Методическая разработка выступления на заседании школы педагогического мастерства «Анализ внешних и внутренних факторов внедрения дистанционного обучения в в колледже. Определение круга проблем, которые необходимо решить для его успешного внедрения


-613410-291465
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЩЕКИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
выступления на заседании школы педагогического мастерства «Дистанционное образование как средство реализации ФГОС профессионального образования»
по теме: «Анализ внешних и внутренних факторов внедрения дистанционного обучения в колледже. Определение круга проблем, которые необходимо решить для внедрения дистанционного обучения»

Преподаватель: Е.В. Попова
Одобрено ЦМК О и УД
Председатель: __________ Г.С. Симкина
Протокол № ___ от «__»________2015 г.
РАССМОТРЕНО
На заседанииМО колледжа
Протокол № ___ от «___» __________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора
_________Г.Н. Ефремова
«___»___________ 2015 г.
Щекино 2015 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку
в форме выступления на заседании школы педагогического мастерства
«Анализ внешних и внутренних факторов внедрения дистанционного обучения в колледже. Определение круга проблем, которые необходимо решить для внедрения дистанционного обучения»,
разработанную преподавателем ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж» Поповой Е.В.
Благодаря развитию инновационных методов и технологий обучения система образования в России постепенно выходит на качественно новый уровень, требуя от преподавателей и администрации учебных заведений все больше усилий для реализации своих целей и задач.
Очевидно, что качественное образование не может быть достигнуто старыми методами и по утверждению специалистов до 90% залога качества образования базируется на электронных технологиях.
Отличительной особенностью современного этапа развития российского образования является широкое внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения, обусловленное, в первую очередь, успехами развития информационных и телекоммуникационных технологий.
Для успешного внедрения дистанционного обучения необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов внедрения дистанционного обучения в колледже, а также определить круг проблем, которые необходимо решить для внедрения дистанционного обучения. Эти вопросы отражаются в выступлении Поповой Е.В.
В методической разработке выступления на заседании школы педагогического мастерства выделяются следующие внешние факторы внедрения дистанционного обучения: современный темп жизни людей, развитие современных информационных технологий, выход системы образования на новый уровень, повышение уровня компьютерной грамотности населения, социальный заказ на качественного квалифицированного специалиста, приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
К внутренним факторам внедрения дистанционного обучения, по мнению Поповой Е.В., относятся наличие информационно-правовой, технической, методической, кадровой базы для реализации дистанционного обучения в колледже, выбор формы обучения, определение круга учебных предметов, административный фактор, а также финансирование.
Также Поповой Е.В. рассматриваются основные проблемы внедрения дистанционного обучения в среднем профессиональном образовании и намечаются пути их решения.
Методическая разработка может быть использована преподавателями и методистами учреждений среднего профессионального образования.
Рецензент:_________________________________
ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»
1 слайд
Тема моего доклада - Анализ внешних и внутренних факторов внедрения дистанционного обучения в колледже. Определение круга проблем, которые необходимо решить для внедрения дистанционного обучения.

2 слайд
Позволю себе напомнить определение Дистанционного обучения. Это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения
3 слайд
Вашему вниманию представляется небольшой видеофрагмент передачи об истории, плюсах и минусах Дистанционного обучения.
4 слайд
Рассмотрим для начала внешние факторы внедрения ДО в образовательный процесс. Эти факторы –это ситуации, которые колледж контролировать не может и которые являются несомненными положительными моментами для внедрения ДО в образовательный процесс.
Современный темп жизни людей, когда люди порой вынуждены совмещать учебу с работой, чтобы обеспечить семью, когда традиционная урочная система уже не приходит на помощь мобильному амбициозному студенту сегодняшнего дня. С другой стороны, существует концепция непрерывного образования ("образования через всю жизнь"), которая связана с образовательными запросами людей, работающих в сферах производства, бизнеса, банковских структур.
Развитие современных информационных технологийявляется реалией нашего времени и приводит к расширению возможностей человека, упрощает жизнь, подчас решая за него сложные задачи.
Система образования в России благодаря развитию инновационных методов и технологий обучения постепенно выходит на качественно новый уровень, требуя от преподавателей и администрации учебных заведений все больше усилий для реализации своих целей и задач. Очевидно, что качественное образование не может быть достигнуто старыми методами и по утверждению специалистов до 90% залога качества образования базируется на электронных технологиях. Отличительной особенностью современного этапа развития российского образования является широкое внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения (ДО), обусловленное, в первую очередь, успехами развития информационных и телекоммуникационных технологий.
