Доклад Новое качество образования в период внедрения ФГОС второго поколения

МЕТОДИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




ДОКЛАД

Новое качество языкового образования в период внедрения ФГОС второго поколения – одно из условий профессиональной компетенции учителя иностранного языка, работающего в начальной школе с ФГОС второго поколения


ВЫПОЛНИЛА:
Золотарева Елена Васильевна,
Учитель английского языка Iкк
МБОУ СОШ №61 г.Воронеж
ПРОВЕРИЛА:
Облудская Татьяна Васильевна,
Методист МУ ЦРО г.Воронеж




ВОРОНЕЖ, 2014
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение.
2. Реализация требований ФГОС второго поколения - обязательное условие работы учителя иностранного языка в начальной школе:
1) цели и задачи языкового образования согласно ФГОС второго поколения;
2) новые тенденции в современном образовании, расширение образовательного пространства;
3) формирование и развитие универсальных учебных действий, в процессе обучения младших школьников иностранному языку.
3. Заключение.
4. Список используемой литературы и внешних ресурсов.
5. Приложения.














ВВЕДЕНИЕ
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
1. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.
2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую детскую литературу. Телевидение,  видео, интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребенка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. И наша задача из одностороннего чтения, направленного на усвоение ребенком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие, создать чтение разностороннее, чтобы затрагивалось и духовно-нравственное воспитание, и становлении личности.
3. Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей деятельности ребёнка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места,     подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе. Результат этого трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения и разных типов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического).
4. У современных детей ограниченное общение со сверстниками. Это чаще происходит из-за замещения живого общения телекоммуникациями и интернетом. Дети регистрируются в социальных сетях, пишут друг другу сообщения, общаются по телефону, считая ненужным встречаться с собеседником лично. Можно отметить здесь также увеличение дневной нагрузки на младшего школьника. Она приводит к тому, что игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются недоступными для детей. Это значительно затрудняет освоение ими системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.
С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и введением его в образовательную среду перед учителями начальных классов и специалистами, работающими в начальной школе, стал вопрос, как же теперь нужно обучать детей в современных условиях?
Именно требования ФГОС второго поколения (к структуре, к результатам, к условиям освоения образовательной программы) актуальны для моего исследования и являются предметом этого исследования, т.к. я уже стараюсь реализовать их на практике во 2 классе в процессе обучения английскому языку младших школьников. По ходу своего исследования, я постаралась четко обозначить изменения, которые внес в образовательную систему ФГОС второго поколения для начальной школы, и на которых следует остановиться более подробно, а именно:
1) цели и задачи современного образования;
2) образовательное пространство и изменения в содержании и организации обучения;
3) универсальные учебные действия в современном образовании – их формирование и развитие.







