Доклад на тему Нетрадиционные уроки чтения в начальных классах 
Н
  Термин «инновации» распространился в речевой среде 90г. в связи с появлением большого количества новых программ, учебников, пособий, 
методик, рекомендаций по изменению курсов и предметов.
Латинское «in» означает «внутри», «novatio» - «обновление», «изменение», англ.innovation – нововведение.
  Инновации как педагогические технологии внутри обновленного учебно-
воспитательного процесса привлекает сегодня внимание всех, кто заботится о будущем подрастающего поколения. Надо искать новые подходы к решению традиционных задач начального образования для
того, чтобы (приносить проф.) способствовать развитию и успешному 
обучению младших школьников, чтобы чувствовать профессиональное
удовлетворение.
  Я хочу рассказать о нетрадиционных уроках чтения, которые я провожу 
на уроках читательской самостоятельности. В своей работе использую
региональную, авторскую программу по чтению «Детская литература в
начальных классах» (издана ТОИПКРО в 1993 и 1995г.г.), которая разработана с опорой на теорию формирования читательской самостоя-
тельности профессора Н.Н.Светловской и органически развивает законо-
мерности становления читателя – младшего школьника.
  Работая по новой программе, имею свободу в выборе произведения для 
урока. Больше стало возможности реализовать свою личность в препода-  вании, нет жесткой регламентации в ходе урока. Нравится нацеленность 
на конечный результат.
  Конечным результатом уроков детской литературы является читательская самостоятельность учащихся. По новой программе вместо прежнего 
классного чтения проходят уроки чтения детской литературы, а бывшие 
уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя-
тельности (ч/с). Но не в смене названий дело. Эти два типа урока разли-
чаются целевыми установками и комплексом задач, а также степенью самостоятельности учащихся в работе.
  На уроке чтения детской литературы ведущей является обучающая цель, велика руководящая роль учителя в организации читательской деятель-
ности, а на втором типе уроков, в соответствии с названием, многие виды работ учащиеся выполняют самостоятельно: составляют рассказы о книгах, которые рассматривали, готовятся к восприятию нового произведения, ставят цель чтения, задают вопросы по тексту, подвергаются тестированию и учатся самостоятельно делать обобщения по прочитанному.
  Хочу поподробнее рассказать об особенностях уроков ч/с.
  На прежнее внеклассное чтение эти уроки похожи тем, что учебным ма-
териалом на них служат детские книги и журналы. Но новое в их использовании то, что выбирает книгу для чтения учитель или учитель и 
ученики в результате коллективного обсуждения темы урока.
  Что читать в начальной школе? Надо сохранять в детском чтении все
то, что соответствует специфике детского восприятия, что способствует нравственному и патриотическому воспитанию, расширению умственного 
кругозора детей.
  Формируя круг чтения первоклассников надо выбирать в основном такие
типы книг, как картинки, игрушки, малышки, раскраски, театр, т.к. они более всего доступны начинающим читать самостоятельно. В круг чтения 
обязательно входят малые жанры фольклора: песенки, потешки, игровые
стихи, загадки, сказки о животных и детях, пословицы и приметы. Из до-
полнительных хрестоматий используются книги для первоклассников 
О.В.Джежелей «Светлячок», « Подскажи словечко».
  Для чтения в первом классе выбираются только любимые темы. К ним относятся «О начале школьной жизни»:
А.Барто – «Мама или я?» , « По дороге в класс.» ; С.Михалков – «Чистописание»; В.Берестов – «По дороге в школу»; В.Голявкин – «Как 
я боялся?»; Л.Толстой – «Филиппок»; А.Пантелеев – «Буква ты»;
В.Осеева – «Синие листья» и «Три товарища», прочитывается целый сборник  стихов для первоклассников  петербургского поэта М.Яснова
«Праздник Букваря».
