Рабочая программа танцевального кружка младшей группы
Муниципальное казенное учреждение
«Солонецкая средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Заместителя директора
по воспитательной работе
___________/Пискунова Л.И./ Утверждено:
Директор школы
___________/Крупенева С.Г./
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Фатеевой Олеси Николаевны, первая квалификационная категория
срок реализации: 1 год
разработана: 2014 год
возраст детей: 6-9 лет
форма организации
дополнительного
образования – кружок
«Танцевальный»
мл.группа «Солнечные лучики»
2014 – 2015 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В наше время педагоги, воспитатели уделяют особое внимание всестороннему развитию личности ребёнка. На это нацелены, практически, все образовательные программы.
Движения под музыку могут стать не только прекрасным средством физического развития детей, но и тренировкой психических процессов: внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных процессов.
Необходимо научить ребёнка психологически раскрепощаться и ощущать своё тело как выразительный музыкальный инструмент. Музыкально-ритмические движения способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движениях. Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ, конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. А это, в свою очередь, помогает детям ярче и выразительнее проявлять свои актёрские способности, принимая участие в театральных постановках.
Движения под музыку способствуют самовыражению одарённых в музыкальном, двигательном и эмоциональном отношении детей; помогают неловким, заторможенным, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах, путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.
В то же время, движения под музыку являются для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому ритмика, в целом, сказывается благоприятно на его состоянии и воспитании. Танцы и упражнения под музыку оказывают прекрасный релаксирующий эффект.
ЦЕЛЬ: Развивать ребёнка, формировать средствами музыки, танца и ритмических движений разнообразные умения, способности, качества личности.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать музыкальность:
- способность воспринимать музыку (чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание);
- развитие музыкально слуха, ритмичности;
- развитие музыкальной памяти
2. Развивать двигательные качества и умения:
- развитие координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости;
- формирование правильной осанки;
- развитие умений ориентироваться в пространстве.
3. Развивать творческие способности, потребность самовыражения под музыку.
Организация работы.
Возраст детей
Количество детей Время работы Продолжительность занятий
младший
возраст 15 четверг
13-30
25-30 минут
(1 занятие в неделю)
Содержание занятий:
I. Музыкальная разминка (в начале занятия).
Постановка детского корпуса, разучивание основных движений.
II. Разучивание ритмических композиций и танцев под музыку на основе программ А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», И.Э.Бриске «Мир танца для детей» и Т.Суворовой «Танцуй, малыш».
Формирование красивой осанки с помощью хореографии. Развитие внимания, координации, крупной и мелкой моторики при помощи подвижных и пальчиковых игр.
План работы с детьми младшего возраста
МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗМИНКИ
(сборник «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» М.А.Михайлова)
(Способствуют развитию творческого воображения детей, улучшению качества движений, их выразительности и пластичности)
1 квартал: «На бабушкином дворе» (№ 1)
2 квартал: «Заводные игрушки» (№ 2)
3 квартал: «Лесная зверобика» (№ 3)
месяц Упражнения, игры
танцы задачи
Октябрь.
1-8 занятие 1. Игра «Разойдись – становись»
(Построение в шеренгу, колонну, круг)
2. «Ножки поссорились – помирились», «Ёлочки», «Шарик»
(Упражнения для постановки ног, рук и корпуса)
3. Танцевальная «Разминка»
(1 часть)
4. «Ёжик и барабан», «Паучина» (пальчиковые игры)
5. «Музыкальное эхо», «Космонавты»
(Музыкально-подвижные игры)
«Весёлые путешественники»
«Мячик»
«Белочка»
Учить ориентировать в пространстве;
развитие чувства ритма;
осваивать танцевальные движения (приставной шаг в сторону, поскоки)
Ноябрь.
9-16 занятие 1. «Лыжник»
(Строевое упражнение)
2. «Весёлые хлопки»
(игроритмика)
3. «Зайчик», «Ёлочки», «У меня спина прямая»
(Упражнения для постановки корпуса)
4. Пальчиковые игры «Этот пальчик», «В ссоре 10 братцев»
5. Игра «Поезд»
Игропластика «Сед по-турецки», «Кошка», «Котёнок»
6. Дых.упр. «Петушок», «Хорошо»
«Весёлые путешественники»
«Мячик»
«Две капельки»
Учить перестраиваться в колонну, врассыпную,
в несколько колонн по ориентирам;
Формирование правильной осанки;
Развитие чувства ритма, танцевальности.
