Проектная работа по русской литературе на тему Честь и достоинство в произведениях Пушкина
Проектная работа
по русской литературе
Тема: «Проблема чести и достоинства в произведениях А.С.Пушкина»
Работу выполнил:
учитель русского языка и литературы Адильотарской СОШ
Хасавюртовского района
Ирзаханов Самаил Асвадович2015 год
Содержание:
1.Введение----------------------------------3
1.Цели---------------------------------------3
2.Задачи------------------------------------3
3.Объект/предмет исследования---3
4.Методы исследования---------------3
5.Актуальность-------------------------3
2. Исследование литературы по данной теме-------- 4
1.Что такое честь и достоинство?----------4-5
2.Обзор исследовательской литературы------------------5
3.Обращение писателей и поэтов 19-20 веков к данной теме-----5-7
3.Проблема чести и достоинства в произведениях А.С.Пушкина?----8
1.Чем привлекали проблемы чести и достоинства Пушкина?----------8
2.Повесть «Дубровский»--------------------------------------------------8-9
3.Повесть «Капитанская дочка»---------------------------------------10-11
4.Стихотворение «К Чаадаеву»------------------------------------------12
4.Практическая часть------------------------------------------------ 13
5.Заключение------------------------------------------------------------14
6.Список использованной литературы-------------------------------15
1.Введение
Цель:сформировать у всех сторон образовательного процесса общее
представление о чести и достоинстве через произведения Пушкина и
писателей 19-20 веков.
Задачи: 1. Изучение литературы по данной теме;
2.Сравнить произведения Пушкина и писателей 19-20 веков .Практическая направленность: использование работы на уроках литературы .Объект исследования: произведения Пушкина и некоторых писателей 19-20
веков.
Предмет исследования: связь произведений Пушкина общим кругом тематических вопросов и творчеством других русских писателей.
Методы исследования:
Теоретический;
Справочно-исторический;
Аналитический.
Актуальность.
Со временем повышается интерес со стороны государства и общества к проблемам воспитания на фоне растущей преступности и бескультурья. Отсюда и большее внимание к вопросам чести, долга, справедливости ,патриотизма, любви к ближнему. В решение этих вопросов вносят огромный вклад писатели, ибo они наиболее чувствительны и живо реагируют на негативное вокруг. К таким борцам за чистоту народа относится и Пушкин, раскрывший блистательно ,ярко и точно круг тем и вопросов, нужных для решения.
II. Исследование литературы по данной теме1 .Что такое честь и достоинство?
В начале исследования попытаюсь объяснить слова «честь и достоинство».Честь и достоинство- такие вещи, по наличию которых судят о человеке. Говоря о чести, подразумеваем набор благородных черт характера, искренних добрых чувств, при помощи которых вызывают к себе уважение, обеспечивают спокойную жизнь без угрызений совести. У разных людей понятие о чести выражено по-разному, но влияние этих качеств на формирование человека огромно.Эти качества самые важные в жизни человека. Потому и эти проблемы чести и совести есть во многих произведениях 19-20 веков. Большинство произведений того времени, отражая зеркально жизнь общества, оказывали громадное влияние на воспитание народных масс, формируя его сознание.
Честь- волшебная невидимая мощь, являющаяся сдерживающим фактором для людей от робости и вранья, пошлости и наглости, жадности и предательства.
Это ствол,опора,сила,указывающие правильную дорогу жизни,верный выбор,опираясь на фактор совести.Рано или поздно жизнь испытывает людей,сталкивая лбами с трудностями,подводя к выбору :соблазн перед деньгами и властью или остаться ни с чем с гордо поднятой головой, спасение жизни или боязнь перед страхом смерти.Право избрать верную дорогу имеет каждый и всегда,но многое зависит от характера человека,его воспитанности,сформированности жизненных принципов.Всегда будет тяжело идти по дороге чести и достоинства,но страшнее остаться без чести,ибо отсутствие наказывается в будущем потерями,болезнями,лишениями.С малых лет нужно прививать понятие чести,пока не совершили дурного и непоправимого.Честь и достоинство-фундамент отношений между людьми.
