5 классе по теме «Понятие обыкновенной дроби» «Нахождение дроби от заданного числа и нахождение числа по его дроби»


Самоанализ урока математики в 5 классе по теме«Нахождение дроби от заданного числа и нахождение числа по его дроби»
Данная тема изучается в 5 классе согласно тематическому планированию. На изучение отводится 3 часа, этот урок первый в изучаемой теме. Ребята готовы к её восприятию, имеют достаточный запас знаний, мотивированы на изучение темы.
На уроке решались следующие задачи:образовательные:– формирование умения и навыков решения задач на нахождение части от целого, целого по его части и соотношения части и целого;развивающие:– развитие психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;– расширение кругозора, формирование умений выделять главное, переносить знания в новую ситуацию;– развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля;воспитательные:– развитие и активизация познавательного интереса к предмету;– формирование устойчивых положительных мотивов обучения.            На уроке использовалась презентация. Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствует формированию умений определять вид задачи и вырабатывает навыки решения трех видов задач, а также позволяет формировать навык анализа задачи, развивает зрительное внимание и оперативную память.
По дидактической цели это комбинированный урок. Мною использовалась фронтальная, парная и индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности (на основе компьютерной презентации) содержания урока.
Задачам урока соответствовали методы обучения, такие какпо источнику передачи знаний:             – словесные (эвристическая беседа);            – наглядные (использование схемы, раздаточного материала, презентации);            – практические (решение задач, тест);по уровню самостоятельности учащихся:            – проблемно–поисковые (работа со схемой);            – репродуктивные;по аспекту мышления:            – продуктивные (самостоятельное решение задач, теста).Урок структурирован. Все этапы урока направлены на выполнение поставленных задач.                         Организационный момент и устная работа включают в себя мобилизующее начало урока и организацию класса, создание психологической комфортности, мотивацию деятельности учащихся и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. На уроке учащиеся сами ставят перед собой цели. Я их записываю на дополнительную доску, чтобы в любой момент урока можно было к ним обратиться, а в конце урока подвести итоги.
Изучение нового материала начинается с постановки проблемы: «Какие задачи можно составить, исходя из схемы?» Материал доступный для ребят, соответствует уровню их учебных возможностей. С моей помощью ребята определили виды задач и построили схему решения задач двух видов. Они самостоятельно сформулировали правила нахождения целого по его части и части от целого.
На этапе работа в парах я ставлю себе задачу дать возможность учащимся закрепить правила, оказывать взаимопомощь соседу по парте и провести самопроверку.
Решение теста дает возможность определить уровень усвоения материала.
Игра «Магазин» позволяет применить полученные знания в новой ситуации.
Обращаясь к поставленным в начале урока целям, мы подводим итоги урока.Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит творческое задание.План урока выполнен, цели реализованы. Уроком я довольна.
Учитель: Даутова Галина АхметовнаУрок математики в 5 классе
Учебник: «Математика» для 5 класса образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк,
В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М. : Вентана-Граф,2013г
Учитель: Даутова Галина Ахметовна
Тема:  «Понятие обыкновенной дроби»
«Нахождение дроби от заданного числа и нахождение числа по его дроби»
Цели:– формировать умения и вырабатывать навыки решения задач на нахождение части от целого, целого по его части и соотношения части и целого;– развивать и активизировать познавательный интерес к предмету;– способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;– способствовать расширению кругозора, формированию умений выделять главное, переносу знаний в новую ситуацию;– развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
Оборудование:  компьютер, экран, презентация Power Point (Приложение-тесты).
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Устная работа:– Какую тему мы изучали на двух предыдущих уроках? (Обыкновенные дроби)– Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом для повторения.
1. Из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть красная, а ¾ желтая. 2/4 красная; ¾ красная; 4/4 красная         Проверьте себя! Слайд 1
2. Из синих и белых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть синяя.2/5 синяя; 3/5 синяя; 4/5 синяя; 5/5 синяяПроверь себя! (Слайд 2). – Что означает 5/5 и 4/4? (Вся фигура, одно целое). (Слайд 3).– Как найти ½ часть? 1/3? 1/5? 3/5? 5/5?
3. Решите анаграмму (Слайд 4): ЕЛОЦЕ ЛОСИЧ; МЕЗНАТЕНАЛЬ; ЛИСЬЧТЕЛИ; СТЬЧА ЛАСИЧ. Проверим. ( Слайд 5).
– Сегодня на уроке мы будем использовать эти понятия. Тема нашего урока «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части». – Какие цели мы поставим перед собой на урок? (Записываем цели на дополнительной доске).– Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 6. Слайд 7).Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова французского математика Д. Пойа:«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
III. Изучение нового материала. Рассмотрим схему (Слайд 8):

