Методическая разработка по генетике на тему Наследование признаков человека. Хромосомная теория наследственности..Наследование свойств крови.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Башкортостан
«Сибайский медицинский колледж»
Методическая разработка
лабораторного занятия по дисциплине:
Генетика человека с основами медицинской генетики
для преподавателя
на тему:
«Наследование признаков человека. Хромосомная теория наследственности. Наследственные свойства крови»
по специальности: 31.02.02 Акушерское дело
Рассмотрена на ЦМК Составила:
ЕН и ОП преподаватель Генетики дисциплин человека с основами меди-
Протокол №___2_________ цинской генетики
От «__9___»___02___2017 г. Никитина Н.Н.
Председатель ЦМК
__________Малыгина М.Е.
Учебная дисциплина: Генетика человека с основами медицинской генетики
Тема занятия: Наследование признаков человека. Хромосомная теория наследственности. Наследственные свойства крови
Цели занятия:
Учебные:
- осуществлять контроль знаний
- формировать навыки восприятия и переработки информации
Воспитательные:
- воспитывать у студентов внимательность, самостоятельность
В результате пройденной темы студент должен:
знать:
- основные законы наследования признаков человека
- типы наследования признаков
уметь:
- записывать условия задач символами, принятыми при их решении
- решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание, на сцепленное наследование, на наследование групп крови
- заполнять решетку Пеннета- использовать алгоритм решения задач
- описывать генотип и фенотип
- определять типы наследования признаков
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.
ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.
ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.
ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.
ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.
ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии.
ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде.
ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.
ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения
ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.
ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику
Межпредметные связи: ОДП. 19 Биология
Внутрипредметные связи: тема «Наследственные болезни человека»
Продолжительность занятия: 90 минут
Место проведения: учебный кабинет Генетики человека с основами медицинской генетики
Оснащение учебного кабинета: оборудование учебного кабинета, компьютер преподавателя, экран, проектор, наглядные средства обучения.
Основная литература:
1. Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики – Феникс: Ростов – на – Дону, 2012 г.
Дополнительная литература:
1. Гайнутдинов И.К., Рубан Э.Д. Медицинская генетика – Феникс: Ростов – на – Дону, 2009 г.
2. Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник /
Е.К.Хандогина, И.Д.Терехова, С.С.Жилина, М.Е.Майорова, В.В.Шахтарин. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: ГЭОТАР – Медиа, 2013 г.
Интернет-ресурсы:
www.medgenetics.ruТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ Этапы занятия Вре-мя (мин) Деятельность преподавателя Деятельность студента Цель
1
Организа-ционный момент 2 Приветствие, преподаватель проверяет готов-ность группы к занятию, отмечает отсутствующих, организует внимание студентов Дежурный докладывает об отсутствующих Создается рабочее настроение, поддерживается дис-циплина студентов
2 Сообщение темы и целей занятия 3 Преподаватель сообщает тему, цели занятия Внимательно слушают постав-ленные цели Подготовка студентов к воспроизведению лек-ционного материала
3 Повторение лекционного материала 30 Преподаватель на-целивает студентов на повторение пройденной темы (приложение 1, 2, 3, 4) Студенты вовле-чены в речемыс-лительную дея-тельностьФормируется позна-вательный интерес к данной теме
4 Выполнение практическо-го задания 50 Преподаватель объясняет правила решения задач (приложение 5) Внимательно слушают пре-подавателя и приступают к решению задач. Выполняют са- моанализ, срав-нивают резуль-татыУсиливается мыслительная активность
5 Подведение итогов 3 Выводы Завершают вы-полнение анали-заЗакрепляется способность анализировать
6 Домашнее задание 2 Повторить тему
«Методы изучения наследственности человека» Записывают до-машнее задание, планируют по-следующую дея-тельностьПовышается заинтересованность студентов к выполне- нию домашнего зада- ния Лабораторное занятие №3.
Тема: «Наследование признаков человека. Хромосомная теория наследственности. Наследственные свойства крови»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Фронтальный опрос:
Кем были открыты законы наследования признаков?
Какие гены называются аллельными?
В каком году была открыта хромосомная теория наследственности?
Сколько признаков учитывается при моногибридном скрещивании?
Что такое кроссинговер?
Какими могут быть наследуемые признаки?
Дать формулировку 1 закона Менделя.
Почему гены называются сцепленными?
Кто открыл группы крови системы АВО?
