Конспект к уроку литературное чтение К.И.Чуковский Федорино горе
Чуковский «Федорино горе»-2 класс
Цель: продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность.
Задачи:
Образовательная
Формировать умение анализировать развитие действия.
Учить устанавливать последовательность действий в произведении.
Дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения.
Развивающая
Развивать способность анализировать текст произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения.
Продолжить работу над выразительным чтением и развитием речи.
Учить детей чувствовать образный язык художественного произведения.
Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
Развивать интерес к художественной литературе.
Воспитательная
Обогащать эстетический и познавательный опыт детей.
Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
Содействовать воспитанию способности к самоконтролю и самооценке и овладению умением участвовать в коллективной работе.
Тип урока - комбинированный.
Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, работа в группе.
Место проведения- кабинет начальных классов.
Продолжительность урока- 40 минут.
Материально-техническое обеспечение – учебник «Литературное чтение» 2 класс презентация Microsoft Office Power Point 2007, мультипликационный фильм «Федорино горе», тесты.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Будем руки поднимать
Чётко, бойко отвечать
2. Логопедическая разминка по карточкам
3. Постановка учебной задачи
-Сегодня мы с вами продолжим работать над сказкой Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе», будем учиться выразительно читать, давать оценку персонажам, отвечать на вопросы, решать тест.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
-Послушайте, как возникла сказка К.И.Чуковского "Федорино горе". Однажды Корней Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".
-Понравилась ли вам сказка?
- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение и почему?
-Вспомним кратко сказку по слайдам (пересказ детей)
-Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово».
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко»
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка»
И сказали блюдца:
«Надо бывернуться»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги»
5.Анализ произведения.
-Мы с вами уже прочитали сказку. Скажите, о чем эта
сказка?
(О том, как убежала посуда. О том, как бабушка не мыла посуду и она от нее убежала.
О том, как бабушка уговаривала посуду вернуться и посуда все-таки вернулась).
-Для кого и для чего была написана эта сказ
·ка?
( Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире.
-А кто персонажи в этой сказке? (Федора, животные, посуда.)
Да, в сказке персонажами являются не только Федора, животные, но и домашняя утварь – посуда, мебель...
-Дома, вы выписывали слова, 1 ряд выписать названия посуды, которая была у Федоры, 2 ряд - выписать животных – героев сказки
-А как ведут себя эти предметы?
(Как люди.)
5.Работа по учебнику
Работа над 1-ой частью
Как начинается сказка? ( 1 ученица читает наизусть 1 главу сказки)
- Чего испугалась коза?
- Какие слова передают ее испуг
Работа над 2-ой частью.
- С чем сравнивается кочерга?
- Прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово держи? Почему?
- Как движутся блюдца? Какое у них настроение. Как автор передает веселое настроение, стремительное движение блюдец?
Чтение цепочкой. Передача голосом суматохи, быстроты , стремительности движения посуды, желание поскорее уйти тот хозяйки, которая не умеет обращаться с вещами, беречь их и ухаживать за ними.
- О чем говорится в этой части? Как отреагировала Федора на бегство посуды.
- кого послала Федора за посудой?
- Что ответила полсуда? Почему она решила так поступить?
- По своему ли желанию она ушла из дома?
Рюмки, вилки, тарелки, кастрюля, скалка, ложки, самовар, как можно назвать одним словом? ( Посуда.)
Чтение 3, 4 части по ролям Федора корыто, кочерга, блюдца, коты, тарелки, курица, посуда, таз
5 часть
-О чем рассказывается в этой части ( О горе, ее отчаянии )
Справедливо ли она была наказана? Восстановите текст
А бедная .
И плачет, и она.
Села бы баба
Да стол за
Сварила бы баба ,
Да поди поищи!
- Ребята, какой показана здесь Федора? Какое чудо с ней случилось?
- Как стала выглядеть кухня Федоры
- Какой стала Федора?
Да, Федора стала трудиться, и труд принес ей радость: вся посуда засверкала, засияла, стала чистой, на такой кухне с такой посудой радостно жить.
-Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл).
-Чему учит писатель? (Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).
Тест
1.Как звали главную героиню сказки?
А)Мария Николаевна
Б)Федора Егоровна
В)Елизавета Васильевна2.Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А)Корова
Б)Коза
В)Свинья3.Как кто скакали тарелки?
А)как зайцы
Б)как белки
В) как кенгуру4.Кто остался в доме у Федоры?
А)кошки
Б)тараканы
В)попугай5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А)читала стихи
Б)пела тихую песню6.На чем стоял самовар в конце сказки?
А)на столе с белой скатертью
Б)на подоконнике
В)на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке
Итог урока.
- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами. Такие у нас есть ребята? Я думаю, что таких ребят у нас нет, а у кого были ошибки, они их исправят.
Д.з-пересказ сказки
15