Статья «Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания».





Статья

«Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания».

Автор: Лямина Наталья Анатольевна
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №7 с.Старомарьевка
Грачевского района Ставропольскогокрая















Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Тема активных и интерактивных методов в обучении изучена достаточно хорошо. Источниками для исследования послужили, как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме.
В книге «Теория и методика преподавания истории» автор Вяземский Е.Е. особое внимание уделяет мировому опыту преподавания и изучению истории в школе. Хуторский А.В. в книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» представил различные методологические системы, конкретные методы и формы обучения, использовал новейшие технологии и примеры ведения занятий. В книге «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» Короткова М.В. описывает два ведущих интерактивных метода- обучение с помощью игровой деятельности учащихся и дискуссии. Автор представляет различные сценарии игр и дисскусий. Эти нововведения можно использовать в нетрадиционных уроках, которые способствуют улучшению знаний учащихся. В книге «Педагогика» Подласый И.П. раскрыл общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, рассмотрел принципы организации педагогического процесса в школе.
Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.
Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы. Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.
Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов активного и интерактивного обучения на уроке. Урок - основная форма работы в школе, необычайно сложный педагогический элемент. Единой модели всех, без исключения,  уроков нет и быть не может. Учитывая многообразие подходов к теоретическому осмыслению сущности и классификации активных методов обучения, предлагаемых различными авторами, представляется целесообразным использовать наиболее очевидный способ их классификации - адресный, то есть определяющий направление использования того или иного способа на уроке
Цели применения активных методов.
При изучении нового материала: развитие логического мышления, познание нового через ассоциации, привлечение внимания и интереса к проблеме, использование опоры на старые знания. Активизация мышления, создание реального образа.
При закреплении: запоминание ключевых моментов, осознание полученных знаний и себя в них, уточнение неясностей.
При обобщении: повторение изученного материала, систематизация знаний, осмысление логических связей.
При закреплении: проверка степени усвоения, оценка знаний.
Принципы, характерные для активных методов: жизненность и типичность конкретных ситуаций, принятие решений в условиях неопределенности, риска, противодействия. Динамичность процесса управления. Наглядность последствий принимаемых решений.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы. Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, которые я использую на уроках истории, права и обществознания.
«Мозговой штурм». При изучение темы «Банковская система РФ» (в классе социально-гуманитарного профиля) перед учащимися была поставлена следующую проблема: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в долларах или в евро?» Решение проблемы происходит в группах. Дети после обсуждения приходят к правильным выводам. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от возможных рисков, нужно разделить на части и перевести в разные виды валют или купить золотые монеты. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться моим ученикам в их самостоятельной жизни.
Дискуссия – это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения. Например: «Смертная казнь: за или против?» Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения. Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо.
Следующий интерактивный метод, используемый мной на уроках – это игра. Игровые ситуации используются на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Здесь требуется быстро придумать вопросы, сочинить телеграмму от имени исторического лица. Это такие игры, как «Спросите нас, как мы живем», «Расскажи мне о себе», «Подпиши телеграмму», «Я известная историческая личность». Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда происходит как бы перераспределения лидерства в классе. Если на традиционных уроках преуспевает ученик, который много знает и умеет, то в игре победителем часто оказывается тот, «у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации», кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатством.
Особенно широко я практикую ролевые игры в 5-7 классах. Например, в 5 классе удачными были ролевые игры «Олимпийские боги», «В древнегреческом театре». В 6 классе была организована ролевая игра «В мастерской средневекового оружейника», «Ярмарка в средневековом городе», «Языческие праздники восточных славян», в 7 классе – « От «Домостроя» до «Юности честное зерцало»,
На уроках истории, обществознания, права на этапе рефлексии, обобщения я часто применяю метод «Синквейна». Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанное по определенным правилам.
Если школьники будут следовать указанным правилам, могут получиться, например, такие синквейны:
Демократия
1.народовластие
2.справедливое, законное
3.управлять, выбирать, контролировать
4.Демократия предполагает в народе способность не только вести государственную жизнь, но именно править государством
5.Политика
Бонапарт Стремительный и блистательный. Воюет, побеждает, преобразовывает. Быстрой молнией сверкнула твоя эпоха! Император.

Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи. Такие стихотворения можно писать и дома, устраивая конкурсы в семье. Проверяя домашнее задание, родители могут выбрать самые интересные термины и одновременно со своим ребенком написать синквейны на эти темы.
Формы и методы работы с хронологией, историческими понятиями
В процессе изучения истории учащиеся, помимо знаний о прошлом, приобретают определенные умения и навыки, позволяющие познать сущность исторического процесса, провести анализ, обобщение, сравнение, сделать выводы. Назову конкретные приемы, методы, средства, которые помогают мне сформировать эти умения и навыки у школьников. Например, работа с хронологией предполагает не только запоминание основных дат, но и овладение учащимися умениями соотносить год с веком, устанавливать последовательность исторических событий, определять длительность исторических явлений и событий. Следующие задания позволяют мне решить эту задачу:
Тест: Восстановите события в хронологической последовательности:
а) Ледовое побоище,
б) Крещение Руси,
в) Невская битва.
Посчитайте, какое событие произошло раньше? На сколько лет?
а) Первое упоминание о Москве,
б) Крещение Руси.
Определите, через сколько лет после вторжения монголо-татар на Русь состоялась Куликовская битва.
Постепенно задания по хронологии усложняются. Я предлагаю учащимся задания, которые развивают у них умения соотносить факты, процессы с определенным периодом истории, устанавливать синхронность событий, составлять хронологические таблицы. Например:
Задание 1: Составьте календарь событий Смутного времени в России 17 века.
Задание 2: Укажите события, выпадающие из общего логического ряда: а) сражение у р. Ларги, б) сражение у Чертова моста, в) сражение у р. Кагул, г) Чесменское сражение.
Задание 3: Назовите имена выдающихся русских полководцев, современников Наполеона.
На практических занятиях закрепляются умения учащихся по хронологии. Все задания носят дифференцированный характер. Я предлагаю ребятам исторические игры: «Узнай дату», «Имена и даты», хронологические викторины.
На протяжении всего периода обучения истории, я уделяю большое внимание работе с историческими терминами и понятиями. В 5 классе учащимся я предлагаю выполнить следующее задание: «Составьте словарь темы или урока». Исторические термины и их значения ребята выписывают в словарь и запоминают. В начале урока я контролирую знания исторических терминов. Для этого я использую кроссворды, тесты, карточки-задания типа:
Тест №1: Выберите правильный ответ.
Фреска- это
а) картина, написанная по сырой штукатурке;
б) картина из цветных камешков и стекла;
в) вид скульптурного изображения.
Тест №2: Закончи предложения:
а) Пергамент-это
б) Картина из цветных камешков и стекла называется
в) Рельеф-это..
Вопрос формирования понятий является одним из важных, ключевых в преподавании истории. Изучая содержание того или иного понятия, ученики выясняют сущность, особенности исторического процесса, явления, характерные черты эпохи, периода, учатся анализировать, делать выводы, сравнивать. На мой взгляд, необходимо учитывать то, что учащимся, особенно младших классов, трудно понять содержание того или иного исторического понятия. Я стараюсь облегчить это понимание, опираясь на знания исторических фактов, на конкретные примеры, используя яркую и живую форму общения. Например, в 6 классе на уроке «Ремесло в средневековом городе» для того чтобы раскрыть понятие «ремесленное производство», определить его признаки я использую элементы театрализации и работу с историческими документами. На следующем уроке-самореализации «Ярмарка в средневековом городе» мы уточняем, углубляем и расширяем представления учащихся о ремесленном производстве, товарном хозяйстве. Формирование этих понятий не заканчивается на данном уроке. Оно конкретизируется и дополняется в курсе «Новой истории» (7 кл.). При изучении мануфактурного производства я показываю, что ремесленное производство – это ступень промышленного развития, которая предшествовала созданию мануфактуры.
Методы проблемного изложения.