Наличие чести и достоинства ,благородства и любви является гарантом
спокойствия,радости,мира и счастья.Необходимо,чтобы люди признавали и
понимали значимость поступков,совершенных дел,так как это вызывает
4
уважение и любовь. Достоинство- это самоуважение, понимание собственной необходимости. Сначала оно проявляется внутри человека, а затем передается окружающим людям.Человек с честью и достоинством признаёт эти качества и в других .С рождения человек наполнен и пропитан достоинством,а вот честь приобретается в течение всей жизни.Важно обладать самооценкой.Нужно разбираться хорошо,где истинное достоинство и честь и где лживое,как у криминальных людей.Такое заблуждение ведет к плачевному состоянию.
Знание и обладание этими понятиями укрепляют веру и дух.Утрата этих качеств ведёт к потере скромности,целомудрия,верности,чистоты,надежности,
гордости.
_2. Обзор исследовательской литературы
Проблемам чести и достоинства посвятили многие писатели и поэты свои
лучшие книги,некоторые из которых изучают в школах.Примеромявляются,кроме Пушкина,произведения Лермонтова «Герой нашего времени»,
«Маскарад». «Дума»,Гоголя «Шинель», Льва Толстого «Война и мир»,
Достоевского «Преступление_и наказание», Чехова «Хамелеон» и другие.
Их книги дают богатый материал для анализа проблем и воспитания всего
народа.
3.Обращение писателей и поэтов 19-20 веков к данной теме_.
По-моему,тема чести и достоинства всегда трогала душу писателей и поэтов,а также людей других профессий:врачей,учителей,полицейских...Но наиболее ёмко и ярко эти проблемы выражены в произведениях писателей.Наиболееизвестными в отражении этих вопросов являются
Пушкин, Лермонтов.Толстой,Чехов,Достоевский и другие.Хотя написаны эти книги давно ,но актуальны своим содержанием и значимостью раскрытия
вопросов чести и достоинства.
Герои произведений,авторами которых являются вышеназванные,по-разному,по-свойски понимают понятие достоинства и чести.Герой произведения Пушкина «Капитанская дочка»Пётр Гринёв считает,что честь-это поступки по совести.
Совсем по-иному понятие о чести у героя Лермонтова Печорина из романа «Герой нашего времени».Он не похож на других героев.Печорин-образованный человек,прекрасно разбирается в людских характерах,заранее предугадывает дальнейшее поведение человека,моментально определив тип человека по деталям.Ему с такими уже скучно,и он начинает над ними «глумиться».Но от многого плохого его удерживает чувство совести.Печорин себя дурно чувствует после дуэли с Грушницким,его «нутро» горит,а сердце окаменело.Лучи чести и достоинства не всегда в нём блестят,но освещают постоянно.Лермонтов и сам в жизни придерживался чести.Этим можно определить причину дуэли его с Мартыновым,в которой был убит поэт.Лермонтов погиб за свою честь,как и Пушкин.
В 19 веке понятие чести и достоинства тесно было связано с традициями выяснять всё на дуэли.Многие за это платили жизнью.
Удивительно,что в произведении Лермонтова «Герой...» герой Печорин убивает на дуэли Грушницкого,защищая честь женщины,которая подверглась клевете незаслуженно и беспричинно.Печорин бросает вызов негодяю.Подлец хочет обманом взять вверх,договорившись тайно с секундантами.Налицо отсутствие чести и достоинства у Грушницкого.Их отсутствие доказывает его мерзкое отношение к приятелю и княжне.Раскрыв обман,Печорин призывает оппонента отказаться от вранья и признать свои ошибки.К сожалению,Грушницкий не прислушался и поэтому погиб .Так восторжествовали честь и достоинство.
По-другому обстоит дело у литературного героя Родиона Раскольникова из произведения Достоевского «Преступление и наказание».Родион не считается с обществом,не признаёт их законы и порядки и хочет прожить по своим
собственно придуманным.Он не понимал,что ему придётся жить по законам общественным,по которым не могут такие люди,как Родион.То,что у героя было своё понимание чести и достоинства и отрицательное отношение ко всем вокруг,натолкнуло его на убийство старухи.Совесть не позволила успокоиться и дальше жить без забот.Раскольников врёт следователю и обвиняет сам всех,ибо опирается на честь и достоинство,которых сам и придумал.
