Сочинение-повествование с элементами описания. «О чем рассказал снеговик?».
Учитель высшей категории МБОУ «Гимназия №13» г.Ульяновска
Босая Светлана Алексеевна.
Урок развития речи в 3 классе.
Сочинение-повествование с элементами описания.
«О чем рассказал снеговик?».
ЦЕЛИ:
- формировать умение строить речь в определенной композиционной форме, отбирать и использовать изобразительные средства языка (эпитеты,сравнение, олицетворение) и умение выражать свои чувства и мысли в письменной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал, продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, расширять знания о сочинении-повествовании (описании) в художественном стиле речи; закреплять умения и навыки в работе со справочной литературой;
- развивать интеллектуальные способности детей и их речь, умение классифицировать, сравнивать,
развивать устойчивое внимание, воображение и память,
расширять словарный запас уч-ся, продолжать формирование навыка
аккуратного письма;
- воспитывать любовь к русскому языку, умение слушать, принимать цели и задачи урока,
воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, творческую активность, чувства прекрасного, любовь к природе.
Оборудование:
1. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
2. Таблички-этапы урока.
З.Видеозапись пейзажей, ноутбук, аудиозапись музыки
4.План сочинения (напечатан для каждого уч-ся).
5.Рабочие тетради по литературе с собранным материалом для сочинения, (основная часть собранных слов и словосочетаний напечатана на отдельном листе для каждого ученика).
6. Конверты с двумя вариантами сочинения (разные уровни), карточки-помощники для каждого варианта.
7.Памятки к написанию и проверке сочинения (изложения) на каждого ученика.
8.Орфографические словари.
9.Листочки, украшенные символикоей на тему зимы, для текстов сочинений.
10..Текст Г.-Х. Андерсена. «Снеговик».
ХОД УРОКА.
1. - Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришло много гостей. Давайте поприветствуем их.
- Сегодня мы с вами будем писать сочинение. Что же это такое?
Толковый словарь объясняет это так: «Сочинение - это вид письменной школьной работы - изложение своих мыслей, знаний на заданную тему».- читает один из уч-ся.
-Для чего учимся писать сочинения?
Д.-Чтобы развивать нашу речь и обогащать наш словарный запас.
(открывается соответствующая табличка на доске).
- О чем же будет наше сочинение? Отгадайте загадку.
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила».
Д.- Это зима.
- Да, сегодня мы, наконец, будем писать сочинение о зиме, к которому мы долго готовились, собирали материалы.
II. - Трудно найти человека, который бы не восхищался видом природы, где хозяйкой выступает красавица зима!
Она творит настоящие чудеса. А помогают ей в этом ее верные помощники: мороз, метель и вьюга.
Огромное множество произведений о зиме существует в литературе и живописи.
Давайте, ребята, вспомним строки из изученных нами стихотворений , написанных русскими поэтами.
(Дети читают наизусть отрывки из стихотворений Пушкина, Тютчева, Есенина, Фета).
-Красиво! Волшебно...Настоящая зимняя сказка. А герой нашей сказки....
( На экране – кадр с изображением снеговика среди елочек) - СНЕГОВИК.
-Родился он в это чудесное время года на полянке на опушке леса. Многое увидел
наш снежный человечек, проснувшись однажды утром. Он просто ахнул от такой красоты вокруг...
(Включается видеозапись зимних пейзажей. Синхронно звучит музыка Вивальди «Зима. Январь».)
- Необыкновенная красота !
Сейчас мы с вами, ребята, попробуем описать в своем сочинении все то, о чем бы мог рассказать наш снеговик.
-Как же мы назовем свое сочинение?
(Варианты называются разные. Останавливаемся на таком: «О чем рассказал снеговик?».)
- Наши сочинения мы поместим в эту книгу.
(Показывается обложка будущей книги. Она украшена иллюстрацией с изображением снеговика на фоне елочки).
2. -Итак, мы пишем сочинение. Какие виды сочинения мы знаем?
Д. - Рассуждение.Повествование.Описание. (Дети объясняют разницу между видами текстов).
- Если мы сегодня будем писать о красоте зимы, о том , что происходит в природе в это время года, каким будет наше сочинение?
Д. – Повествование с элементами описания.
3. - Любое сочинение, чтобы оно было последовательным и понятным нашим читателям, пишется по плану.
( План на доске:
1. Вступительная часть.
II. Основная часть.
III. Заключение.)
- У вас такой же план на партах. Вы уже знаете, что план должен состоять из трех частей: вступительной части, основной, заключительной.
4. - Чтобы сочинение было красивым и интересным, мы с вами собирали нашу КОПИЛОЧКУ с самыми чудесными словами и словосочетаниями, которые могут нам пригодиться.
Нам придут на помощь известные нам литературные приемы: эпитеты, сравнения, олицетворение.
(Дети приводят примеры этих приемов).
- Времени у нас не так много, и ,чтобы его сэкономить, я приготовила вам сюрприз. На листочках, которые вы видите сейчас у себя на партах, я напечатала ОСНОВНУЮ часть собранного вами же материала.
-Итак. I.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Она обычно небольшая, состоит из 2-3 предложений.
- Как мы можем начать сочинение?
Как обычно начинается сказка?
( Дети отвечают, учитель открывает запись на доске: 1. Жил – был.......
Он родился......
Однажды он .....)
- II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (самая объемная).
–О чем мы будем писать в этой части?
- Почему так светло и празднично вокруг?
- Как можно описать снег? Снежинки?
- Какое небо?
- Что мы скажем о воздухе?
- А о солнечных лучах?
- Почему нас завораживает вид деревьев?
- Что можно написать о реке ( или озере)?
- Мы даже можем немного написать о зимующих птицах и зверях .
- О чем же эта часть?
(Дети отвечают, учитель открывает запись на доске: II. Зимняя фантазия.)
- III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- В ней мы должны написать о чувствах нашего героя. об его отношении к происходящему. Например......
(Открывается запись:
III. Настроение, вызванное красотой зимы.)
5. Орфографическая подготовка.
- Мы должны написать сочинение не только красиво и интересно, Но и грамотно.
- Давайте поработаем над некоторыми сложными словами из нашей КОПИЛОЧКИ, вспомним правила проверки орфограмм.
(Дети работают с карандашом в руках, вставляют пропущенные буквы, объясняют написание).
- Помогут нам сегодня наши старые знакомые ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ.
6. - Мы с вами сегодня писатели. И я бы хотела. Чтобы вы послушали, как описывал зиму великий писатель-сказочник Г.-X.Андерсен.
(Зачитывается отрывок из сказки «Снеговик»).
-Красиво! Да.
-И чтобы наша книга была интересна для всех , и сочинения ваши получились разными, я предлагаю вам воспользоваться карточками из конверта.
В 1-ой карточке предлагается начало сочинения + карточка-помощник. Если же вы хотите, чтобы рассказ снеговичка получился более подробным и обстоятельным (а это еще интереснее), воспользуйтесь 2-ой карточкой.
III. Написание сочинения.
- Выберите тот вариант, который вам больше понравился. Я уверена, что у вас сегодня получатся замечательные рассказы о зиме, Главное, чтобы слова ваши шли из вашей души!
(Дети пишут сочинение, затем проверяют и редактируют его).
- Кто из вас, ребята, хотел бы сейчас прочитать свой рассказ классу?
( Дети читают свои сочинения ).
IV. Итог урока.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Какие моменты урока вам были особенно интересны? Почему?
- Я очень рада, что вы прекрасно справились с заданием и вам понравилось. На будущих уроках мы будем совершенствовать свои умения.