Урок — беседа. Честь и достоинство — вот оно наше святое


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №132
Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Методическая разработка классного часа
«Честь и достоинство – вот оно наше святое»

Автор: Полякова Флора Гильфановна,
учитель русского языка и литературы
Классный час
«Честь и достоинство –вот оно святое наше»
Эпиграф:
Две вещи восхищают меня в мире: звездное небо над головой и
нравственный закон, действующий во мне.
И.Кант.
Чувство чистой совести достаточно для смерти.
Чувство нравственного достоинства необходимо для жизни.
Н.Тургенев.
Ход классного час:
Организационный момент.
Слово учителя: Добрый день. Он действительно добрый, но необычный.
Тему классного часа вы сформулируете сами, посмотрев фрагмент фильма «Штрафбат». Внимание к экрану.
Просмотр начало фильма. 10 мин.
Беседа.
Вопрос: Какие чувства вы испытали, просмотрев фрагмент фильма? Что поразило вас больше всего в этом эпизоде? (Ответы ребят)
Вопрос: На сколько частей можно разделить эпизод?
Ответ: приглашение к еде, приглашение к предательству, расстрел.
Вопрос: Как ведут себя бойцы? (Ответы ребят)
Вопрос: Какие качества позволяют 5-ым бойцам остаться на высоте? (Ответы ребят)
Слово учителя: Уже не раз прозвучали слова, входящие в название нашей темы. Два ключевых слова. Какие?
Ответ: Честь и достоинство.
Озвучивается тема классного часа: Честь и достоинство – «вот оно святое наше воинство».
Слово учителя: Прежде, чем мы будем обсуждать тему, необходимо определиться в понятиях: Что есть честь? Что есть достоинство?
Попробуйте сами дать определение. (Ответы ребят)
(раздаются листочки с определениями и зачитываются)
Честь - 1)Совокупность высших морально – этических принципов личности (честность, порядочность, благородство, добросовестность и др.) Сохранение собственного достоинства и уважения, личного достоинства другого.
2)Хорошая, незапятнанная репутация, доброе, честное имя, целомудрие, непорочность, девственность (о женщинах).
3) Почет, уважение.
4) О том, кем или чем гордятся
Достоинство - Совокупность высоких моральных качеств. Уважение этих качеств в самом себе, сознание своей значимости.
Вопрос: Что скажете по поводу определений? Какие сделаете выводы? Что их объединяет?
Ответ: Эти понятия очень близки, одно дополняет другое! Но понятие «честь» шире, чем понятие «достоинство». Они взаимосвязаны. Чести не бывает без достоинства, как и достоинства не бывает без чести.
Вопрос: Какие виды чести (условно) вы знаете?
Ответы: Рыцарская честь, воинская честь, профессиональная честь, девичья честь, честь семьи…
Слово учителя: То понимание чести, которое мы имеем на сегодняшний день, формировалось на протяжении веков. История помнит поступки великих, знаменитых и не очень знаменитых людей. Именно они являются образцом чести и достоинства. Вот одна из историй:
(Рассказ о капитане 1 ранга Бухвостове, командире броненосце «Александр111»)
1904 год. Август, идет русско-японская война; Крондштат; блестящая кают- компания, родственники, жены офицеров, прощальный банкет. Проводы были торжественные, тосты во славу русского оружия, пожелания победы над врагом. В разгар торжества раздались мрачные слова капитана: «Вы смотрите и думаете, как тут все хорошо устроено. А я вам скажу, что тут совсем не так хорошо. Вы желаете нам побед. Но победы не будет!... За одно я ручаюсь: мы все умрем, но не сдадимся…», в кают- компании наступила тишина, как в морге.
Слова оказались пророческими: из 900 человек его экипажа не осталось в живых ни одного.
Теперь историки сошлись в одном мнении, любая эскадра (будь она хоть английской), попав в такие условия, была обречена на поражение.
Об этом хорошо знали плывущие на смерть наши деды и прадеды.
Вопрос: Знали! Так зачем они плыли, если знали?