Вместе с развитием технологий, повышается и уровень компьютерной грамотности населения, а значит его потребности в новых интересных формах, методах и приемах обучения стремительно растут.
Не стоит забывать, что в условиях развития современного общества существует и с каждым годом все увеличивается его социальный заказ на качественного квалифицированного специалиста.
Порядок использования ДОТ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N2 от 9 января 2014 г. № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
Согласно этому приказу образовательному  учреждению предоставляются достаточно широкие полномочия при внедрении ДОТ в учебный процесс. Например, оно имеет право:
самостоятельно определять объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
допускается отсутствие аудиторных занятий. Организация обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.
В соответствии с приказом, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся..
Организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Как мы видим, внешние факторы являются не проблемами, а скорее предпосылками внедрения ДОв образовательный процесс учебных заведений, и колледжей в том числе.

5 слайд
Что касается внутренних факторов, то они, по моему мнению, как раз являются тем кругом проблем, которые необходимо решить для успешного внедрения ДО в образовательный процесс в колледже.
Итак, к внутренним факторам ДО внедрения я отнесла
Наличие информационно-правовой базы ДО
Технической базы
Методической базы
Кадровой базы
Выбора формы обучения
Круга учебных предметов
Административного фактора, а также
Финансирование.
6 слайд
Итак, для начала обратимся к проблеме информационно-правовой базы ДО.
Проблема внедрения дистанционных технологий в системе профессионального образования в настоящее время является актуальной не только для крупных столичных центров, но и для регионов.
Основная трудность развития данной технологии обучения в регионах заключается в отсутствии информации, в то время как потребность в получении достойного образования высока. Внедрение дистанционного образования в колледже позволит решить недостаток профессиональных знаний, необходимых в практической деятельности обучающихся без отрыва от работы и потери времени, затрачиваемого на посещение занятий, как это до сих пор применяется, практически повсеместно, в системе заочного образования.
Поэтому существует первостепенная проблема разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих использование ДОТ в соответствии с государственными требованиями к содержанию образования и деятельности образовательных учреждений.
При внедрении дистанционного обучения разрабатывается план разработки и проведения дистанционных курсов и программ в рамках общего учебного плана организации. ЦМК согласовывают внедрение ДО со своими общими целями, планами и ежедневной деятельностью. На первых этапах работы с планом внедрения необходимо четко определить цель, задачи и основные формы учебно-познавательной деятельности. Целью может быть следующее: увеличить количество студентов, путем привлечения новой формой обучения; или ввести новое качество в учебные услуги учреждения, создание и развитие электронной системы дистанционного обучения в колледже. Основные задачи так же могут быть разноплановыми, например: создание и функционирование сети дистанционного обучения, разработка средств обучения. При ДО основной формой учебно-познавательной деятельности студента является самостоятельная работа с дидактическими материалами, поэтому в план внедрения ДО включается пункт о тиражировании учебных материалов на компакт-дисках с тестовыми программами и об организации доступа к ним в электронной библиотеке или средствами электронной почты. Помимо целей и задач первоначально определяются основные этапы и структура деятельности на каждом шаге внедрения ДО.
7 Слайд
Первоочередными задачами подготовительного этапа внедрения ДО являются:
− создание технической базы (компьютерные классы, информационные сети);
− создание учебного контента;
− освоение методики разработки и преподавания дистанционных курсов. Основные направления деятельности на этом этапе следующие:
− разработка стратегии и тактики внедрения ДО в учебный процесс;
− создание инфраструктуры системы ДО.
Основой этой инфраструктуры должны стать преподаватели, отвечающие за организацию дистанционного обучения в колледже. Подготовку этих специалистов можно вести через внутриколледжную систему повышения квалификации с использованием сил и средств Центра ДО или отдела дополнительного образования.
− разработка критериев и стандартов качества учебных продуктов, создаваемых в колледже, с обязательной их экспертизой;
− подготовка разработчиков и инструкторов (тьюторов) курсов ДОс одновременным накоплением количества дистанционных курсов года;
− построение политики поддержки преподавательского состава;
− изучение и анализ изменений соотношения рабочей нагрузки преподавателей между разработкой и преподаванием курсов;
− разработка и запуск Программы поддержки преподавателей.
8 Слайд
Проблема технической базы является, на мой взгляд, основополагающей при внедрении ДОТ.