  К любимым относится тема «Чудеса и волшебство»; читаются сказки
«Снегурочка», «Два Мороза»; загадки о природе; рассказ Н.Носова – 
«Живая шляпа», В.Осеевой – «Волшебное слово», В.Бианки – «Медведь-
музыкант»; литературные сказки «Городок в табакерке» - В.Одоевского,
«Дудочка и кувшинчик» - В.Катаева, «Сказка о глупом мышонке» и как ее
продолжение «Сказка об умном мышонке» С.Маршака; сказки К.Чуковского и Н.Носова.
  С удовольствием читают на тему: «Игры, занятия, труд детей, семья»,
рассказы Н.Артюховой, В.Осеевой, В.Драгунского, Н.Носова, Е.Пермяка,
стихи А.Барто, Е.Благининой, Н.Матвеевой, Д.Хармса. Они осваивают 
традиционные темы «О друзьях – животных и картины природы»:
И.Соколов – Микитов – «Под частой елочкой», И.Токмакова – «Деревья»,
И.Суриков – «Белый снег пушистый», С.Михалков – «Мой щенок»,
Е.Чарушин – «Страшный рассказ».
  Урок читательской самостоятельности в первом классе
строится так:
   В первом полугодии – это 25-минутное занятие от урока обучения грамоте, которое называется «Встреча с книгой». Букварь убирается в портфель, и на чистой парте появляется новая тонкая детская книжка. Если нет книги для каждого ученика, то, к сожалению, бывает одна на двоих. Второй вариант работы: используется и одна книга, с которой работает учитель. Такова особенность этого периода обучения.
  За 25 минут занятия проводится вводная беседа (3 – 5 минут), чтение
Произведения учителем (5 – 7 минут), проверка восприятия (5 минут),
коллективное учебное рассматривание новой книги (5 – 6 минут), 
рекомендации по самостоятельной работе с книгами (2 -3 минуты).
  Цель этих занятий обучать первоклассников элементам самостоятель-
ности.
  Второе полугодие – предполагает полный урок в 40 – 45 минут.
Цель: организовать «чтение» картинок, как развитие умения предполагать
содержание, как развитие устной речи, развивать умение извлекать содержание книги из оформления.
1. Раздача книг – коллективок. Рассматривание обложки. Поиски трех     
    ориентиров содержания. Ориентир первый – иллюстрация. Ориентир 
    второй – заглавие. Ориентир третий – фамилия автора. Выставляется 
    на доске карточка с фамилией автора. Слышали раньше ее? Что пишет?
    Прочитайте полное имя автора. О чем писал этот автор? Что нового 
    прочтем у него сегодня? Дополнительные ориентиры. Что еще узнали
    о книге? (Для дошкольников, серия «Для маленьких») Может не будем 
    знакомиться с книгой, раз она для маленьких?(Раньше читали взрослые
    для детей, а теперь можно самим прочесть).
2. «Чтение» книги по картинкам.
    Учитель: рассмотрев обложку, вы уже начали догадываться о содержа-
    нии книги, даже не открыв ее. Теперь будем листать, но читать содер-
    жание пока будем по картинкам.
3. Обобщение.
    Учитель: Кому понравился наш рассказ? Чем? Кто нарисовал картинки
    в книге? Найдите слово, говорящее, что мы читали.
4. Самостоятельное чтение детьми.
     Перепроверка, сочиненного учащимися, произведения. Обнаруженные  
     расхождения обсуждаются: почему так подумали мы? Как придумал
     автор?
5.Тестирование по книге.
    Ответы на вопросы в одно слово.
6. Обобщение.
    Полные развернутые ответы.
 - С какой новой книгой познакомились и как? Какова главная мысль?
   Чему произведение может научить людей?
7. Задания на дом: рекомендация – найти дома в книге для чтения 
    произведение на такую же тему, самостоятельно ее прочесть и 
    подготовиться рассказывать в классе.
    Круг чтения учащихся второго класса  значительно расширяется и строится на принципах учета тематического и жанрового многообразия 
детской литературы. Программой определены примерно 15 тем совре-
менного детского чтения и столько же жанров, которые в течение года 
и составляют разнообразие понедельного чтения.
