Конспект внеклассного занятия Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена.
Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена.
Методическая разработка классного часа.
Начальные классы.
Фурса Любовь Вениаминовна
Учитель начальных классов
МКОУ Михайловская сош
с. Михайловка
Кантемировский район
Воронежская область
Цель: расширить знания о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, учить по предмету, по характеристике узнавать героя сказки, развивать интерес к чтению зарубежных авторских сказок, развивать внимание, память, речь.
Оборудование:1. Красивый мешочек с предметами : горошинка, огарок свечи, зонтик (можно игрушечный), санки ( игрушечные). 2. Портрет Г.Х. Андерсена. 3. Иллюстрации к сказкам. 4. Мультфильм « Снежная королева».
Ход мероприятия.
Учитель.
- Ребята! Вы любите сказки?
Сказок очень много. А чем отличаются сказки от других произведений? ( В сказках могут говорить и звери, и растения, и птицы, с ними происходят необыкновенные, волшебные приключения.)
_ А кто пишет сказки?
( Сказки складывает народ, или придумывают авторы.)
- Сегодня мы обратимся к творчеству одного из сказочников Ганса Христиана Андерсена.
( Портрет писателя вывешивается на доске. Приложение 1.) -Родился писатель 2 апреля в 1805году в Дании, маленькой скандинавской стране на севере Европы. Родной город Оденсе казался Гансу Христиану таинственным и прекрасным. Город славился своими резчиками по дереву. По словам одной простодушной прачки, прямо под Оденсе находится китайское королевство. Маленький Ганс поверил в это. Мальчик придумал, как однажды за ним приедет китайский принц и увезёт его в своё королевство. Вернётся же он в свой город богатым и знаменитым и выстроит замок.
Как в сказке! Возможно это была первая, сочинённая им сказка. Ганс Христиан родился в семье башмачника, отец его рано умер, но мальчику повезло. Нашёлся человек, который помог ему получить образование. Светский советник Йонас Коллин. В доме Коллина Андерсену было хорошо, здесь его поддерживали, верили, что юношу ждёт блестящее будущее. Андерсен был певцом, обладал замечательным голосом. Был танцором. Но балет оставил, так как выдающихся способностей не было обнаружено. Писательскую деятельность начал не со сказок. Писал театральные пьесы, стихи, романы. Кроме того, Андерсен был страстным путешественником. « Кто путешествует – живёт»,- считал писатель. Он объездил всю Европу, но в России так и не побывал, хотя и считал её жемчужиной всех государств Европы. А что до Америки, считается, что побоялся переезда через Атлантический океан. Он написал несколько книг о своих путешествиях. Во время путешествий по Европе познакомился со многими интересными людьми того времени ( Ч. Диккенс, В. Гюго, А.Дюма, Ф.Лист.).
Благодаря сказкам имя Андерсена обрело бессмертие. И до Андерсена в Дании были сказочники. Но о них знают только литературоведы. В Чём загадка? Почему сказки Андерсена знают все? Что в них особенного?
Андерсен писал свои сказки так, как рассказывал бы ребёнку. Язык его сказок прост и понятен.
А сейчас посмотрим на сколько хорошо вы знаете сказки Г Х. Андерсена.
( При проведении викторины учитель использует иллюстрации к сказкам Г Х.Андерсена по своему усмотрению: для оформления доски, при угадывании названий сказок . .. Смотреть Приложение 2. )
Из каких сказок вещи?
( У учителя красивый мешочек, в котором находятся вещи.)
- Я буду доставать и показывать вам предметы, а вы должны назвать героя сказки.
А) Зонтик («Оле-Лукойе»)
Б) Горошина (« Принцесса на горошине»)
В) Огарок свечи (« Огниво»)
Г) Скорлупка грецкого ореха ( « Стойкий оловянный солдатик»)
2. Из каких сказок эти отрывки?
1. « Жил был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя..." ("Снежная королева»)
2. « А толстый и слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот тогда они сыграют свадьбу…». ( Дюймовочка»)
3. « Вдруг по милости ли тролля или от сквозняка – окно распахнулось, и наш солдатик полетел вниз головой с третьего этажа, - только в ушах засвистело! Минута – и он уже стоял на мостовой кверху ногой: голова его в каске и ружьё застряли между камнями мостовой…» ( Стойкий оловянный солдатик»)
4. « Появился на птичьем дворе маленький птенец –утёнок, идо того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою стаю…» ( «Гадкий утёнок»)
5. « Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке , на зелёном стульчике сидела девочка, совсем крошечная…» ( « Дюймовочка»).