Обязательным этапом внедрения ДО является планирование технологической и технической инфраструктуры ДО. При внедрении ДО можно основываться на уже существующей инфраструктуре, включающей наличие той или иной технической базы и традиционной для учебного заведения схемы обучения. Большинство людей интуитивно видит за внедрением новых технологий механический перенос традиционных способов организации учебного процесса на новую технологическую базу.
Эту точку зрения нельзя не учитывать при организации ДО, поскольку субъектами учебного процесса, как в роли преподавателей, так и администраторов, являются люди, рассматривающие ДО как продолжение очного обучения и знающие свой предмет с точки зрения проведения традиционного учебного процесса.
К технологическим средствам следует отнести те решения, которые затрагивают доставку учебного материала учащимся, организацию обратной связи и сертификации, общение преподавателя и обучающихся и управление учебным процессом.
Техническая инфраструктура должна иметь следующие характеристики.
1. Аппаратное обеспечение. Учреждение должно иметь компьютерную сеть, каждый штатный работник должен иметь персональный мультимедийный компьютер, подключенный через сеть к центральным серверам.
2. Программное обеспечение рабочих станций авторов/преподавателей и персонала поддержки учебных технологий должно состоять из набора стандартных офисных программных продуктов для поддержки курсов и редактирования графики, видео- и аудио- файлов.
3. Пропускная способность Интернета. Для полноценного дистанционного обучения скорость Интернет связи должна быть не меньшее 128/128 Kbps.
4. Система управления курсами/обучением.
На сегодняшний день возможны три варианта реализации:
А) приобретение или аренда коммерческой платформы; Б) разработка собственной системы;
В) комбинация А и Б. Наиболее распространенный способ технического внедрения ДО — это покупка готового решения, пользователь получает доступ к уже существующей функциональной СДО, созданной на базе того или иного продукта.
Это может тормозить создание собственных учебных продуктов или осуществление поддержки курса в актуальном состоянии для постоянно меняющихся дисциплин. Наиболее приемлемым на начальном этапе является использование имеющейся системы с приобретением, в дальнейшем, специализированных программных продуктов.
5. Компьютерные лаборатории учреждений должны обеспечивать доступ студентам к технологиям, независимо от того, это дистанционные студенты, или студенты очного отделения или обучающиеся по индивидуальному графику, курсы, разработанные для дистанционной формы, с успехом используются в очном обучении. Для удовлетворения потребностей видео- конференций в учреждении нужна мультимедийная лаборатория, оборудованная мультимедийным проектором, экраном, компьютерами, видео-камерой, микрофонами, мультимедийным сканером
9 Слайд
Сложной проблемой при внедрении ДОв учебный процесс является проблема методической базы.
Большое значение имеет определение и создание структуры учебного контента, который должен содержать:
УМК;
лекционный курс с развернутым тематическим планом, предварительным тематическим обзором связи с изученными ранее темами и дисциплинами; глоссарий;
методические рекомендации по выполнению заданий;
пробный и контрольные тесты;
ссылки на учебные материалы в сети Интернет и в электронных библиотеках; электронные варианты учебно-методических пособий; сроки и расписание прохождения.
10 Слайд
УМК по каждой дисциплине должен включать:
учебно-методические пособия (УМП), выполненные на бумажном носителе и в виде гипертекста;
контрольные работы (КР), конспекты лекций, лабораторные работы; промежуточные и итоговые домашние задания (ДЗ);
блок тестирующих программ;
видеоматериалы по дисциплине.
Оценки при компьютерном контроле ставят тестирующие системы, однако результирующая оценка остается за преподавателем.
11 Слайд
Для эффективной деятельности ДО авторам и преподавателям необходима поддержка со стороны технического и методологического персонала на трех уровнях:
1. Учебный дизайн – проектирование дистанционного учебного процесса на основе информационных технологий для каждого курса;
2. Технический дизайн – изготовление мультимедийных продуктов (аудио, видео, анимация), графики, интерфейса веб-компонента и аудио-/видеоконференций, HTML- разметка и веб-дизайн, программирование компьютерных симуляций, тиражирование и т.д.;
3. Администрирование технологической инфраструктуры дистанционного обучения – инсталляция программного, аппаратного и сетевого обеспечения, администрирование системы управления курсами и обучением, системы аудио-/видеоконференций, регистрации и отслеживания клиентов, их надлежащей работы, технической поддержки во время учебного процесса и т.п.

12 Слайд
Распространенной ошибкой является внедрение и применение ДО для наглядности, или с целью замены преподавателя компьютером. Для устранения этого нужна Программа поддержки преподавателей-инструкторов ДО, которая может состоять из четырех компонент:
1. Курс повышения квалификации по учебным технологиям обязательный дистанционный курс повышения квалификации потенциальных преподавателей, авторов и дизайнеров дистанционных (и традиционных) курсов.