  В одну неделю проходит тематическое чтение об осени, при этом читают
стихи, очерки, сказки и рассказы, а на обобщающем уроке еще и загадки
и приметы. В другую неделю – внимание уделяется какому – либо жанру: 
например, проходит сказочная неделя, в третью – поэтическая.
  Затем вновь организуется тематическое чтение и т.д.
  Такое планирование по принципу однородного материала для чтения 
способствует формированию у учащихся литературных представлений
без специального изучения теории предмета. Учащиеся различают стихи
и прозу, народные и литературные (авторские) сказки, правильно называют жанры.
  Разнообразие источников чтения дают и уроки фольклора. Особое отношение надо формировать к стихам, которые требуют чуткости в 
восприятии языка, проводятся поэтические уроки, минутки, конкурсы.
  В первом классе больше внимания уделяли разным типам детских книг, их рассматриванию; во втором – углубляется работа над произведением,
текстом. Теперь книга, как объект читательской деятельности, рассматри-
вается 2ми с называнием служб: обложка, иллюстрация, титульный лист,
аннотация, предисловие, содержание (оглавление). Эти термины в течение
первого полугодия второго класса фиксируются на словарных карточках,
а запоминаются постепенно, по мере того, как дети еженедельно учатся
составлять рассказ о новой книге по результатам ее самостоятельного
рассмотрения.
   Урок читательской самостоятельности во втором классе
бывает раз в неделю, имеет закономерную структуру из трех этапов:
- работа с книгой;
- работа с произведением;
- обобщающая беседа.
  Многие приемы читательской деятельности, которые ранее проходили
под наблюдением и только при помощи учителя, переходят в разряд умений. Например, дети готовятся к восприятию текста и обязательно 
предвосхищают содержание, настраивают себя на чтение. Помогают 
в этом размышления над заголовком, описание иллюстраций второклас-
сники ведут самоанализ текста, учатся ставить вопросы в некоторой системе: О чем это произведение? Кто герои? Что с ними произошло?
Какими словами автор выразил главное? Сколько в произведении частей?
и т.д. Дети не знают теории литературы, но практически они осваивают
систему произведения, которую составляют всегда константные компонен-
ты: тема, проблема, сюжет, образы, жанр, композиция, язык, идейный смысл – то есть их восемь, а учитель следит в ходе урока за целостностью
анализа: если дети не поставили вопрос по какому – то компоненту произ-
ведения, то он дополняет беседу своими вопросами и стремится раскрыть
перед детьми самые яркие достоинства содержания и формы художест-
венного или научно – познавательного произведения.
  Второклассники любят самостоятельно читать по памятке «3 п», которую
использовали в первом классе и которая помогает им понимать себя, как
читателей. С 3х букв «п» начинаются слова, характеризующие основные 
процессы полноценного восприятия произведения: представляй, пережи-
вай, понимай то, что читаешь. Учащиеся раскрывают особенности своего
воображения, памяти, чувствования, мышления. Учитель отмечает точные,
яркие и оригинальные ответы, рассуждает наравне с учащимися, корректно
выражая свои оценки и суждения, по – дружески поддерживая любой 
ответ. Только так и можно прийти к эстетическому восприятию произведе-
ния, которое отличает личностный подход.
Урок читательской самостоятельности во втором классе:
1. Работа с выставкой книг.
  Почему эти книги собрались на выставке? Эти книги на уроках не читали.
  Вывод о приключенческом характере книг. Приключения – необычные
  события, часто фантастические.
2. Самостоятельное рассмотрение книги
   с целью ее охарактеризовать. Выслушиваются выступления детей. (В ру-
   ках книга – сборник, в ней короткие рассказы, их написал автор. Книга
   состоит из? (частей). Из аннотации узнаем? )
3. Упражнение: анализ оглавления.
   Прочитайте с титульного листа содержание книги. Что рассказали вам 
   заголовки?
4. Работа с предисловиями.
   Найдите предисловие. Зачем оно в книге? (читает ученик). Что узнали?