3. Узнай героя.
1. « Он некрасив, ноу него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше».
(Гадкий утёнок)
2.« У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп». ( Крот)
3. « Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волов и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что…» (Принцесса).
4. « Богатые уборы так шли ей, она в них была так ослепительна хороша, что весь двор преклонялся перед ней. А король провозгласил её своей невестой, хотя архиепископ и покачал головой, нашёптывая, что лесная красавица, должно быть ведьма…» (Элиза).
5. «Жил был бедный принц. Королевство у него было маленькое- премаленькое, но жениться всё-таки было можно, а жениться –то принцу хотелось… Он носил славное имя и знал, что сотни принцесс с благодарностью ответили бы на его предложение согласием»
( Свинопас.)
6. « Он был лучше всех. Ему , наверное, было не больше шестнадцати лет; В тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье…» (Принц.)
7. «Одет он был чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого он цвета _ он отливает то голубым, то зелёным, то красным смотря по тому, в какую сторону повернётся… Подмышками у него по зонтику: один с картинками…» (Оле-Лукойе»).
4. Что надо сделать, чтобы…
1. Узнать настоящую принцессу? ( Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20пуховиков, а под ними положить горошинку.)
2. У Русалочки появилась пара стройных ножек? ( Отдать свой голос за напиток ведьмы.)
3. Укротить собак в подземелье? ( Посадить каждую на ведьмин синий клетчатый передник).
4. Появилась на свет Дюймовочка? ( Посадить в цветочный горшок волшебное ячменное зёрнышко.)
5. Заколдованные братья превратились из лебедей в принцев? ( Сплести из крапивы, растущей на кладбище , рубашку.)
6. Принцессе получить горшочек с бубенцами? ( Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса.)
5. Угадай сказку.
( Ученики по подборке слов должны определить сказку.)
Лебедь, яйца, мечта, утка, мороз, курица, вода. ( «Гадкий утёнок»).
Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. ( «Принцесса на горошине»).
Нора, мышь, крыло, цветок, эльф. ( «Дюймовочка»).
Роза, соловей, горшочек, трещотка.( « Свинопас»).
Иголка, шёлк, золото, свеча, кафтан, зеркало, мантия. ( « Новое платье короля»).
Трава, жаба, крапива, терпение, кольцо. ( « Дикие лебеди).
6.Ответьте на вопросы по сказкам Г.Х. Андерсена.
1. Сколько было оловянных солдатиков? (24).
2. Кем была мать оловянных солдатиков? ( старая оловянная ложка).
3. Каков рост Дюймовочки? ( 2см 54 мм).
4. Сколько лет живут Русалочки? (300лет).
5. Сколько устриц носила на хвосте бабушка Русалочки? ( 12 штук).
6. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? ( Кай, « Снежная королева»).
7. Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? ( Оле-Лукойе).
8. В какой сказке придворные уверяли короля, что король одет в роскошные наряды? («Новое платье короля»).
9.Герой какой сказки пел песенку: « Ах, мой милый Августин, всё прошло, всё.» ( « Свинопас»).
10. Сколько медных монет взял с собой из дупла солдат? ( Нисколько).
Учитель.
- Наша викторина подошла к концу, самые активные участники викторины получат награды. ( Награждение активных участников.) А наградой для всех будет мультфильм по сказке Г.Х.. Андерсена « Снежная королева».
( Просмотр мультфильма).
Литература:
Г.Х.. Андерсен « Сказки» М. Детская литература. 1983г.
Сайт: http://audioskazki.net/topics/.
Приложение 1.
Портрет Г-Х. Андерсена
Приложение 2.
Иллюстрация к сказке «Принцесса на горошине».
Иллюстрация к сказке « Огниво».
Иллюстрация к сказке « Дикие лебеди».
Иллюстрация к сказке « Гадкий Утёнок»
Иллюстрация к сказке « Гадкий утёнок».
Иллюстрация к сказке « Стойкий оловянный солдатик».
Иллюстрация к сказке « Дюймовочка».
Иллюстрация к сказке « Снежная королева»