Рабочая программа танцевального кружка Ромашка 1-4 классы.



1.Пояснительная записка
 
В древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Систематические занятия хореографией развивают мышечную структуру тела, позволяют формировать красивую правильную осанку, тренируют координацию движений.
Занятия танцами дают заряд положительными эмоциями, раскрепощают, развивают пластику, обогащают разнообразием ритмов танцевальный опыт учащихся. Изучение русских национальных танцев «Хоровод», «Плясовая» приобщают детей к русской культуре, развивают чувство осознания себя частичкой Родины, заинтересовывают в изучении истории танцев своей страны от старины к современности.
Рабочая программа по общекультурному направлению «Ромашка»   разработана в рамках по внедрению ФГОС в начальных классах МОУ «Хмелёвская СОШ» в 2015-20учебном году и рассчитана для детей от 6 до -11лет. Таким образом, данная программа  предполагает развитие и воспитание не только одарённых танцевальными способностями детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.
Отличительная черта этой программы заключается в ее направленности на многие виды танцев: современные, народные, эстрадные. А также на их соединение и группировку друг с другом, что в итоге является очень интересным, запоминающимся, актуальным в современном мире. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Цели и задачи деятельности
Главная цель: развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования  общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка как гражданина России, формирование творческих способностей детей.
Задачи:
1.     Раскрывать танцевальные способности детей через двигательную активность.
2.     Научить выполнять упражнения для укрепления и развития тела.
3. Научить выполнять элементы народного танца.
3.     Развивать чувство ритма через обучение танцам.
4.     Воспитывать любовь к русским народным танцам, к музыке, к русским традициям через изучение элементов русского народного танца и развитие умения исполнять русский танец.
5.     Формировать детский коллектив через совместную деятельность.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, родителями в решении общих проблем;
развитие доброжелательности к другим людям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
Главное в хореографическом коллективе – создание творческой увлечённости искусством, впечатления, развитие способностей, а также четкое соблюдение техники безопасности, режима, труда и отдыха.
В учебном процессе и в организации массовой работы у детей развиваются внимание, память, воображение, воспитываются такие черты характера, как:
самокритичность,     
самоконтроль,
трудолюбие,
целеустремлённость,
умение преодолевать трудности. 
Развиваются физические способности:
-  сила ног,
-  пластичность рук,
-  гибкость тела,
-  эластичность мышц и подвижность суставов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Благодаря хореографическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предлагается определенный минимум умений, навыков и сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам хореографического искусства:
Термины классического танца. Основные танцевальные движения;
Элементы классический танец;
Основы народного танца;
Танцевальные этюды. Эстрадный танец.
Постановка танцев. Отработка номеров
Отчетный концерт
В связи со спецификой занятий, границы программы сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, историко-бытового и народного танца.
В первый раздел включены ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся.
На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит на элементах танцевальных движений.
Во втором разделе вводятся элементы классического танца, упражнения которого подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины, ног.
В третий раздел включены элементы народного танца, включены танцы разного характера. Использование различных танцев позволяет развивать координацию ног, корпуса, рук.
В четвертый раздел включены элементы эстрадного танца. Этот раздел состоит из элементов эстрадных танцев, способствует развитию танцевальности, музыкальности, чувства позы.
Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей учащихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Учащиеся должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений, легкость, сила и грация.
Используемые методы:
Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды.
Метод повторения.
Метод коллективного творчества.
Метод объяснения.
Метод заучивания.
Метод многократного повторения всевозможных движений.
Игровые технологии.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки сприглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО предмета В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Наиболее благоприятным для развития многообразных способностей и качеств является период интенсивного развития в возрасте  7 – 11 лет. Именно в этот период развиваются гибкость, подвижность суставов, скоростно-силовые качества, память, внимание, воображение, чувство ритма и другие качества, необходимые для занятий в кружке.
Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость), занятия детей в группах определены временными рамками. Длительность одного учебного занятия: для детей от 6 до 8 лет -  40 мин.
Для организации деятельности кружковцев, учитывая индивидуальные особенности каждого возрастного периода, наполняемость группы составляет 15-16 человек. Такое количество детей является оптимальным для индивидуального развития каждого ребёнка.