У другого героя из этого произведения Свидригайлова чувство любви пробуждает честь,которая была утрачена.Память разбудила в нём добрые чувства и также честь.У Достоевского чести больше у общества в целом,чем у
индивидуальностной личности.
Лев Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» выражает мысль о свержении подлости,безнравственности и обязательной победе светлых сил разума,добра и чести.Достоинство превыше всего.Наличие этих качеств есть душевная чистота.Именно такими являются герои его
романа:Болконские,Безухов,Кутузов,Ростовы.Потому мы,читатели,их любим.
На фоне чести и достоинства этих героев выглядит ужасней бесчестие Наполеона.,так как он напал на нашу страну.Враг-оккупант захватил чужое и поэтому не может быть честным,благородным.Он убийца и негодяй.
Персонажи Толстого осознают,что защита чести Отчизны есть защита и своей собственной.Особенно сильно развиты благородные чувства у народа.
III. Проблема чести и достоинства в произведениях А.С.Пушкина
I.Чем привлекали проблемы чести и достоинства Пушкина?
Пушкинские произведения, бесспорно,удивительны, разнообразны,
интересны и поучительны, поэтому и любят читать его книги. Недостаточно бьпь замечательным писателем или поэтом, надо быть и психологом, и историком, патриотом и просто человеком, чтобы верно отразить в книге жизнь народа.Особую ценность представляют книги Пушкина ,в которых с позиции психолога, чутко понимающего внутренний мир человека,отразил проблемы чести и долга.И делает это с разных аспектов видения людьми неодинаковых по статусу и развитию.Лучшие качества проявляются без привязанности к положению в обществе,уровню образованности.
Лучше других сам Пушкин знает про эти проблемы, потому что часто сталкивался с ними.Жизнь поэту травили вовсю,пытались унизить его и жену.Стойкое и непримиримое отношение к бесчести и подлости оставили нас без великого поэта.В неравной борьбе за честь и достоинство ,право жить свободно поплатился жизнью на дуэли Пушкин.Он и нас призывал бороться с таким злом в своих прекрасных произведениях.Являясь честным,благородным,достойным сыном России,великий Пушкин поэтому и часто обращал своё и наше внимание к вопросам чести и достоинства.
Таковыми являются нижеперечисленные произведения Пушкина...
2.«Дубровский»
В повести предельно ясно очерчены проблемы чести и достоинства.На первый взгляд,странные отношения складываются у героев Дубровского-старшего и : Троекурова.Их понятие о чести держатся,наверное,исключительно на уровне чувств,по дружбе .Важная составляющая чести Дубровского-старшего-чувствоГордости и благородного происхождения рода.Потому он и не смог вытерпеть насмешки в свой адрес от псаря Троекурова.
Потребовал дать ему наказать этого слугу .Получает отказ,их ссора довела до судебного разбирательства .Вся история лично их отношений заканчивается
смертью Дубровского-старшего.У него остался сын Владимир,у которого тоже своё видение чести.В основном,его понятие о чести опирается на чувство долга сына перед отцом.Чувство долга сменяется желанием мести за попранную честь.Но и это желание сменяется чувством искренней любви к дочери Троекурова, «заставившая» переосмыслить своё негодование на чуткое и милое отношение к ней и отказ от злого умысла.Дубровскому-младшему даже пришлось стать на путь грабительства,хотя и «благородного»,с его точки зрения.Чувство любви к Марье взяло вверх и пришлось свернуть с неправильной дороги.Таким образом,мы видим,что у Пушкина тема чести и достоинства идут вместе с любовью, совестью и тесно переплетаются,изменяя человека в лучшую сторону. Все эти чувства нельзя разделить.
3. «Капитанская дочка»
Понимание чести и достоинства надо вкладывать и развивать с юных лет,судя по этому произведению.Можем понаблюдать,как чёткое знание этих понятий влияет на жизнь и к чему приводит.