Ответы: Это вопрос воинской чести, офицерской чести. Ибо честь - дороже жизни!
Вопрос: А какие вы можете привести примеры из истории, книг, кинофильмов?
Ответы: «Гардемарины». Девиз: «Жизнь - Отечеству, а честь - никому».
Слово учителя: Александр Васильевич Колчак, фильм «Адмирал» - эпизод с саблей. 7 февраля 1920 года расстрелян, а мог бы бежать (как Керенский).
Вопрос: Какой напрашивается вывод? Без чего невозможна честь? Одна из составляющих?
Ответы: Смелость. Честь и трусость не совместны.
Вопрос: Все это время мы приводили примеры из истории, из жизни людей,
которые оказались в экстремальных ситуациях. А как же проявляются такие
качества как честь и достоинство в обычной повседневной жизни у обычных
людей? И в чем?
Ответ: В повседневных поступках, каких.
Вопрос: Можно ли считать юношу человеком чести, если он трижды втыкает
нож в тело обидчика, защищая честь девушки? (Ответы ребят)
Вопрос: Можно ли считать людьми чести молодых людей, которые в день дежурства поднимают стулья. Говорят, что сейчас придут, уходя за водой… И не возвращаются? (Ответы ребят)
Слово учителя: Честь не боится. Не трусить… Честь не подличает, не врет. Человек чести не покушается на жизнь другого человека из-за угла, исподтишка…Честь не подставляет, не подводить. Человек чести никогда не навредит другому человеку.
Пушкин! Защищая честь жены и свою, встречает пулю в открытую грудь. Он «дерется» с врагом на равных. Его герой Петр Гринев готов принести свою жизнь в жертву, только не подвергнуть Машу унизительному допросу.
Вы можете сказать другое время, 19 век… И в 19 веке было полно подлецов («Герой нашего времени» - дуэль Печорина и Грушницкого; незаряженный пистолет).
Вопрос: Попробуем сделать вывод. Никто не сомневается уже, что честь и достоинство – это прекрасные качества человека. А что противостоит им?
Ответы: Хамство, бессовестность, бесчестность, подлость, разгильдяйство, непорядочность…
Вопрос: Чего больше? Первое? Второе? (Ответы ребят)
Вопрос: Почему?
Ответ: Может, без этих качеств жить легче?
Вопрос: А вы встречали людей чести и достоинства? (Ответы ребят)
Слово учителя: Конечно! Честь и достоинство не появятся сразу же и тут же.
Это долгий и трудный путь. Но нужно идти по этому пути.
Вопрос: Как, каким образом? Откуда в человеке появляются эти качества?
Ответы: Образование и культура, которые формируют нравственные качества, о чем есть прекрасные слова генерала Скобелева: « Чем интеллигентнее человек, тем выше у него понятие о долге и чести!»
Вопросы: Как вы думаете, зависят ли эти качества от положения человека в обществе, должности, профессии?
Ответ: Нет! Могут найтись люди, способные оскорбить, унизить вас, но право на самоуважение отнять невозможно.
Честь и достоинство отнять невозможно! (Потерять можно!)
Слово учителя: Я очень хочу, чтобы после нашего классного часа вы задали себе вопросы и сами же на них ответили:
- Можешь ли ты назвать себя человеком чести?
- Есть ли у тебя достоинство?
- Порядочный ли ты человек?
- Честный, благородный, добросовестный, ответственный?
-Уважают ли тебя и кто?
- Гордятся ли тобой и кто?
Завершая классный час, я хочу подарить вам на память маленький сборник афоризмов, составленный мной. Обращайтесь к нему иногда, если в чем-то засомневаетесь. Приложение 1.
Слово учителя: И хочу закончить стихами Б.Ш.Окуджавы наш классный час:
Чувство собственного достоинства - вот загадочный инструмент:Созидается он столетьями, а утрачивается в моментПод гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.Чувство собственного достоинства - вот загадочная стезя,На которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
- Спасибо вам всем! До свидания!