Разработка урока основ светской этики по теме Честь и достоинство (5 класс)
Проект урока
ФИО: Юнусова Р.Ф.
Предмет: Основы религиозных культур и основы светской этики, модуль «Основы светской этики»
Класс: 5
Тема урока: «Честь и достоинство»
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цель: формирование у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
- учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
- помочь усвоить основы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в обществе;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Развивающие:
- развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; «открывать» новые знания; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. УУД:
Личностные:
- сформировать мотивационную основу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; - развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
- способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;
- формировать ЗОЖ.
Регулятивные:
- создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные:
- правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями;
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- создать условия для совместного решения учебной задачи;
- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре;
- помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других); - развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.
Познавательные:
- отработка терминов и понятий;
- развивать умение работать с разными видами информации, выполнение заданий;
- развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
- помочь выделить и сформулировать познавательную цель; - продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; - способствовать высказыванию детьми своего мнения;
- способствовать оцениванию своей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Планируемый результат
Предметные:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;
- знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимание значения нравственности в жизни человека и общества; - воспитание уважения к традициям своего народа; - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести; - осознание ценности человеческой жизни.
Личностные:
- уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления; - понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе».
Метапредметные:
- правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями; - освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; - высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности.
Учебник: Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Основные понятия: честь, достоинство, нравственность, репутация, совесть, справедливость, доблесть, благородство, патриотизм.
Идея урока: "Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство сильнее всего" (Ф.М. Достоевский)
Технологическая карта изучения темы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
На столах учебник, тетрадь, ручка.
Подготовка учащихся к уроку
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Ребята, чему мы с вами учимся на уроках светской этики?
Слайд 2.
Сейчас я предлагаю вам вспомнить понятия, которые нам часто встречаются на уроках основ светской этики. На столах лежат лист бумаги с заданием. Ваша задача – правильно соотнести определение со значением слова.
У доски работает 1 человек.
На уроках основы светской этики мы учимся отличать добро от зла, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки.
Милосердие – это готовность помочь как родным, так и посторонним людям, проявить снисхождение к ним из сострадания, сердечного участия.
Сострадание – это совместное с другим человеком страдание. Оно не всегда проявляется в активных действиях, иногда бывает достаточно участливого слова.
Доверие – это убеждённость в честности и порядочности человека, вера в искренность и добросовестность его поступков.
Порядочность – это честность, надёжность, соблюдение норм морали.
Совесть-это ответственность за свои дела.
Изучение новой темы. Постановка учебной задачи
Слайд 3
Прослушивание песни «Офицеры границы».
Слайд 4
- Соотнесите слова песни, которую вы сейчас прослушали, с высказыванием одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей Фёдора Михайловича Достоевского «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»
- О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке?
Слайд 5
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока?
Эти моральные качества присущи не только генералу, офицеру, но и гражданскому человеку.
Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.
Честь и достоинство
На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определять своё отношение к происходящему: оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор.
Тема данного урока «Честь и достоинство»
Создание проблемной ситуации. Знакомство с понятием «честь».
Слайд 6 – 7
Сейчас построим модель «Человека чести». Посмотрите на слайд.
Слайд (обложка к рассказу «Честное слово», « Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака)
-Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев? Как бы оценили поступки героев?
Запись в тетради модели человека чести.
В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.
ДЕРЖИТ СВОЁ СЛОВО
В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.
ВСЕГДА ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ СЛАБЫМ
В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.
НЕ ПРЕДАЕТ ДРУЗЕЙ
О пионерах-героях
Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Многие пионеры- мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелёгкая обязанность - освоить работу взрослых для обеспечения армии едой, необходимой техникой.
Николай Константинович Джорджадзе
Герой Российской Федерации (награждён посмертно)
Рядовой, десантник, стрелок-гранатомётчик 337-го гвардейского парашютно-десантного полка 104 Гвардейской парашютно-десантной дивизии. Родился 21 мая 1976г. в семье рабочего в р. п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области. Учился в Ишеевской средней школе. Занимался спортом. После 9 класса пошёл учеником столяра на Ишееский текстильный комбинат. Работу сочетал с учёбой в вечерней школе. Получил разряд, работал самостоятельно. 20 июня 1994 года его призвали в армию. 2 июня принял присягу.