Как называется совокупность наследственных признаков?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Установить соответствие между характеристикой признака и типом наследования:
Признак проявляется в каждом по- а)аутосомно-доминант- колении одной родословной в равной ный тип наследования мере у мужчин и женщин б)аутосомно-рецессив-
Большая частота встречаемости за- ный болевания у мужчин; характерна пе- в)Х-сцепленное доми- перекрестная передача признака нантное наследование между полами г)Х-сцепленное рецес-
Передача признака происходит из сивное наследование поколения в поколение только по д)У-сцепленное насле мужской линии дованиеНаблюдается «проскакивание» признака через поколение, прояв-
ляется только у гомозигот (аа)
Частое проявление доминантноговарианта признака у женщин
1 2 3 4 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Закончить предложение:
Ген – структурная единица……………………………………
Кариотип – совокупность …………………………хромосом.
Хромосомную теорию наследственности открыл……………
Независимое комбинирование генов – …….закон Менделя.
Группы крови системы АВО открыты в ………………..году.
Появление промежуточного признака происходит при……..
………….доминировании.
Внешнее проявление признака – ……………………………..
Гены в хромосомах расположены ……………………………
Передача наследственных признаков осуществляется через………………...
10. Степень выраженности признака – ………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Заполнить кроссворд:
По горизонтали:
1. Свойство, определяемое геном. 2.Контрастные (взаимоисключающие) признаки. 3.Место в хромосоме, где располагается ген, ответственный за развитие данного признака. 4.Растение, на котором Г.Мендель сделал основные свои открытия. 5.Совокупность всех генов одного организма. 6.Наука о закономерностях наследования признаков у организмов. 7.Совокупность всех признаков организма. 8.Способность родителей передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению. 9.Способность организмов, приобретать новые признаки и свойства.
По вертикали:
10.Метод, предложенный Г.Менделем, при котором скрещивающиеся организмы различаются по одной паре взаимоисключающих признаков. 11.Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственных за развитие одного признака. 12.Чешский ученый, основоположник науки генетики. 13. Участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Решить задачи, используя алгоритм:
Обозначить условными знаками родителей – Р.
Определить генотипы родителей, учитывая доминантность или рецессивность признака.
Выписать гаметы из генотипов родителей.
Составить решетку Пеннета (при дигибридном скрещивании).
Записать возможные генотипы детей (F), полученные при слиянии мужских и женских гамет.
Подсчитать по генотипу и фенотипу возможное потомство, выразив их в процентах и в отношениях.
Сделать вывод из решения задачи.
Записать ответ.
К п.4: (решетка Пеннета)
Задача № 1. В суде слушается дело по поводу взыскания алиментов. Мать имеет 1 группу крови, ребёнок 2. Может ли быть отцом ребёнка мужчина с 4 группой крови?
Задача № 2. У человека полидактилия (многопалость) определяется доминантным геном. От брака гетерозиготных родителей родился ребёнок с шестью пальцами. Возможно ли рождение детей с нормальным количеством пальцев?
Задача № 3. Мужчина, страдающий альбинизмом (рецессивный признак) женился на здоровой по этому признаку женщине. Могут ли дети от этого брака родиться альбиносами?
Задача № 4. Признак гемофилии рецессивен и сцеплен с полом (ген локализуется в Х – хромосоме). Девушка, отец которой страдает гемофилией, выходит замуж за здорового по этому признаку мужчину. Какое потомство следует ожидать от этого брака?
Задача № 5. Двоюродные брат и сестра вступили в брак. Жена способна свёртывать язык в трубочку, у мужа эта способность отсутствовала. Родился ребёнок, не способный свёртывать язык в трубочку и больной фенилкетонурией (оба признака рецессивны). Определить генотипы членов семьи.
Задача № 6. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а курчавые волосы над гладкими. Голубоглазый курчавый мужчина, гетерозиготный по гену формы волос, женился на гомозиготной кареглазой женщине, имеющей гладкие волосы. Какие дети могут родиться в этой семье?
Задача № 7. Дальтонизм вызван рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме. От брака родителей с нормальным зрением родился ребёнок дальтоник. Определите пол ребёнка.
Задача № 8. Мужчина-правша, мать которого была левшой, женился на женщине-правше, имевшей трёх братьев и сестёр, двое из которых – левши. Какова вероятность, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами?
Задача № 9. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если мать имеет малые коренные зубы, а у отца они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
Задача № 10. У человека свободная мочка уха доминирует над сросшейся, а гладкий подбородок рецессивен по отношению к подбородку с треугольной ямкой. От брака мужчины со сросшейся мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке и женщины, имеющей свободную мочку уха и гладкий подбородок, родился сын с гладким подбородком и сросшейся мочкой уха. Какова вероятность рождения ребёнка с гладким подбородком и свободной мочкой уха; с треугольной ямкой на подбородке (в %)?