Декабрь.
17-24 занятие 1. Строевые упражнения «Быстро по местам!», «Шаг и бег»
2. «Зайчишки-трусишки», «Ёлочки», «Очень трудно так стоять»
(постановка корпуса)
3. Игропластика «На велосипеде», «Змея»
4. Пальчиковая игра «Как на горке снег», «Перед нами ёлочка»
5. Самомассаж «Стенка, стенка», «Разотру ладошки сильно»
6. Муз.-подвижная игра «Музыкальные стулья»
7. Дых.упр. «Носом – вдох»,
«Руки к солнцу поднимаю».
«Вместе весело шагать»
«Танец маленьких утят»
«Кремена»
«Белочка»
«Рыбачок» (повторить)
Учить перестраиваться в несколько кругов;
Формирование правильной осанки, укрепление мышц корпуса;
Развитие чувства ритма и динамического слуха;
Осваивать танцевальные движения: высокий шаг на носках, «пружинка» с выставлением ноги на пятку.
Январь.
25-28 занятие 1. Строевые упражнения,
ОРУ под музыку
2. Муз.-подвижная игра «Стройся!»
3. Акробатические упр. «Ёжик», «Буратино»
4. Игра «Воробышки»
5. Пальч.упр. «В ссоре 10 братцев», «Будем пальчики считать»
«Вместе весело шагать»
«Цыплята»
Танец «Пружинки»
Учить детей перестраиваться в шеренгу в сцеплении за руки;
Приучать слышать сигнал;
Укрепление осанки;
Развитие выносливости;
Отмечать в движении сильную долю такта.
Февраль.
29-34 занятие 1. Разминка (№ 2)
2. Строевые упражнения, ОРУ под музыку.
3. Акробатич.упр. «Ёжик», «Буратино», «Ваньки-встаньки»
4. Игра «Усни-трава»
5. Релаксация лёжа на спине.
«Едем к бабушке»
«Рыбачок» (повторить)
«Пружинки»
Развитие внимания, координации, умения ориентироваться в пространстве;
Осваивать танцевальные шаги, улучшать качество прямого галопа;
Учить правильно группироваться.
Март.
35-40 занятие
1. Разминка (№2)
2. Строевые упражнения
3. Упр. для корпуса «Ёлочки», «Шар», «Птица»
4.Игра, дых.упр. «Ёжик»
5. П/игра «Наша-то хозяюшка»
6. Релакс «Медуза»
«Цыплята»
«Кремена»
Развивать творческое воображение;
Отрабатывать поскоки, лёгкий бег на носках (с захлёстом);
Учить самостоятельно перестраиваться из круга в несколько кругов.
Апрель.
41-48 занятие 1. Строевые упражнения, ОРУ (с платочком)
2. Игроритмика «Простые движения руками в различном темпе»
3. Акробатич.упр. «Ёжик», «Буратино», «Очень трудно так стоять»
4. Упр. на укрепление осанки
5. Игра «Два мороза»
6. Игровой самомассаж «Я в ладоши хлопаю»
7. Пальч.игра «Смехота»
8. Расслабление, дыхательное упр.
«Кремена»
«Рыбачок», «Кузнечик» (повторить)
Учить строиться в 2 шеренги напротив друг друга;
Учить выполнять движения с предметом, слышать сильную долю такта;
Повторить знакомые танцы.
Май
49-54 занятие 1. Строевые упражнения.
Муз.-подвижные игры «Стройся!», «Карлики и великаны», «Ручеёк»
2. Разминка (№ 3)
3. Упр. с платочком («Улица»),
4. Подвижная игра «Погода»
5. Пальч.игра «Трик-трак», «Смехота»
6. Игропластика «Ёжик», «Лодочка», «Лыжник», «Велосипед»
7. Релакс «Медуза»
«Весёлые путешественники»
«Рыбачок»
«Кузнечик»
Хоровод «Кто берёзку причесал?»
«Спортивная гимнастика»
Учить строиться в круг, шеренгу, врассыпную, парами по сигналу;
Улучшать качество поскока, прямого галопа;
Следить за ритмичностью движений;
Развивать гибкость;
Укреплять мышцы пресса и спины, следить за осанкой.