2. Программа индивидуальной поддержки преподавателей инструкторами с опытом разработки и преподавания дистанционных курсов для регулярной помощи и консультации в рабочем порядке.
3. Стандарты качества. Важнейшим инструментом обеспечения качества дистанционного учебного процесса является постоянная оценка каждого модуля, курса или программы согласно "Требованиям качества", которые необходимо разработать и ввести.
4. Построение политики поддержки преподавательского состава, как авторов курсов ("авторских" курсов, спецкурсов, а также курсов, рекомендованных министерством), так и преподавателей, инструкторов, тьюторов - всех участники учебного процесса от стадии его подготовки до проведения. Этот аспект связан с режимом работы преподавателей- консультантов (тьюторов), задействованных в обеспечении и сопровождении учебных курсов.
Тьютор – организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания. Задачи тьютора:
помочь получить максимальную отдачу от учебы;
следить за ходом учебы;
давать обратную связь по выполненным заданиям;
проводить групповые тьюториалы;
консультировать и поддерживать обучающихся;
поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего курса; предоставить возможность связываться с ЦДО посредством телефона, почты, электронной почты и компьютерных конференций
В идеале для разработки и преподавания дистанционных курсов нужен штатный персонал отделов, которые реализуют учебные услуги (аудиторные), но можно привлечь преподавателей-предметников.
Слайд
При ДО, помимо традиционных очного, вечернего и заочного, существуют свои формы обучения. Учащийся и преподаватель существуют в учебном процессе, используя средства коммуникации, могут одновременно взаимодействовать друг с другом (on-line) или очно, учащиеся имеют возможность осваивать учебный материал самостоятельно (offline) или посещать консультации. Выбор формы будет определяться конкретными видами занятий, объемом курса и ролью преподавателя в нем. Дистанционное обучение можно вводить в уже существующих группах обучающихся. К режимам обучения следует отнести режимы взаимодействия учащихся между собой как в рамках учебной группы, так и в рамках выполнения работ небольшими группами. Наиболее распространены режимы, связанные с учебными группами.
Индивидуальное обучение возможно как в режиме, основанном на жестком графике (расписании), так и на постоянной синхронизации полученных знаний и учебной программы ("до тех пор, пока не выучит"). Имеются успешные примеры обучения по индивидуальным графикам. При этом со студентом заключаются индивидуальные договора на изучение конкретного блока дисциплин. В рамках ДО у обучающихся есть возможность выбора формы, места, скорости и времени обучения.
От выбора формы обучения при внедрении ДО зависит выбор технологий обучения. Существуют такие технологии обучения, как кейсовая и Интернет-технология.
Кейсовая технология– это ДОТ, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов (кейсов), предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации.
Интернет-технология – это ДОТ, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов.
Анализ достижений многих учебных заведений России в области использования  ДОТ показывает, что наиболее эффективной и экономичной моделью ДО является комбинированная технология, сочетающая основные элементы кейсовой технологии и Интернет-технологии.
14 Слайд
Предметом внедрения с точки зрения обучения могут быть:
отдельно взятый учебный курс;
множество автономных учебных курсов;
взаимосвязанные курсы в рамках образовательной траектории;
вся система дистанционного образования в целом.
В случае выбора в качестве предмета внедрения отдельного учебного курса затраты будут минимальными, само внедрение мотивируемся конкретным преподавателем и аспектами его работы со своими учащимися.
В случае развертывания системы дистанционного образования налаживается технологическая цепочка обучения, начиная с поддержки отдельного дистанционного курса и заканчивая компонентами, связанными с подготовкой и оптимизацией расписания занятий, учетом различных форм обучения, всех типовых и нетиповых ситуаций, учетом успеваемости, взаимосвязи учебных курсов и пр.
.
15 Слайд
Для «запуска» в эксплуатацию ДО в связи с вышесказанным потребуется качественно иная организационная структура, обычно возглавляемая Центром дистанционного образования (ЦДО), наличие штатных сотрудников:
администратора компьютерной базы,
администратора учебной базы и по составлению графиков и расписаний обучения,
тьютеров (консультантов по предметам, ими могут быть преподаватели),
а так же сформированный учебный контент по дисциплинам.
ЦДО выполняет следующие функции:
организация приема студентов;
ведение учебной и учетной документации;
выдача учебно-методических материалов;
организация зачетно- экзаменационных сессий;
защита дипломных проектов и работ.