Реализация требований ФГОС второго поколения - обязательное условие работы учителя иностранного языка в начальной школе.
Между утвержденным в 2004г. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и проектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго поколения) существует много отличий.
Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт. Соответственно изменились компоненты стандарта. Раньше мы понимали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Недаром стандарты тогда нередко называли стандартами содержания образования.
Сейчас мы рассчитываем на то, что стандарт будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты. Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое и информационное обеспечение.
Впервые объектом модернизации становится не сфера образования, не образовательная среда, а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства. Более того, в них нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для развития российского образования. Вместе с тем в образовательных стандартах второго поколения сформулирован ряд принципиальных инновационных идей, связанных со стратегической трактовкой стандарта как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, направленной на формирование новой системы ценностей и ценностных ориентиров, обеспечение инновационного, социально ориентированного развития России.
Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Ст. 43 п.1 Конституции РФ говорит о том, что каждый гражданин РФ имеет право на образование, и новый Стандарт должен реализовывать это на практике.
Исходя из этого в качестве объекта модернизации должна рассматриваться не сфера образования (отрасль социальной сферы государства), не образовательная среда (как совокупность образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства (семья, СМИ, культура, конфессии и др.).
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
ФГОС нового поколения – это новая парадигма отечественного образования: школа готовит зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, способного реализовать принципы Конституции - демократия, гражданское общество, правовое многонациональное государство и пр.
ФГОС – инструмент исполнения Конституции РФ.
Новый государственный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, так называемый, «портрет выпускника начальной школы». Современный ученик начальной школы - это ученик:
1) любящий свой народ, свой край и свою Родину;
2) уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
3) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
4) владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
5) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
6) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
7) выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
1) личностным, включающим:
а) готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
б) сформированность мотивации к обучению и познанию,
в) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
г) социальные компетенции, личностные качества;
д) сформированность основ гражданской идентичности.
2) метапредметным, включающим:
а) освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями:
1) речевой компетенцией (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме);
2) языковой компетенции (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами);
3) социокультурной компетенции (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умение представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения);
4) компенсаторной компетенции (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации);
5) учебно-познавательной компетенции (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий).
Эти пять компетенций составляют основу умения учиться.
б) межпредметными понятиями.
3) предметным, включающим:
а) освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
б) систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Изучение иностранного языка в основной школе, согласно новому стандарту, должно быть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] направлено на достижение следующих целей:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважение к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью людей других стран, образцами литературы разных жанров и т.д.;
2) совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков; расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
3) достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), позволяющего школьникам общаться как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими английский язык как средство межличностного и межкультурного общения в устной и письменной формах в пределах тематики основной школы;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях;
5) создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Из этого следует, что основная цель обучения ИЯ по новым стандартам - научить общению на иностранном языке. Ведь общение – это обмен мыслями. ТО, что лишено смысла, к общению не ведет.
Задача учителя ИЯ – создать такую атмосферу, чтобы ученики захотели общаться. Чтобы их физиологические и психологические особенности позволили это сделать. Учитель должен создать ситуацию успешности. Примером реализации такого подхода, особенно на начальном и среднем этапах обучения могут служить игровые уроки, ролевые игры, использование мультимедийных технологий, а также постоянная и системная внеклассная работа.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что, если раньше образовательный процесс осуществлялся на принципе субъект-объект, где учитель выступал в роли носителя-ретранслятора информации, которую должен был передавать ученику и следить за усвоением этой информации и совершенствованием навыка применения этих знаний на практике, то теперь вперед выходят субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса. Ученик выступает уже не только в роли слушателя, он принимает активное участие в обучении. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится:
1)развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели;
2) проектировать пути их реализации;
3) контролировать свои действия;
4) оценивать свои достижения.
Иначе говоря - формирование умения учиться. Учитель теперь выступает в роли проводника по миру знаний. Его главная задача состоит не в передаче своих знаний, а в формировании у ученика навыков самостоятельно добывать эти знания. Цель учителя ИЯ - сформировать личность маленького гражданина российской федерации, который сможет стать полноправным представителем своего государства на мировом уровне.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
В широком значении этот термин обозначает «умение учиться», если же рассматривать его более узко, то можно охарактеризовать УУД как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное освоение знаний, формирование умений, включая организацию процесса.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира:
1. Это внутренняя позиция обучающегося.
2. Адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
3. Ориентация на моральные нормы и их выполнение.
4. Способность к моральной децентрации.
ДЕЦЕНТРАЦИЯ - один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека. Способность к децентрации помогает формированию толерантности у младших школьников.
Личностные УУД на уроках иностранного языка можно сформировать:
- с помощью вопросов, способствующих созданию мотивации, т.е. вопросов, направленных на формирование интереса, любознательности учащихся.