Форма отчета
Отчетные занятия - 2 раза в год (январь, май)
Выступления на праздниках и развлечениях (по плану музыкального руководителя).
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей
Ф.И. ребёнка возраст музыкальность эмоции Скованность, общительность Творческие проявления внимание память Подвижность нервных процессов Гибкость, пластичность Координация.
Условные обозначения: (-) – низкий уровень
(о) – средний уровень
(+) – высокий уровень
Психические процессы:
«N» - норма
«В» - возбудимость
«З» - заторможенность Ожидаемый результат:
В ходе занятий обучающиеся научатся основным танцевальным элементам, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами.
К концу обучения воспитанник должен знать:
- характерные особенности движений и элементов, манеру исполнения русского народного танца; бального танца, эстрадного танца
Воспитанник должен уметь:
- исполнять основные движения различных видов танцев;
- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
- танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
- уметь воспринимать и передавать в движении образ;
- понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение танца на выступлениях.
Формой подведения итогов реализации программы являются выступления на концертах и мероприятиях.
Учебно – тематический план
№ Тема занятий Количество часов
1. Введение. Азбука музыкального движения. 2
2. Понятие о координации движений, о позиции рук и ног. 2
3. Основы народного танца. Народный танец «Самоварчики» 6
4. Танцевальные этюды. Эстрадный танец «Солнечный зайчик» 4
5. Разучивание движений современного танца «Барбарики» 7
6. Разучивание движений танца с шарами 4
7. Разучивание танца «Вальс снежинок» 6
8. Отработка номеров. Показ танцевальных номеров. 3
Календарно – тематическое планирование
№ Тема занятий Количество часов Дата Примечание
план факт 1 Введение. Азбука музыкального движения 2 4.09.
11.09. 2. Понятие о координации движений, о позиции рук и ног. 2 18.09.
25.09. 3. Основы народного танца. Народный танец «Самоварчики» 6 2.10.
9.10.
16.10.
23.10.
30.10.
13.11. 4. Танцевальные этюды. Эстрадный танец «Солнечный зайчик» 4 20.11.
27.11.
4.12.
11.12. 5. Разучивание движений современного танца «Барбарики» 7 18.12.
25.12.
15.01.
22.01.
29.01.
5.02.
12.02. 6. Разучивание движений танца с шарами 4 19.02.
26.02.
5.03.
12.03. 7. Разучивание танца «Вальс снежинок» 6 19.03.
2.04.
9.04.
16.04.
23.04.
30.04. 8. Отработка номеров. 2 7.05.
14.05. 9. Показ танцевальных номеров. 1 21.05. Содержание
Введение. Азбука музыкального движения2ч.
Цель:МЕСТО ХОРЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ИСКУССТВЕ. ПРОСМОТР ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ О ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ ТАНЦОРОВ. ПОНЯТИЕ О ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ КЛАССИЧЕСКОГО И НАРОДНОГО ТАНЦЕВ. СОСТАВЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО СЛОВАРИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.
АЗБУКА ПРИРОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. ПОСТАНОВКА КОРПУСА. ПОЗИЦИИ НОГ, РУК, ГОЛОВЫ. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОВЫ, КОРПУСА. ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОСВОЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ДЛЯ ГОЛОВЫ, ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ.
Понятие о координации движений, о позиции рук и ног 2ч.
Цель: ОСНОВНЫЕ ШАГИ ТАНЦА. ПРЫЖКИ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ВЫРАБОТКА ОСАНКИ, ОПОРЫ, ЭЛАСТИЧНОСТИ И КРЕПОСТИ ГОЛЕНОСТОПНОГО, КОЛЕННОГО, ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВОВ. ПОНЯТИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТЕЛА, О ТЕМПЕРАМЕНТЕ, О ЧУВСТВЕ РИТМА, О МУЗЫКАЛЬНОМ СЛУХЕ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОСВОЕНИЕ ПОЗ И ДВИЖЕНИЙ ТАНЦА.
Основы народного танца. Народный танец «Самоварчики» 6ч.
