Разработка урока по окружающему миру «Что такое космос? Звёздное небо»

Автор: Отемисова Айнора Ахматовна
Разработка урока по окружающему миру «Что такое космос? Звёздное небо»
Предмет: окружающий мир
Программа: «Планета знаний»
Класс: 2
Тема: Что такое космос? Звёздное небо.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: создать условия для выявления имеющихся у детей знаний по данному разделу; способствовать формированию первых научных представлений о космосе, звёздах, созвездиях с опорой на выявление у них знаний по данному разделу; содействовать формированию представлений о возможных источниках информации, способов их поиска; создать условия для тренировки наблюдательности, развития внимания, памяти, коммуникативных способностей учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о космосе, звёздах; называют самую близкую к Земле звезду – Солнце.
Личностные: оценивают результаты своей работы и работы одноклассников; проявляют способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные: проводят наблюдения по предложенному плану; оценивают правильность выполнения заданий; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.
Познавательные: сопоставляют информацию, представленную в разном виде, обобщают ее и используют при выполнении заданий.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнений заданий в паре: устанавливают очередность действий, осуществляют взаимопроверку.
Образовательные ресурсы: презентация «Звездное небо - великая книга природы», учебный фильм «Солнце».






Технологическая карта урока « Что такое космос? Звёздное небо»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД


1. Мотивация к деятельности.
Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания
Приветствие.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушки
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не скучаем
Сегодня вас ожидают интересные задания, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.
Осуществляют самооценку готовности к уроку.
Настраиваются на работу и её положительный результат.






Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
ЛичностныеУУД: самоопределение.
ПознавательныеУУД: восприятие поставленной задачи

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Отгадайте загадку.
Раскинут ковер, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
На синий лед серебристые зерна рассыпаны.
На черный платок просыпано просо,
Пришел петушок, а склевать- то не просто
                                                                
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Верно, сегодня мы поговорим о звёздном небе.
Отгадывают загадку

- Звездное небо.





- Мы будем говорить о звёздном небе.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.  Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

3.Постановка учебной задачи.







4. Открытие новых знаний.
Цели: выявление у обучающихся новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией
- Мы закончили раздел «Как люди познают мир» и начинаем новую тему – «Мы живем на планете Земля». Сегодня на уроке будем говорить о космосе. Многие из вас читают книги, смотрят фильмы и научные передачи о космосе. Нередко полученные нами из разных источников сведения неточны и беспорядочны. Наша задача - привести эти знания в систему.
1. Выяснения объема знаний у учащихся о космосе.
2. Беседа о звездном небе
- Что можно увидеть на небе?
Ночью на небе мы видим Луну и множество звёзд
А днём мы видим – солнце
- Наблюдаемые нами на небе звезды, Солнце, Луна называются небесными или космическими телами.
- Как вы думаете, для чего люди изучают космические тела?






-Посмотрите, какое огромное количество звезд, и какие они разные!
-   Как вы думаете, почему звезды светятся?
-   Что такое звезда?
-   Найдите в словаре толкование слова «звезда».







- Кто ещё раз прочитает?
- Прочитаем хором.




-Звёзды - раскалённые космические тела.
Солнце - тоже звезда, Солнце – это тоже раскаленный газовый шар
- Прочитаем хором.

-   С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле - посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.
- Ребята, «наряды» звезд, т. е цвета звёзд, зависят от их температуры. Красные - сравнительно холодные, желтые – тёплые (например, звезда Солнце). Белые звёзды - горячие. А самые яркие и самые горячие звезды - голубые.
- Итак, холодная звезда какого цвета, покажите? Тёплая? Горячая? Покажите самую яркую и самую горячую звезду?

- Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты или великаны (очень большие) и карлики (очень маленькие)
- Самые крупные звезды во много (2400) раз больше Солнца.