Например: «Как бы вы поступили..?», «Что бы вы сделали...?»
- с помощью вопросов, направленных на возникновение личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме.
Например: «Как вы относитесь..?», «Как вам нравится..?»:
Ask pupils to look through the units and choose the activities they like best. Ask pupils to put the numbers of the exercises they like under the picture. Ask pupils to explain their choice.(достаточно 2-3 фраз).
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Регулятивные УУД – это:
1. Умение общаться в коллективе, не только детском, но и с учителями, администрацией. Понимание субординации и правил ее соблюдения в различных ситуациях.
2. Умение регулировать свое поведение в любой социальной среде.
3. Умение прогнозировать ситуации, планировать, контролировать и оценивать свои действия в результате изменения ситуации в ту или иную сторону.
4. Умение управлять своей учебно-познавательной деятельностью, принимать и сохранять учебные цели и задачи, планировать реализацию этих целей.
Для формирования регулятивных УУД на уроках ИЯ учителю необходимо использовать групповую и парную работу на уроках, моделировать ситуации, провоцирующие диспуты и дискуссии, добиваться от учеников способностей самостоятельно ставить цели на уроке, предлагать детям работать по ранее составленному плану, а также подталкивать их к самостоятельному составлению алгоритма своей деятельности. К упражнениям на формирование регулятивных УУД можно отнести составление рассказа по картинкам, урок-дисскуссия «за» и «против» поставленной проблемы. Неплохим инструментом для формирования регулятивных УУД может стать так называемый, языковой портфель - это личный документ, который позволяет ученику оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами.
Познавательные УУД включают в себя:
1) общеучебные ( - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-  структурирование знания;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2) логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификации;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- построение логической цепи рассуждений; 
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
3) действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Примером заданий на развитие познавательных УУД могут являться следующие задания:
ask pupils to find the information about dinosaurs on the Internet or encyclopedia and write it on strips of paper;
ask pupils to read the sentences from the story in pairs and put them in the correct order. Ask pupils to read the sentences and say if they are true or false. Suggest that pupils correct the false sentences, using the text;
tell pupils to read the information in the profile, listen to the interview with a girl and then say which information is wrong.  
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Коммуникативные УУД – это:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов
· выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка.
Пример задания на формирование коммуникативных УУД:
Assign the roles: one pupil is a famous sportsman or sports woman and another pupil an interviewer. Ask her / him to fill in the necessary information. Pupil 2 interviews the sports person and then reports on the results in front of the class / group.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: - состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
- уровень развития речи;
- степень владения русским языком;
- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- стремление принимать и решать учебную задачу;
- навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия? Приведу несколько рекомендаций:
1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иностранные языки в современном мире – это средство общения, познания, самообразования, самореализации, это инструмент сотрудничества и взаимодействия.
Этот предмет рассматривается не только как учебная дисциплина, но и как явление культуры, средство развития личности, средство коммуникации, средство социализации личности. Переход на новую парадигму языкового образования повлек за собой пересмотр подходов к языковому образованию.
На первый план выдвинулись такие подходы как 1) системно-деятельностный, 2) личностно-ориентированный, 3) компетентностный. Произошла замена коммуникативного подхода коммуникативно-когнитивным.
Таким образом, наметился уход от репродуктивных способов деятельности, основанных на запоминании и автоматизации (дриллах), и переход к продуктивной, творческой деятельности, которая направлена и должна обеспечить личностную ориентацию и потребности.
Данные подходы ориентированы на цель – развитие билингвальной личности и выхода на более высокий уровень коммуникативной компетенции.
Согласно новому стандарту можно выделить следующие технологии для овладения коммуникативной компетенцией:
технологии обучения в сотрудничестве (дидактические игры, ролевые и деловые игры, совместное составление рассказов, драматизация, граффити, диктоглоссарий, написание мини-саг, писем из стран изучаемого языка и др.);
коммуникативно-когнитивные технологии (составление концептуальных карт, работа с карточками разных типов, работа с таблицами разных типов, схемами, монтажи, коллажирование, проектный метод, кейс-метод, мозговой штурм, дебаты, дискуссии, круглые столы, учебная конференция и др.);
контролирующие технологии: (ЕГЭ, международные экзамены разного уровня, тестирование, языковой портфель, методический портфель, дневники, конфликтный журнал, олимпиады и конкурсы и др.);
информационно-коммуникационные технологии (аудио и видеотехнологии, компьютерные и Интернет технологии);
здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности (говорение, чтение, письмо и т.д.); чередование видов активности (интеллектуальной, эмоциональной, двигательной); включение «разрядок» (игр, разучивание стихов, песен, физкультурных пауз на ИЯ и т. д.).
Исходя из этого, современный урок должен значительно отличаться от традиционного урока. И задача учителя грамотно продумать и спланировать учебную деятельность на подготовительном этапе для достижения наибольшей результативности.
Современный российский учитель это:
Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе.
Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.
Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности.
Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде.
Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями.
Квалифицированный пользователь ИКТ.
Подводя итоги, можно сказать, что новый федеральный государственный стандарт принес с собой множество изменений в структуру российского образования. Но, вглядевшись в содержание ФГОС и в его требования к деятельности педагогов, можно отметить, что изменения практически не коснулись методики преподавания иностранного языка, т.к. специфика предмета всегда предполагала ориентацию на личность, что ставит нас, учителей иностранного языка, в более выгодное положение по сравнению с нашими коллегами.
В заключение, хочется сказать, что, несмотря на значительные изменения в деятельности педагога по ФГОС второго поколения, неизменным осталось одно: современный учитель, как и учитель традиционный, несомненно, должен являться примером для своих учеников.









СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Конституция РФ.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]