Каждый ребёнок, занимаясь танцами, изучая необходимые движения, развивает в себе трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, формирует адекватную самооценку. Изучение истории развития и появления танцев активизирует уважительное отношение к культуре своего российского народа, к толерантному отношению к представителям народов России. При подготовке к выступлениям учащиеся приобретают навыки сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми. А выступая перед родителями активизируется ценностное отношение к ним и своей семье.
Распределение учебных часов в неделю -  1 час в неделю.
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:
- необходимое количество часов;
- светлый и просторный зал;
- аудиоаппаратура;
- специальная тренировочная одежда и обувь;
- сценические костюмы;
Преподавание курса рассчитано на учащихся начальной школы (1-4 класс), увлекающихся танцами и творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
В соответствии с учебным планом МАОУ «Хмелевская СОШ» на внеурочную деятельность по курсу «Ромашка» выделяется по 1 часу в 1 и 4 классе.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 часа ( 1 час в неделю), 4 класс 34 часа ( 1 час в неделю).
Занятия направлены на освоение элементов народных и современных танцев, на ознакомление с костюмами, обычаями и традициями народов разных национальностей.
4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «Ромашка» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие задачи: обучение детей красоте и выразительности движений, формирование их фигуры, развитию физической силы, выносливостт, ловкости и смелости. Благодаря хореографическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и культур;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личного смысла учения;
-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми, умений не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные:
Регулятивные
Дети приобретают опыт выразительно исполнять песни и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания. Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
Познавательные
Учащиеся научатся сочинять короткие мелодии – попевки, определять характер, настроение и жанровую основу песен - попевок , участвовать в коллективной творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
Коммуникативные
Учащиеся научатся исполнять, инсценировать песни, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками, оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.
Учащиеся получат возможность научиться передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
Предметные:
Учащиеся научатся правилам пения, пониманию истоков музыки и её взаимосвязи с жизнью.
Научатся передавать настроение музыки в пении.
Осмысленно владеть способами певческой деятельности.
Дети получат возможность расширить музыкальный кругозор, а так же представлять широкой публике результаты собственной музыкально- творческой деятельности.
Содержание программы :
№ Кол-во часов Тема занятия Содержание
и виды работ УДД Теория Практика
1 1 Вводное занятие, ознакомление с программой курса и организация работы (утверждение расписания, форма одежды и.т.)
Инструктаж по ТБ
1
2 8 Разучивание элементов русского танца.
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры
Разучивание движений, характерных для танцев. Снятие эмоционального и психофизического
напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания,
артистичности, творческих способностей, ритмического слуха. 1 7
3 3 Гимнастика и растяжка
- упражнения на напряжение и расслабление мышц;
- на выработку выворотности ног, на развитие гибкости
- упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты. Развитие моторной памяти, пластики, гибкости и силы мышц спины, ног и рук, правильная осанка. 3
4 2 Элементы татарского народного танца .
- разучивание элементов танца., подготовительной, I,II,III позиции рук
- разучивание I, II, III позиции ног
- закрепить методику постановки корпуса, рук и ног Развитие моторной памяти, пластики, гибкости мышц ног и рук, правильная осанка
2
5 14 Изучение бальных танцев . Повторение ранее изученных танцев.
Массовые и сольные композиции Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы.
2 12
6 4 Репетиционная работа
Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера Достижение мастерства исполнения, сформировать
двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце.
4
7 2 Генеральные репетиции перед итоговым концертом Проведение мониторинга
2
Итого: 34 часа
1.Введение. Азбука танцевального движения.
Понятие о выразительных средствах эстрадного бального и народных танцев. Азбука природы танцевального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы, корпуса. Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений.
Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций для головы, туловища, рук, ног.
2. Понятие о координации движений, о позиции рук и ног.
Бальный танец.
Элементы бального танца. Основные шаги танца. Понятие об особенностях бального танца , о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений.
Практическая работа: освоение основных движений венского вальса .
3. Основы народного танца.
Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: « веревочка », « моталочка », «молоточки»,
« топор », вынос ноги на каблук, вперёд, в сторону и т.д.. Работа над этюдами (марийский этюд ,татарский этюд ).
Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.
4. Эстрадный танец.
Танцевальная разминка. Разучивание сюжетного эстрадного танца .
Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца;
5. Постановка танцев. Отработка номеров.
Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танцах разных видов. Тренинг танцевальной пластики. Отработка исполнительского мастерства .
Практическая работа: освоение исполнительского мастерства танцора.
Практическая работа: освоение исполнительского мастерства танцора.
Прогнозируемые  результаты:
Развитие   музыкальности,  ритмичности;
Ответственность,  самостоятельность;
Умение работать  в  коллективе;
Должны знать :
Танцы разных народностей
Различные танцевальные жанры (народный ,бальный ,эстрадный танец)
Характер исполнения танцев
Знать и применять правила сценической культуры
Должны уметь :
Танцевать народные танцы (русский ,украинский , татарский )
Танцевать современные танцы
Танцевать венский вальс
Использовать в танце приобретенные навыки
Исполнять танцы в соответствии с характером данного танца
Тематическое планирование
№ Кол-во часов Дата
по прогр. фактич. Тема занятия Содержание
и виды работ
1 1 1. Вводное занятие, ознакомление с программой курса и организация работы (утверждение расписания, форма одежды и.т.)
Инструктаж по ТБ
Составляют план действий.
Учатся наблюдать, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
2 8 2. Разучивание элементов русского танца.
3. Продолжение разучивания элементов  русского народного танца .
4. Отработка движений русского народного танца.
5. Повторение изученных танцевальных движений.
6. Разучивание русского танца «Плясовая » .
Элементы русского народного танца «Хоровод»
7. Продолжение разучивания элементов и движений
8. Разучивание танца «Хоровод»
9.Отработка движений и характера танца .
Учат сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры
Разучивают движения, характерные для танцев.
Учат сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры
Разучивают движения, характерные для танцев.
3 3 10. Гимнастика и растяжка
Выполняют упражнения на напряжение и расслабление мышц, на выработку выворотности ног, на развитие гибкости, упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.
4 2 11. Элементы татарского народного танца .
12. Постановка танцев .
Разучивают элементы танца., подготовительной, I,II,III позиции рук
Учат I, II, III позиции ног
Закрепляют методику постановки корпуса, рук и ног
5 14 13. Изучение бальных танцев . Положение рук, ног, головы ,характер исполнения .
14 . Изучение движений бального танца
«Венский вальс ».
15. Продолжение разучивания элементов бального танца .
16. Повторение и отработка изученных танцев
17. Повторение и отработка татарского танца.
18. Повторение и отработка современного танца .
19. Повторение и отработка бального танца. Учат массовые и сольные композиции .
Отработывают и детально разбирают номера. Работают над эмоциональной передачей.
6 4 Репетиционная работа
20. Танец бальный «Венский вальс»
21 .Современный танец «Душа»
22. Татарский народный танец
23.Татарский народный танец
24.Характер исполнения народных танцев.
25. Коррекционные работы над современным танцем.
26. Отработка и коррекционная работа над бальным танцем
27. Отработка национального характера татарского танца
28 . Разучивание элементов украинского танца.
29. Продолжение разучивания элементов  украинского народного танца .
30. Отработка движений украинского народного танца.
31. Повторение изученных танцевальных движений.
32. Продолжение разучивания элементов и движений
Работают над синхронностью исполнения танца. Отрабатывают элементы всего номера.
Разучивают элементы танца., подготовительной, I,II,III позиции рук
Учат I, II, III позиции ног
Закрепляют методику постановки корпуса, рук и ног.
Учат массовые и сольные композиции .
7 2 33 . Генеральные репетиции перед итоговым концертом.
34. Генеральные репетиции перед итоговым концертом Разучивают элементы танца., подготовительной, I,II,III позиции рук
Закрепляют методику постановки корпуса, рук и ног
Итого: 34 часа ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Танцевальный зал.
DVD –проигрыватель.
Компакт-диски по темам программы.
1.     Баранова О.Г., Зимина Т.А. и др.  Русский праздник. – Праздники и обряды народного земледельческого календаря.  Иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство – СПб,  2001.
2.   Зацепина К. и др.   Народно – сценический танец – М.: Искусство,  1976.
3.   Пшеницина Н.А.  Времена года (песни, пословицы, приметы,  загадки на уроках в нач. школе) – М.:  Владос,  2001.
4. З.Я. Роот. Танцы в начальной  школе-М: Айрис Пресс,2006.
5. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.