   Каким представили..? Как говорил о себе? Что? – Предлагаю проверить
   эту мысль чтением его рассказов.
5. Самостоятельное чтение произведений учащихся с предварительным
    рассматриванием рисунков. Дети работают в паре, друг другу расска-
  зывая содержание иллюстраций и обсуждая заголовок. Вдвоем выбира-
  ют, какой рассказ читать, читают в парах, поочередно.
6. Контрольные вопросы.
  Что понравилось? Чем запоминаются? 
7. Коллективное чтение.
  Что смешного?
8. Обобщение.
  Прочитайте слова на доске, какое относится к нашему герою. Учитель
  обобщает жанр.
9. Перспективное домашнее задание на неделю: прочитать сколько 
  захочется, и подготовить пересказ хотя бы одного.
     Круг чтения учащихся в третьем классе формируется так, чтобы познакомить детей с классическими произведениями отечественной
и зарубежной литературы, о детях и для детей по принципам углубления
проблематики чтения и по монографическому. Эти подходы готовят 3-ов
к изучению литературы в среднем звене школы.
   Урок читательской самостоятельности в третьем классе
является показателем обученности детей по чтению. Он демонстрирует
наличие сформированных читательских умений, навыков, знание несколь-
ких десятков книг, эмоционально – эстетическое восприятие текстов, а
также достаточный уровень общего и литературного развития учащихся.
  В идеале каждый выпускник начальной школы, все 40 минут урока чита-
тельской самостоятельности, может работать с книгой самостоятельно.
   Проверка читателей к концу второго полугодия третьего класса:
Самостоятельное рассмотрение книги учащимися. 
  Обычно на это уходит 5 – 6 минут, которые включают чтение – рассматривание вводных листов книги и постраничный обзор содержания.
2. Выступление учащихся с характеристикой книги.
  - Это научно – познавательная книга с рассказами. В ней нет цветных
   картинок, есть рисунки и фотографии. На них изображены? По оглавле-
   нию можно установить - ? В книге - ? (частей), в оглавлении они отделе-
   ны - ? Из аннотации мы узнали - ? – Мы обратили внимание - ? Книга 
   большая -? Чего в ней много - ?- Что узнали об авторе - ?
3. Самостоятельная постановка чтения. 
  - За урок эту книгу не успеть прочесть. Но из отдельных рассказов можем
  больше узнать об авторе и о том, куда он ездил, где жил и т. д.
4. Выборочное дифференцированное чтение отдельных глав книги по 
    индивидуальному плану учащихся.
  Ответы на вопрос учителя: Что ты выбрал читать?
5. Самоанализ прочитанного.
  Учащиеся рассказывают друг другу о прочитанном. Они дополняют друг
  друга, обсуждают факты. В моменты диспута опять вступает учитель, как
  равноправный, но более квалифицированный читатель.
6. Обобщение.
  Учащиеся подводят итоги работы, отмечают, что понравилось на уроке,
  чем понравилась книга, что в ней особенного и что будут читать дома.
7. Самостоятельный выбор материала для домашнего чтения, запись перспективного задания по чтению в дневники.
  После таких уроков у учащихся можно наблюдать читательскую самостоятельность. Это личностное свойство, качество читателя, который знает, что делать с книгой, оставшись с ней один на один. Он работает без помощи учителя или при минимальной его поддержке в необходимых случаях (и не потому вмешивается учитель, что ученик чего–то не умел, а потому, что мал жизненный опыт детей и из–за этого можно что-то неправильно понять), без посредников соблюдает все необходимые три этапа в работе с книгой: знает, что делать до чтения, в процессе  чтения и после прочтения. Он реализует полученные на уроках чтения детской литературы умения, разумно делает выбор, понимает цель общения с данной книгой,осознанно читает.
  Читательская самостоятельность, сформированная в начальных классах-
надежный фундамент, который поможет ученику получать дальнейшее
образование.       
"Нетрадиционные уроки чтения."
учитель: Дурнева С.П.