·Это звёзды - гиганты.
- Самые маленькие - белые карлики. Они - во много раз меньше Солнца.
А Солнце - звезда средней величины.
- Раз есть звёзды, которые во много раз больше, чем солнце, почему же солнце нам кажется больше других звёзд?
- А можно ли сосчитать количество звёзд?
Общее количество звёзд людям неизвестно, потому что даже через крупные телескопы невозможно увидеть все звёзды в бескрайнем космическом пространстве.

-Весь этот необъятный звёздный мир называют Вселенной или Космосом.
- Давайте прочитаем хором?
- В начале урока я задала вам этот вопрос. Теперь вы можете мне сказать, что такое космос?














-Звезды, Солнце, Луну, планеты.



- Чтобы знать какое влияние они оказывают на человека; на его здоровье; для развития наук; чтобы уметь ориентироваться в пространстве.


-Звезды светятся, потому что они горячие.
(Работа со словарем С.И.Ожегова читает один ученик)

Звезда - небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.








Солнце-огромный раскалённый шар










Работают у доски.













-Потому что находится гораздо ближе к Земле.








- Вселенной или Космосом.










Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД: обще-учебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.



5.Динамическая пауза
 А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминку, которая называется «Динь - дон, звёздочка»
Выполняют движения под музыку.


6.Решение учебной задачи.
Цель: создать условия для осознания места и причины собственных затруднений, самостоятельно выявлять место и причину затруднений.
Первичное закрепление.
-Выполняем задание 1, 2 на с. 45 учебника.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Закончите предложения.
Звезды – это ___________________(огромные огненные шары).
Звезды отличаются по __________ , _________, _____________(размерам, цвету и температуре).
- Проверьте правильность выполнения задания по образцу.






Работают в тетради, взаимооценка, взаимный контроль в парах.















Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
Осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища
Познавательные УУД: построение речевых высказываний.


7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Просмотр фильма «Солнце».

Просмотр фильма «Солнце».
Познавательные УУД: обще-учебные умения:
умение осознанно слушать.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать

8. Контроль и оценка результатов деятельности Рефлексия. Подведение итогов.
Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние.

- Давайте вспомним всё, о чём мы сегодня говорили. Но вопросы вам буду задавать не я, а вы сами будете их задавать друг другу.
Предполагаемые вопросы:
Что такое «Звезда»?
Чем похожи звезды?
Чем они отличаются друг от друга?
Как называется наука о звёздах?

- Молодцы! Вот вы и сами друг у друга проверили знания, полученные сегодня на уроке. А что бы вы ещё хотели узнать о звёздном небе?
- Вижу, что вас эта тема заинтересовала, мы обязательно к ней ещё вернёмся, но на следующих уроках.
- Приклейте ваши звёздочки на «кусочек» своего неба.
Коллективная творческая работа в группах
- Пока вы творите, я вам прочитаю стихотворение о звёздном небе:
Ночь пришла и на небе раскинула бусы из звезд.
И рассыпались звезды на тысячи верст
Как манят они и зовут за собой
Что вот ты готов уж идти за звездой.
Они миллионы загадок таят,
Сверкают, мерцают, на небо манят.
Вот если б имели мы крылья свои,
Смогли бы тогда улететь от земли.
И сверху увидели б, дух затая,
Как все же прекрасна наша Земля!!!

- Действительно, если присмотреться – мир прекрасен. И надо учиться видеть эту красоту, ценить и беречь её!
- Давайте соединим ваши «кусочки» неба в одно большое целое (дети выносят к доске своё небо и как пазлы складывают звёздное небо).
- Вам нравится? (Да)
- Очень здорово получилось!!! Молодцы!
- А сейчас мне бы очень хотелось узнать, понравился ли вам наш урок?

Ответы детей.
Оценивание своей учебной деятельности.
На этапе рефлексии каждый ребёнок попытался оценить свою работу на уроке. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.


Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: самооценка.
Личностные: внутренняя позиция школьника
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9. Домашнее задание.
С.45 ответить на вопросы, проводить наблюдения.

Записывают домашнее задание.



 
·