Цель: ХОДЫ РУССКОГО ТАНЦА: ПРОСТОЙ, ПЕРЕМЕННЫЙ, С УДАРАМИ, ДРОБНЫЙ. ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА: ВЫНОС НОГИ НА КАБЛУК, ВПЕРЁД, В СТОРОНУ. РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ(УКРАИНСКИЙ ЭТЮД, БЕЛОРУССКИЙ ЭТЮД, КАВКАЗСКИЙ ЭТЮД). ДЕТСКИЕ ТАНЦЫ (СНЕЖИНКИ, ХОРОВОД, МАТРЁШКИ, ТАНЕЦ СОЛНЕЧНЫХ ЗАЙЧИКОВ). УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ РУК, НОГ, СПИНЫ, ШЕИ. ПОНЯТИЕ О РЕЖИМЕ ДНЯ ТАНЦОРА И О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.
ПОНЯТИЕ О ПРИРОДНЫХ ЗАДАТКАХ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕХУ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ, И О ПУТЯХ ИХ РАЗВИТИЯ. ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МАСТЕРСТВЕ ТАНЦОРА. ПРАВИЛА ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЭТИКЕТА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОСВОЕНИЕ ПОЗ И ДВИЖЕНИЙ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ.
Танцевальные этюды. Эстрадный танец «Солнечный зайчик» 4ч.
Цель: ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РАЗМИНКИ: СИДЯ, ЛЁЖА, СТОЯ. ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ И ВРАЩЕНИЙ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОСВОЕНИЕ ПОЗ И ДВИЖЕНИЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА; ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С НАИБОЛЕЕ ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.
Разучивание движений современного танца «Барбарики» 7ч.
Цель: ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ. ПОСТАНОВКА ТАНЦА.
Разучивание движений танца с шарами 4ч.
Цель: ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ. ПОСТАНОВКА ТАНЦА.
Разучивание танца «Вальс снежинок»6ч.
Цель: ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. ПОСТАНОВКА ТАНЦА.
Отработка номеров. 2ч.
Цель: ОТРАБОТКА ПОЗИЦИЙ РУК, НОГ, КОРПУСА, ГОЛОВЫ В ТАНЦАХ РАЗНЫХ ВИДОВ. ТРЕНИНГ СОВРЕМЕННОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПЛАСТИКИ. ОТРАБОТКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ И ВРАЩЕНИЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В РИТМЕ ВАЛЬСА, ПОЛЬКИ, ЧА-ЧА-ЧА.
ПОДГОТОВКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОСТЮМОВ. ПОНЯТИЕ О МАКИЯЖЕ. СОЗДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО МАКИЯЖА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОСВОЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ТАНЦОРА.
Показ танцевальных номеров. 1 ч.
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ – СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ В ДВИЖЕНИИ ОБРАЗ И ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИЗМЕНЯТЬ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ФРАЗАМИ, ТЕМПОМ, РИТМОМ.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ, УМЕНИЕ ПЕРЕДАВАТЬ В ПОЗЕ, ЖЕСТАХ РАЗНООБРАЗНУЮ ГАММУ ЧУВСТВ, ИСХОДЯ ИЗ МУЗЫКИ И СОДЕРЖАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ (СТРАХ, РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, НАСТОРОЖЕННОСТЬ, ВОСТОРГ, ТРЕВОГУ, ПЕЧАЛЬ И Т.Д.)
ГИБКОСТЬ, ПЛАСТИЧНОСТЬ – МЯГКОСТЬ, ПЛАВНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ РУК, ПОДВИЖНОСТЬ СУСТАВОВ, ГИБКОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНИТЬ НЕСЛОЖНЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ («РЫБКА», «ПОЛУШПАГАТ», «ЛОДОЧКА», «МОСТИК» И Т.Д.).
КООРДИНАЦИЯ, ЛОВКОСТЬ ДВИЖЕНИЙ – ТОЧНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ, ПРАВИЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ДВИЖЕНИЙ РУК И НОГ В ТАНЦЕ.
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – УМЕНИЕ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ПОД ЗНАКОМУЮ И НЕЗНАКОМУЮ МУЗЫКУ НА ОСНОВЕ ОСВОЕННЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ДВИЖЕНИЙ, А ТАКЖЕ ПРИДУМЫВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ «ПА».
ВНИМАНИЕ – СПОСОБНОСТЬ НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ ОТ МУЗЫКИ И ПРОЦЕССА ДВИЖЕНИЯ (ВЫПОЛНЯТЬ КОМПОЗИЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНО, БЕЗ ПОДСКАЗОК).
ПАМЯТЬ – СПОСОБНОСТЬ ЗАПОМИНАТЬ МУЗЫКУ И ДВИЖЕНИЯ.