В рамках работы ЦДО создаются базы данных преподавателей-тьюторов, студентов, учебных модулей и состояния учебного процесса. База данных преподавателей содержит список преподавателей, перечень доступных ему модулей, список его студентов, паролей доступа к результатам тестирования. Важной составляющей является база данных учебных модулей. К учебному модулю предъявляются жесткие требования, так как эффективность обучения зависит от того, каким образом студент сможет самостоятельно воспринимать учебный материал. При построении модульного учебного курса, кроме преподавателя-методиста, необходимо участие специалистов по изготовлению видеолекций, компьютерного дизайна и программистов. База данных студентов содержит список студентов, адрес, номер группы, дата поступления на учебу, E-mail адрес, пароль доступа, перечень доступных учебных модулей. База данных состояния учебного процесса – это "зачетные книжки студента", результаты промежуточного тестирования, почтовые сообщения студентов.
16 Слайд
Бюджет системы дистанционного обучения условно можно разделить на две части.
1. Первая определяет начальные вложения в развертывание ДО (включая затраты на техническую часть, программное обеспечение, разработку самих учебных курсов).
2. Вторая — затраты на сопровождение курсов (амортизация оборудования, аренда каналов, зарплата преподавателей и пр.).
К важным аспектам, связанным с бюджетом, следует отнести не столько внедрение собственно системы дистанционного обучения, сколько конкретное "наполнение" системы учебными курсами. В этом случае следует рассмотреть вопрос, кто будет авторами курсов — свои преподаватели (тогда следует дополнительно оплачивать работы по созданию качественного содержания учебного курса) или преподаватели со стороны (в этом случае речь идет фактически о покупке курсов). Основные принципами расчета себестоимости дистанционного обучения следующие: инвестиции в учебные технологии должны включать денежные средства на персонал поддержки инфраструктуры и на физическую инфраструктуру. Эти две части инвестиций являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Они не должны конкурировать одна с другой. По сравнению с традиционным обучением, капитальные (фиксированные) затраты на разработку дистанционных курсов являются высокими из-за трудоемкого характера дизайна и изготовления материалов, но текущие (переменные) затраты являются низкими благодаря характеру хранения и редактирования информации, асинхронному взаимодействию между студентом и преподавателем, выгодному соотношению количества студентов и преподавателей в группе. Ежегодные текущие затраты (на управление, обслуживание, поддержку) должны быть не меньше, чем сами капитальные инвестиции. С точки зрения планирования финансирования и затрат для дистанционного обучения принципиальным является сам факт распределения обязанностей преподавателя на разработку и преподавание. Необходимо выделение и оплата полноценного рабочего времени на разработку курсов или обеспечение ресурсов для найма контрактных экспертов и консультантов. При планировании внедрения ДО необходимо учесть дополнительные возможности самоокупаемости этого вида обучения. Неудовлетворительный уровень школьной подготовки многих студентов первых курсов, отсутствие у них знаний и навыков по использованию компьютерной техники и информационных технологий могут быть существенно сняты путем внедрения дистанционных выравнивающих курсов по математике, физике, информатике, химии и русскому языку. Эти же курсы после некоторой модификации можно предложить для будущих абитуриентов – дистанционные курсы подготовки абитуриентов. Возможен Прием вступительных экзаменов и прием абитуриентов через Интернет. Уменьшить остроту нехватки учебной литературы по техническим дисциплинам поможет создание системы дистанционных консультаций, используемых для информационной поддержки традиционного образования. Основой этой работы может стать использование в обычном учебном процессе вновь создаваемых дистанционных курсов, а так же оцифровывание имеющейся литературы.
17 Слайд
ДО занимает на сегодняшний день определенное место на рынке образовательных услуг. Оно базируется на принципах управления, открытом обучении (свобода места, времени и формы обучения), информационных технологиях и обеспечивает требуемое рынком качество подготовки специалистов вследствие высокого уровня мотивации каждой составляющей. В настоящее время эта форма обучения используется в большом количестве вузов России. Поэтому необходимо продумывать внедрение данной формы обучения, учитывая не только методические и организационные аспекты, но управленческие аспекты в обучении, подготовке и повышении квалификации кадров. Сегодня уже существует достаточное количество внедренных систем дистанционного обучения. Их внедрение было возможно при сочетании потенциала, возможностей и правильного понимания роли и места дистанционного обучения в традиционном учебном процессе. Не на последнем месте здесь находится предварительное планирование и управление внедрения ДО и осознание необходимости этой прогрессивной формы обучения.