Рабочая программа Танцевального кружка



«Рассмотрено» «Утверждено»
На МО классных руководителей Директором МКУ «Чеховская ООШ»
Протокол №___от «___»______ 2013г. Приказ №___от «___» _______2013г.

Муниципальное казённое учреждение
« Чеховская основная общеобразовательная школа»












Программа


Танцевального кружка












Ф.И.О., автора

Степанова Людмила Михайловна

Должность: учитель







с. Чехово
2013 – 2014учебный год



Пояснительная записка

Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты - это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.
Программа кружка модифицирована и составлена на основе программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И.Мошкова, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ 2006г.
Чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей является такой вид искусства, как танец. Танец как синтетический вид искусства сочетает в себе: музыку, телодвижение, артистичность.
Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в танец активно, что побуждает к танцевальному действию.
Образовательной областью данной программы является искусство. По своей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хореографии. А по тематической направленности - художественно-эстетическая.
Программа опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки типовой программы, с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания искусства танца.
Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, которая поможет ему овладеть определенным видом деятельности (танец) и знаниями в области этой сферы, если он пойдет по ступеням данного образования.
Цели обучения: способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков, художественно-эстетических способностей учащихся; воспитывать интерес к искусству танца; формировать представления о понятиях общих и специальных в области хореографии.
Задачи обучения: расширять общекультурный кругозор обучающихся; овладеть практическими умениями и навыками в области хореографии; развивать индивидуальные творческие способности обучающихся; развивать творческое воображение; развивать коммуникативные качества личности; прививать учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими.
Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении.
Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Задачу формирования танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.
Основной принцип программы - постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без нее обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.
Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия.
Занятия проходятся один раз в неделю по одному академическому часу. В год 34часа.
Возраст детей от 7-10 лет
Занятие кружка: четверг с 15.00 до16.00

Основным условием приема является желание учащихся.
В программу введены занятия «Ритм-класс» для детей 7 лет, так как для этого возраста характерны специфические психологические особенности (рассеянное внимание, утомляемость, быстрая усталость), поэтому ритмика, а это частное чередование одного движения с другим, смена музыкального темпа, настроения, делает занятия не скучными, а насыщенными и интересными.
На занятиях «Ритм-класс» на первых этапах следует выделить движения ног, так как импульсы от ходьбы, бега, прыжков получает все тело.
Занятия «Ритм-класс» развивают у детей музыкальный слух, память, чувство ритма, формируют художественный вкус.
Постановочная работа.
Постановочная работа определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение. Исполнительский репертуар подбирается с учетом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность участников танцевального коллектива, каждая постановочная работа в процессе ее развития и конечном результате должна ориентироваться на формирование художественных взглядов и представлений участников. Важнейшей задачей педагога в процессе
постановочной работы является воспитание у учащихся творческой дисциплины и сознательности, без чего невозможно добиться каких-либо успехов.
Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:
Дать общую характеристику танца:
         рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный);
         рассказать сюжет танца.
2.      Слушание музыки и ее анализ (характер, темп, рисунки музыкальных фраз).
3.      Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, ноги, голова).
4.      Разучивание движений танца.
Танцевальная импровизация.
Развитию у ребенка творческих возможностей, формированию стремления к самостоятельному творчеству способствуют занятия на тему -т.е. танцевальная импровизация.
На занятиях по импровизации можно рассматривать две ситуации:
1.      Педагог задает определенную тему.
2.      Ребенок самостоятельно выбирает тему.
Задача педагога - побуждать детей к творческой активности, ассоциативному мышлению, пластической выразительности. Именно на занятиях импровизации раскрываются артистические способности каждого ребенка.
Учебно-воспитательная работа.
Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность , и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между участниками коллектива и их педагогами.
Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.
Выступление на концертах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детей чувство ответственности и пунктуальности. Коллектив должен работать в союзе: дети - педагог -родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным.
Условия и сроки реализации программы.
Занятия хореографического коллектива должны проводиться в специально оборудованном, хорошо проветриваемом танцевальном классе.
Музыкальное сопровождение занятия предполагает наличие аудио-и видеотехники, фотоаппарат, материалы для изготовления концертных костюмов, аудио- и видеокассеты.
Срок реализации 1 год.




Ожидаемые результаты работы кружка

Укрепление здоровья учащихся.
Развитие чувства ритма.
Развитие интереса к спортивно-танцевальным занятиям.
Укрепление дружбы между детьми разных возрастов и полов, взаимопомощи, сопереживания.

Формы подведения итогов
Смотр детских талантов, выступление на концертах, родительских собраниях, участие в общественно-массовых мероприятиях, фотоальбом.

К концу учебного года учащиеся должны:
уметь двигаться в такт музыке;
иметь навыки актерской выразительности;
уметь технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;
знать позиции рук и ног;
танцевать все основные виды танцев, предложенные программой, с определенной степенью легкости и автоматизма.































Литература

1. Библиотечка « В помощь художественной самодеятельности»
2. Детский журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»
3.Методико – практические занятия по аэробике г.Иркутск, Л.И.Слонимская 2003г.
4. Методическое пособие для руководителей хореографических коллективов Иркутск, 2003г.
5.Программа «ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И.Мошкова
6.Учебно – методическое пособие по ритмике г. Иркутск, Т.В.Разгуляева 2002г.
