Пётр Гринёв,главный герой повести,рос в окружении высоконравственных родителей.Отец Петра был человеком всецело преданным чести и благородству.Потому и сына хочет видеть таким,как он,и отправляет на службу,где придётся максимально трудно.Сын получает от родителя наказ всегда беречь честь.Пётр остался верен указу отца всю жизнь,хотя далось это очень-очень трудно.Ему пришлось отдать карточный долг ,без всякой жалости подарил тулуп встречному в степи.Это и сохранит Петру жизнь в будущем.На службе пришлось отстаивать честь не только свою,но и Маши.На дуэли с подлым Швабриным Петра ранило.Перед страхом смерти проявил также мужество,верность Отчизне,клятве,отцу.Не испугался Пугачёва и даже обещает
Вернуться воевать против своего «спасителя».Видим.что Гринёв с честью выходит из любой ситуации и даже в мыслях не помышлял,что когда-то струсит и опозорится.Благородными Замечаем его девушку Марью,коменданта,императрицу.Полной противоположностью является Петру офицер Швабрин.Он,будучи завистливым,оклеветал Марью,подло ранил Гринёва во время дуэли,когда тот отвернулся на Савельича,написал донос на Гринёва и перешёл на сторону врага,нарушив клятву и забыв про честь и достоинство.Такие люди вызывают чувство омерзения.Они очень боязливы,аморальны,у них нет патриотизма,чувство долга и чести.Даже слуга Савельич выглядит благородней,так как оберегал Петра по долгу своего положения.Даже предводитель бунтовщиков Пугачёв оказывается благороднейшим человеком:дарит жизнь Гринёву,не даёт в обиду сироту Машу.
4.Стихотворение «К Чаадаеву»
Своим названием Пушкин обращается к своему близкому другу Чаадаеву,единомышленнику и патриоту.Но читая и изучая стихотворение,видим,что взор поэта обращён ко всем.Поэт призывает всех служить Отчизне.Он верит,что благодаря непримиримой борьбес самодержавием останутся руины от старой власти.Придут свобода,уважение,честь.Таковы патриотизм и мысли Пушкина,его понятие о чести.Он истинно верит,что будет покончено с угнетателями простого народа.Мысли о борьбе поэта и всех прекрасны,образ Пушкина великолепен,его действия восхищаюти вдохновляют!
IV. Практическая часть
В ходе нашего исследования мы проводили опрос среди учащихся МКОУ «Адильотарская СОШ» 8 класса. Мы хотели узнать, что знают ученики о чести и достоинстве. Опрос состоял из 4 вопросов:
Что такое честь и достоинство?
Каких писателей и поэтов, затронувших в своих произведениях вопросы
чести и достоинства, вы знаете?
Название произведений, в которых обсуждаются вопросы чести и
достоинства.
Чем честь отличается от бесчести?
Результаты опроса:
Ученики, которые знают ответ на первый вопрос («Что такое честь идостоинство?»):
Точно: 5 человек;
Приблизительно: 8 человек;
Не знают: 10 человек.
Знают ответ на второй вопрос («Каких писателей и поэтов, затронувших в своих произведениях вопросы чести и достоинства, вы знаете?»):
Знают одного: 6 человек;
Двух: 3 человека;
не знают вообще: 14 человек.
Знают ответ на третий вопрос (« Название произведений, в которых обсуждаются вопросы чести и достоинства.»):произведение: 11 человек
произведения: 2 человек
произведения: 0 человек не знают: 10 человек
Знают ответ на четвертый вопрос («Чем честь отличается от бесчести?»):
Знают-10 человек
Не знают-13 человек
Заключение
Великий Пушкин оставил большой след в русской литературе, внёс богатство мыслей, поведал нам о том, что видели его проникновенные умные глаза, что чувствовало его сердце и что говорили ему мысли и внутренний голос. Любой человек, прочитавший Пушкина, может сказать, что поэт своим творчеством учит добру, справедливости, чести ,любви.
Кажется, что прохождение в школе произведений Пушкина, во время прохождения которых обсуждаются вопросы нравственного характера, помогает детям лучше разбираться в жизни, в психологии человека, быть готовым к трудным и опасным ситуациям ,выходя с честью из любого положения. Благодаря Пушкину вырастают настоящие люди.
V. Список использованной литературы
.Произведения Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка»,стихотворения.
2.ПроизведенияЛермонтова «Герой нашего времени», «Маскарад»
3.Л.Толстой«Война и мир»
4.Интернет.
5.Словарь литературоведческих терминов
6.Сайт «Сеть творческих учителей»