Важнейший путь организации познавательной деятельности, формирования мышления школьников - это проблемное изложение. На своих уроках я применяю различные проблемные задания. Например, при изучении политического и сословного строя Франции накануне Великой французской буржуазной революции я предлагаю учащимся проблемное задание: « В чем проявился политический кризис во Франции в середине 17 века». Ребята выполняют задание используя материалы учебника, документы, прослушав сообщение о политике Людовика ХIV.
На лабораторном занятии «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века» (7кл.) я предлагаю учащимся, на основе материалов учебника, исторических документов, данных бюджетов России 1704-1725 годов, решить проблемную задачу: «Каковы причины и последствия ускоренного развития экономики России в первой четверти XVIII века». Аналогичные проблемные задачи позволяют научить школьников устанавливать причины явлений, событий, выделять среди них главные и второстепенные, определять последствия и связь между событиями и историческими явлениями.
Умения анализировать, обобщать, делать выводы совершенствуются при выполнении проблемного задания типа:
«Какие идеи Просвещения нашли отражение в творчестве композиторов XVIII века» (7кл.).
Изучая вопросы культуры России XVIII века, я предлагаю учащимся провести сравнительный анализ развития образования, науки, просвещения в XVI и XVIII веках, выполнить проблемное задание и представить свои выводы на творческом интегрированном уроке «От «Домостроя» до «Юности честное зерцало». Учащиеся делятся на две группы. Одна группа изучала и готовила материалы о достижениях культуры и русском быте XVI-XVII веков, другая - об изменении в быту и культуре XVIII века. В подготовке к уроку принимают участие все учащиеся. Каждая подгруппа выполняет свое задание.
«Зодчие» представляют материал о развитии зодчества и изготовление макетов русской избы, ладьи на кружках РСЮТ; «Художники»- эскизы одежды того времени; «Рукодельницы»- изготовление одежды и головных уборов того времени для кукол; «Затейники» - подготовка сценок «Петрушка и доктор», «Бородовые знаки»; «Экскурсоводы» - сообщения о постройках, одежде, быте, развлечениях этого времени в России. Этот творческий подход при подготовке и проведении урока позволил каждому ученику самореализоваться. Учащиеся еще раз проследили процесс развития и изменения материальной культуры и быта России этого периода.
При анализе европейской экономической системы XIX в. создаются условия для углубления понятия «капитализм»  явления, вызывающего у учащихся не только теоретический, но и жизненный интерес. После конкретизации этого понятия (см. словарь в учебнике, с. 264) можно попросить учащихся отметить, что нового они узнали о капитализме, изучая историю XIX  начала XX в., по сравнению с тем, что знали об этом явлении в 7 классе. Можно обратить внимание, и на то, что «идея капитализма» (в отличие от «идеи социализма») появилась не в результате какого-то сознательного поиска новых возможностей общественного развития, а в ходе естественного развития экономики. Капитализм сам по себе никогда не являлся частью какой-то политической программы, ни одна конституция никогда не провозглашала его как свою цель. Капитализм представляется прежде всего общественной системой, определяемой господством капитала в первую очередь над экономикой».
      С целью более глубокого понимания связей между модернизацией и демографическими процессами учитель может предложить проблемное задание: объясните, почему в 1800 г. в Европе было всего 17 городов с населением по 100 тыс. человек и более, причем их общее население составляло менее 5 млн. человек. К 1890 г. таких городов было уже 103, а их общее население увеличилось более чем в 6 раз. В  группу городов с миллионным населением вошли, кроме Лондона (с 1800 г.), Париж, Берлин и Вена. Появилась и единая широкая сеть крупных и средних городов, а также крупные плотно заселенные промышленные районы, постепенно поглощавшие окружавшую их сельскую местность.
      Школьники объясняют развитие процесса урбанизации как следствие тех изменений, которые происходили в экономике, аргументируя ответы примерами из учебника (см. § 12).
      Подобным образом рассматриваются и другие проявления модернизации и анализируются существующие между ними связи. Комментарии к обсуждению последующих проблем имеются в рекомендациях к отдельным урокам по соответствующим темам.
Методы изучения исторической личности.