Календарно-тематическое планирование


дата
№ занятия
тема
Кол-во часов





теория
практика
общее кол-во часов


1


Вводное занятие. Инструктаж.( 3ч) (3ч)
Комплекс разминочных упражнений на коврике
30мин


30мин









2




Виды кружений. Просмотр видеофильма
Ритмика. Упражнения для гибкости тела




30мин



30мин











3
Занятие «Ритм-класс». Упражнения на растяжку мышц











4



Танец с зонтиками(5ч)

Ознакомление с танцем через просмотр диска
Разучивание основного шага




30мин





30мин










5



Разминка. Отработка основного шага
Шаг-приставка по одному в парах













6



Шаг-приставка по одному в парах
Шаг-поворот. Отработка под музыку













7




Хлопушки и прыжки по одному, в парах
Работа над танцем














8
Разминка «Ритм-класс»
Отработка танца «Матрёшки»










9


Русский народный танец «Светит месяц»(6ч)

Прослушивание музыки
Составление танца под музыку





















10



Основной шаг
Раскручивание, закручивание с поворотом в паре
















11


Отработка под музыку движений танца
Занятия «Ритм-класс»
















12


Отработка под музыку движений танца
Составление танца
















13

Работа над танцем
Обсуждение костюма










14
Просмотр видеофильма. Гибкость тела.








15


Танец «Дружба» (6ч)

Ознакомление с сюжетом танца
Прослушивание музыкальных произведений



















16



Разучивание движений
-поворот корпуса и хлопок
-притоп и хлопки
-переступание в повороте















17



Разучивание движений под музыку
-поворот корпуса и хлопок
-притоп и хлопки
-переступание в повороте















18

Отработка движений рук, ног под музыку










19


Работа над танцем под музыку











20
Принять участие в концерте









21

Танцевальная импровизация под музыку (5ч)

Просмотр диска. Позиции рук, ног, положение корпуса



















22

Костюмы. Распределение ролей












23



Отработка движений танца под музыку (позиций рук, ног, положение корпуса)
















24



Отработка движений танца под музыку индивидуально















25
Отработка под муз. сопровождение рисунка танца. Умение держаться на сцене











26


Танец с лентами (6ч)

«Что такое танец?» Лекция
Просмотр Видеоклипов
Музыкально-ритмические танцы



















27


Разучивание основных движений
-по кругу
-шаги к центру круга, назад













28

Разучивание основных движений:
Головы, ног, рук











29

Отработка основных движений танца: головы, рук, ног, корпуса











30

Подбор музыки. Отработка движений танца под музыку











31
Составление танца из движений, отработка по музыку













32

Итоги года. Наши успехи (3ч)


Ритмика

















33

Танцевальные игры с движениями
Изготовление костюмов к танцам











34
Повторение танцев. Подготовка к финальному концерту
















































тема
Кол – во часов



теория
практика
общее кол-во


1




Вводные занятия
«Ритм-класс»


1




2




3



2


Танец с зонтиками


30мин


4ч30мин

5




3



Русский народный танец «Светит месяц»


1



5


6





4




Танец «Дружба»


1




5



6



5




Танцевальная импровизация под музыку

2


3



5




6



Танец с лентами

1


5


6




7

Итоги года. Наши успехи
1
2
3


Всего 34ч.

Учебно – тематический план


















Содержание изучаемого курса танцевального кружка



Вводное занятие. Инструктаж.
Разучивание комплекса разминочных упражнений на коврике

Виды кружений. Просмотр видеофильма
Ритмика. Упражнения для гибкости тела



Введение (3ч)
Упражнение на растяжку мышц

Танец с зонтиками (5ч)

Ознакомление с танцем через просмотр диска
Разучивание основного шага
Разминка. Отработка основного шага
Шаг-приставка по одному в парах
Шаг-поворот. Отработка под музыку
Хлопушки и прыжки по одному, в парах
Разминка «Ритм-класс»
Отработка танца «Матрёшки»
Танец «Светит месяц» (6ч)

Прослушивание музыки
Составление танца под музыку

Основной шаг
Раскручивание, закручивание с поворотом в паре
Отработка под музыку движений танца
Занятия «Ритм-класс»
Работа над танцем
Обсуждение костюма
Просмотр видеофильма. Гибкость тела.


Танец «Дружба» (6ч)

Ознакомление с сюжетом танца
Прослушивание музыкальных произведений
Разучивание движений
-поворот корпуса и хлопок
-притоп и хлопки
-переступание в повороте
Разучивание движений под музыку
Отработка движений рук, ног под музыку
Работа над танцем под музыку
Выступление с танцем

Танцевальная импровизация под музыку (5ч)
Просмотр диска. Позиции рук, ног, положение корпуса
Костюмы
Отработка движений танца под музыку (позиций рук, ног, положение корпуса)
Кружение по кругу в паре, по одному
Рисунок танца

Танец с лентами (6ч)

«Что такое танец?» Лекция
Просмотр Видеоклипов
Музыкально-ритмические танцы
Разучивание основных движений
-по кругу
-шаги к центру круга, назад
Разучивание основных движений:
Головы, ног, рук
Отработка основных движений танца
Подбор музыки, отработка по музыку

Итоги года. Наши успехи (3ч)
Ритмика
Танцевальные игры с движениями
Изготовление костюмов к танцам
Повторение танцев. Подготовка к концерту








































15