Задачи по генетике на сцепленное наследование признаков, сцепленное с полом наследование, множественный аллелизм


Сцепленное наследование.
Задача 1.Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Гены, определяющие эти признаки сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растениями, имеющими морщинистые неокрашенные семена, получено потомство: окрашенных гладких 4152, окрашенных морщинистых 149, неокрашенных гладких 152, неокрашенных морщинистых 4163. Определите расстояние между генами.
Задача 2. При анализирующем скрещивании мух дрозофил получены следующие результаты: потомков с родительскими фенотипами оказалось 965 и 944, с рекомбинантными фенотипами – 206 и 185. Определить частоту рекомбинаций и расстояние между генами.
Задача 3. Даны генотипы животных. Составьте схемы определения пола. Подчеркните гетерогаметный пол.
Кузнечик 22 + ХО и 22 + ХХ (самка)
Шелкопряд 54 + ХХ и 54 + ХУ (самка)
Моль 60 + ХХ и 60 + ХО (самка)
Человек 44 + ХУ и 44 + ХХ (самка)
Сцепленное с полом наследование.
Задача 4. У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет зеленую окраску оперения, а рецессивный ген - коричневую. Зеленого гомозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Определите генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения, гибридов от возвратного скрещивания ( возвратное скрещивание - скрещивание с родительскими особями).
Задача 5. У канареек ген окраски оперенья сцеплен с полом. Зеленая окраска - доминантный признак. Коричневая окраска -рецессивный признак. Наличие хохолка зависит от аутосомного гена С, его отсутствие - от гена с. Гомозиготного зеленого хохлатого самца скрещивают с коричневой самкой без хохолка. Определите генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения.
Задача 6. Черная кошка тети Лизы родила котят: черных котиков и трехцветных (черепаховых) кошечек. Подозревать в отцовстве тетя Лиза могла лишь одного кота - рыжего Фому. Но рыжих котят не было. Черные, понятное дело, в кошку-маму. А вот откуда трехцветные, хозяйка загадочной животины понять не могла. Поэтому все списала на плохую экологию. Права ли тетя Лиза?
Множественные аллели.
Задача 7. Тетя Лиза в страшном волнении: на молодую семью, которая стала занимать в ее жизни второе место после телевизора, свалилось несчастье. Кто-то предъявил права на их мальчика, утверждая, что когда-то в родильном доме детей перепутали. Все немногое, что ей удавалось понять из разговоров несчастных родителей, она пересказывала тете Даше. Таким образом та узнала, что у всех членов семьи брали кровь на анализ и выяснили, что все они положительные. Да и с чего им отрицательным-то быть. Но и та семья тоже оказалась неплохой. По группе крови сосед вроде как первый, а соседка вторая. Ну а те, стало быть, успели третьим и четвертой. И все чистые. Так это само собой, не пойдешь же к врачу грязным. Теперь ждут анализ крови детей, и уж тогда все прояснится. Как вы думаете, будет ли на тете Лизиной улице праздник?
Задача 8. На одного ребенка резус-отрицательного и с группой крови О претендуют две родительские пары: а/ мать резус-отрицательная с группой крови О, отец резус-положительный с группой крови А; б/ мать резус-положительная с группой крови А, отец резус-положительный с группой крови АВ. Какой родительской паре принадлежит ребенок?
Задачи для самостоятельного решения.
Задача 9. Альбинизм у растений связан с отсутствием пигмента хлорофилла и определяется рецессивным геном с. Могут ли существовать растения с генотипом сс ? Ответ поясните. Составьте схему скрещивания кукурузы с генотипами Сс. Какое количество проростков погибнет в посеве, сделанном полученными семенами?
Задача 10. Собаки породы кокер-спаниель при генотипе А_В_ имеют черную масть, при генотипе А_вв – рыжую, при генотипе аавв – светло-желтую. Черный кокер-спаниель был скрещен со светло-желтым. Родился светло-желтый щенок. Какое соотношение по масти следует ожидать от скрещивания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?
Задача. 11. Способность образовывать самоукореняющиеся побеги (“усы”) характерна для многих растений, в том числе для земляники. Степень проявления этой способности зависит от совместного действия двух доминантных генов(С,Д). Определите по генотипам растения, способные образовывать “усы”. Укажите их номера: 1/ ССДД; 2/ ссДД; 3/ ССдд; 4/ СсДД; 5/ СсДд; 6/ССДд; 7/ ссДд.
Задача 12. (на полимерию). Уши кроликов породы баран имеют длину 30см, у других пород – 10см. Предположим, что различия в длине ушей зависят от двух пар генов с однозначным накапливающим действием. Генотип кроликов породы баран Д1Д1Д2Д2, обычных кроликов д1д1д2д2. Определите генотипы и фенотипы потомков первого и второго поколения от скрещивания этих пород между собой.