Рассмотреть историческое явление во всей глубине, обобщить и систематизировать знания учащихся помогают памятки и логические схемы. На уроках я применяю различные памятки: «Характеристика общественного строя», «Сравнительная характеристика крестьянского восстания и крестьянской войны», «Характеристика революции» и другие.
Большое внимание на уроках я уделяю изучению исторической личности. Памятка «Характеристика исторической личности» помогает учащимся оценить деятельность и личные качества полководца и правителя, художника и предводителя крестьянского восстания. Например, при подготовке урока-портрета: «Личность на фоне истории России. Петр I.» (7кл.) ребята знакомились с дополнительным материалом, размышляли и обсуждали ответы на вопросы памятки, характеризуя деятельность и личные качества Петра I. В ходе обсуждения школьники пришли к выводу и пониманию классовой сущности деятельности Петра I, оценили методы, средства, которые он использовал для достижения различных целей в области внутренней и внешней политики. Наряду с положительной оценкой, учащиеся осуждали монарха за крайнюю жестокость, отмечали то, что следствием петровских преобразований стали ухудшение положения крестьянства, бедствия народа. На мой взгляд, такое обсуждение имеет большое воспитательное значение, т. к. способствует накоплению нравственного опыта и влияет на развитие личности.
Изучая жизнь и деятельность А.В.Суворова, я нацеливаю учащихся на объективную оценку его деятельности. С этой целью на уроке я предлагаю ребятам ответить на следующие вопросы:
Какую роль сыграл полководец в русско-турецких войнах во второй половине 18 века?
Оцените полководческое искусство А.В.Суворова, его отношение к солдатам, к России.
Как полководец понимал свой воинский долг, участвуя в итальянском и швейцарском походах русской армии?
Выскажите свое отношение к факту участия А.В.Суворова в преследовании Е.Пугачева.
Учащиеся делают вывод об огромном вкладе полководца в развитие военного искусства, восхищаются его патриотизмом, стойкостью, мужеством, его отношению к солдатам. Но вместе с тем школьники отмечают и то, что Суворов был дворянином и это оказывало влияние на понимание воинского долга. Выполняя такую работу, учащиеся учатся анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою нравственную позицию. Эти умения и навыки закрепляются при выполнении следующих заданий:
В чем, на Ваш взгляд, заключались причины падения Лжедмитрия I? (7 кл.)
Чье утверждение на московском престоле можно назвать благотворным для России: Лжедмитрия I, В.И.Шуйского, Владислава? Свою точку зрения аргументируйте.
Какую политику проводили бы Вы находясь на российском престоле вместо В.И.Шуйского?
Будучи правителем Российского государства, чтобы вы сделали для того, чтобы не допустить гигантского разорения России в период Смутного времени?
Организация работы с историческими источниками, картой.
В процессе обучения, для активизации работы с различными источниками исторических знаний (учебник, карты, документы, хрестоматии и др.), я использую задания, которые позволяют научить ребят анализировать учебный текст. В 5 классе ребята учатся составлять план параграфа, план пересказа учебного текста. В 6 классе школьники составляют развернутый план параграфа, используя памятку. На уроке, прослушав несколько вариантов плана, ребята выбирают наиболее удачный.
При изучении темы «Гуситские войны в Чехии» (6 кл.) я предлагаю учащимся выполнять ряд заданий, используя материалы учебника:
Изучите состав, вооружение, особенности организации войска гуситов, способы ведения военных действий, используя материал учебного текста, иллюстрации учебника. Объясните, в чем секрет побед гуситов над армиями крестоносцев.
Какие последствия гуситских войн выделили авторы учебника? Какие дополнения внесли бы вы в учебный текст?
Позже ребята учатся анализировать явления, события, используя несколько исторических источников. Например, при изучении идеологии народничества учащиеся на основе учебного текста, документов, сообщений одноклассников определяют характерные черты пропагандистского, бунтарского, заговорщического течений. Материал систематизируется в таблицу.
На протяжении всего периода обучения истории, я уделяю внимание работе с исторической картой. В 5 классе учащиеся знакомятся с «легендой» карты, учатся ориентироваться, находить объекты на ней. Позже я предлагаю ребятам задания, которые совершенствуют эти исторические умения:
Используя карту «Феодальная раздробленность Руси в 12-13 веках», определите, какое влияние на развитие новгородского хозяйства оказали природные условия и географическое положение этих земель». (6 кл.)