Во время боёв в г. Грозном выстрелом из гранатомёта подбил автомобиль и вынудил отойти группу боевиков. 9 января точным огнём подавил две огневые точки противника. Во время боя был тяжело ранен командир роты. Под плотным огнём Джорджадзе бросился на помощь командиру и понёс его в укрытие. После того, как передал раненого санитарам, был убит выстрелом снайпера. 19 октября 1996 года за героизм, проявленный в боях, и спасение командира присвоено звание Героя России (посмертно) и наградив Золотой Медалью.
НЕ ПРЕДАЁТ РОДИНУ, НЕ ИЗМЕНЯЕТ СВОИМ МОРАЛЬНЫМ ПРИНЦИПАМ
- Какие моральные качества присущи этим героям?
Работа с учебником: стр. 72 – 73
- Сделайте вывод, что же такое честь?
Слайд 8
С.И. Ожегов. Толковый словарь.
Достойные уважения и гордости моральные качества человека.
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
Почёт, уважение.
Запись определения в тетрадь.
Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам
Слайд 9
А можно ли воспитать в себе честь?
Честь должна быть у человека с рождения.
Если же человек не ощущает в себе чести, ему придется приложить значительные усилия для того, чтобы стать человеком чести.
Исполнение обязательств и обещаний.
Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово – становится человеком чести.
Самосовершенствование.
Если человек сумеет трезво оценить себя, увидеть негативные стороны своего характера и поставить цель преодолеть их , он на пути к тому, чтобы стать человеком чести.
Работа с понятием «достоинство».
Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».
Слайд 10
Что означает слово «достоинство»?
Работа с учебником: стр. 73- 74
Сверьте свой ответ по учебнику.
Любому человеку хочется, чтобы люди его уважали, считали, что он поступает по совести, верен долгу, умеет защищать свою честь. Это уважение внешнее. Чтобы человек научился уважать самого необходимо уважение внутреннее.
Слайд 11-12 Самостоятельная работа
Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание.
Что значит не унижать достоинство других и не терять собственного?
Слайд 13
Можно ли в себе развить достоинство?
Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь.
Достоинство это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.
-Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.
Учащиеся собирают высказывание (предложение):
В достоинстве выражено представление о равенстве. Задача каждого человека – не унижать достоинство других и не терять собственного.
Занятия спортом. Борьба (как физическая, так и душевная) с тяжелым спортивным снарядом или с тяжелыми нагрузками формирует у человека уважение к себе. Уважение к себе есть проявление чувства собственного достоинства.
Получение знаний. С приобретением всё новых познаний у человек появляется всё более надежная платформа для развития чувства собственного достоинства.
Бытовые отношения. Не поощряя и не допуская унизительного обращения с собой со стороны окружающих, человек обретает чувство собственного достоинства.
Полемика (спор). Тренируясь в полемике, человек приобретает уверенность в себе и, следовательно, чувство собственного достоинства.
Закрепление.
Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать?
Соотнесите карточки так, чтобы мы смогли увидеть словесную картину
Работа с моделью достойного человека
Учащиеся на доске составляют схему:
Достойный человек - честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.
Во время составления схемы было видно, что вы испытываете затруднение в соотнесении моральных качеств. Почему же это происходило?
Потому что моральные качества честь и достоинство близки по смыслу.
Да это так, но всё - таки между ними есть различие. Каково же оно?
Часто моральные качества Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Достоинство- это осознанный выбор человека.
- Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно?
Что вы будете делать для сохранения чести и достоинства?
Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.
Рефлексия деятельности
Выполнили цели урока?
Слайд 14
Предлагаю подвести итог урока по следующей схеме:
На уроке мне было всё понятно
У меня возникли некоторые вопросы
Я многое не понял
Высказывания детей
Домашнее задание.
Слайд 15
Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?
Подберите 2 – 3 пословицы о чести и достоинстве. Стр.71-75, вопросы
Слайд 16
- Спасибо за урок. Урок закончен.
Использованные источники :
1.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1412/
2. http://www.xapaktep.net/program/virtues/roman/respectability/desc.php
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
15