– Какие задачи можно составить, исходя из этой схемы? (Слайд 9).
1 вариант

2 вариант

3 вариант

– В 1–ом варианте находим часть от целого, во 2–ом – целое по его части, в 3-ем – соотношение части и целого. Слайд 10 – Рассмотрим несколько задач и определим, к какому виду задач их можно отнести. – Решим эти задачи, записываем решение в тетради (запись на доске).– Ребята, можно ли утверждать, что задачи 1 и 2 взаимно–обратные?– Какую закономерность в их решениях вы увидели?– Вернемся к нашей анаграмме и составим схему-подсказку: Слайд 11– Какие выводы вы можете сделать? Попробуйте сформулировать правила самостоятельно (ответы учащихся).
IV. Физминутка.
V. Работа в парах. Проговорите правила друг другу. Слайд 11 Слайд 12 – Распределите задачи из списка по видам. – Проверьте себя! Слайд 13Решите по одной задаче каждого вида.Подсказка для тех, кто затрудняется! Обратить внимание на слова «что», «это».
VI. Решение теста.– Возьмите листочек с тестовыми заданиями. Подпишите их. Решения записываем на этих же листочках
VII. Игра «Магазин»– Представьте, что вы продавцы в магазине, где объявлены скидки на ¼ от прежней цены. Назовите новую цену Слайд 14ПЛАТЬЕ – 800 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 600 РУБ)КОСТЮМ – 1600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 1200 РУБ)САРАФАН – 600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА- 450 РУБ)ПИДЖАК – 1000 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 750 РУБ)Слайд 15– Скидка в магазине на 1/3 от прежней цены (Какую часть составляет новая цена?) Какой была старая цена, если НОВАЯ:СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ – 1000 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 1500 РУБ)ЮБКА – 500 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 750 РУБ)БЛУЗКА – 400 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 600 РУБ)      VIII. Итог урока: – Вернемся к целям, которые мы поставили на урок. Мы их достигли?– На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить задачи?– Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Целого числа по его части? На соотношение части числа и его целого?– Что на уроке понравилось? Что запомнилось?
IX. Домашнее задание:– решить по1 задаче из списка на выбор;– придумать по одной задаче каждого вида и решить их.
Выставление оценок за работу на уроке (с обоснованием).
Слайд 16ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
Приложение
Тест. Вариант 1.
У Буратино было 10 золотых. 2/5 своих денег он отдал коту Базилио. Сколько золотых получил кот Базилио?
Туристы проехали на машине 150 км, что составляет 3/5 намеченного пути. Какой длины намеченный путь?
Ученица исписала 3/8 тетради. Сколько в тетради всего страниц, если исписано 60 страниц?
Площадь поля 20 га. Тракторист вспахал 5 га. Какую часть поля вспахал тракторист?
Длина прямоугольника 56 см. Ширина составляет 7/8 длины. Найдите ширину прямоугольника.
Фамилия                                           Имя .
1 2 3 4 5
         
 Тест. Вариант 2.
В сквере росли 40 деревьев. 5/8 из них липы. Сколько лип растет в сквере?
Турист прошел 6 км, что составляет 1/3 всего пути. Какое расстояние должен пройти турист?
В рулоне осталось 120 м шерсти. Сколько шерсти было в рулоне, если осталось 3/5 рулона?
Площадь квартиры 56 м2. Отремонтировали 35 м2. Какую часть отремонтировали?
В конных состязаниях участвовали 28 спортсменов, 2/7 из них – женщины. Сколько женщин приняли участие в состязаниях?
 Фамилия                                          Имя .
1 2 3 4 5