Какие природно-географические факторы позволили Москве стать центром объединения русских земель? (6 кл.)
Используя карту атласа «Важнейшие русские экспедиции» и текст учебника, составьте таблицу: «Русские экспедиции в 19 веке» (8 кл.)
Даты
Ф.И.О.путешественника
Открытия и экспедиции





Задание к таблице: Сделайте вывод. В каких частях света русские путешественники совершили наиболее крупные открытия в этот период.
Сравните карту мира в начале 20 века и карту мира после Второй мировой войны. Охарактеризуйте основные территориальные изменения, произошедшие в этот период времени. (9 кл.)
Какие изменения произошли на карте нашего государства после декабря 1991 года. (9кл.)
Начиная с 6 класса, учащиеся осваивают навыки подготовки сообщений, используя энциклопедию, «Книги для чтения», научно-популярную литературу, документы. Ребята готовят сообщения о различных событиях и исторических явлениях, о жизни и деятельности полководцев, художников, писателей, деятелей науки, революционеров, правителей. Особый интерес у школьников вызывает подготовка сообщений и докладов на ученические конференции. Эта форма работы применяется мною достаточно часто. Наиболее удачными были конференции: «Страны Азии, Африки, Латинской Америки в средние века» (6 кл.), « Личность на фоне новой истории»(7 кл.), « Быт населения Ставропольской губернии в конце XIX- начале XX веков»(8 кл.).
Каждое сообщение или доклад внимательно заслушивают и рецензируют учащиеся. В рецензии отмечаются следующие моменты: полнота рассказа о событиях, явлениях; достоверность источников информации; умение четко сформулировать свою мысль; наличие выводов; точность дат; работа с картой, схемой, иллюстрациями.
В 9 классе учащиеся, по желанию, выбирают определенную тему для более углубленного исследования и написания реферата. Далее реферат защищается на конференции. Темы рефератов разнообразны: «Личность на фоне российской истории. Николай II.», «Материальная культура и быт народов Ставропольской губернии в конце 19- начале 20 веков», «Первая русская революция», « Ставропольский край в годы Великой Отечественной войны», « История, традиции и быт казачества Ставропольской губернии в 19-20 веках».
В старших классах я практикую лекции и семинарские занятия. На лекциях учащиеся овладевают умениями конспектировать, составлять тезисы, план, опорные схемы, таблицы. Например, на лекции «Европа накануне первой мировой войны» я предлагаю учащимся следующие задания:
Используя материал лекции, выделите причины первой мировой войны и запишите их в виде тезисов в тетрадь.
Изобразите в виде опорной схемы расстановку сил в Европе накануне войны.
В конце лекции заслушиваются различные варианты тезисов и опорных схем, выделяются лучшие и оцениваются.
Семинарские занятия позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся. Я практикую тематические семинары: «Политика «военного коммунизма» (9 кл.), «Международные отношения и внешняя политика СССР в конце 20-30 годов 20 века», семинары, посвященные обобщению и систематизации исторических знаний: « Портрет планеты 21 века».(9 кл.)




















Литература.
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- С.73.
2. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты.- М.: Педагогика, 2002.- С.43.
3. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавании истории.- М.: Владос, 2003.- 384с.
4.Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории.- М.: Владос- Пресс, 2001.- 172с.
5.Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону.: Март, 2002.- С.92.
6.Кулагина Г.А. Сто игр по истории.- М.: Просвещение, 1983.-С.7
7. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1999.- 576с
8. Смирнова С.А. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия,1999.-С.190.
9. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения.- СПб.: Питер, 2004.- 541с.
10. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Высшая школа, 1990.- С.206.



 Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории.- М.: Владос, 2003.- 384с.
 Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения.- СПб.: Питер, 2004.- 541с.
 Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории.- М.: Владос- Пресс, 2001.- 172с.
 Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1999.- 576с.