мастер класс по избирательному праву. 10 класс
Мастер-класс
по формированию универсальных учебных действий
на примере изучения элективного курса "Избирательное право России и Дона: история и современность" 10 класс
.
.
Цель: создание условий для передачи опыта по формированию универсальных учебных действий.
Задачи: 1. показать способы формирования универсальных учебных действий;
2. отследить эффективность мастер-класса через рефлексию участников.
Оборудование: рабочие листы, таблицы, кластеры, методические рекомендации А.А.Гина, презентация «Учебник истории нового века»
Комментарии.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.
Пересмотром целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов обосновано включение в состав основных образовательных программ программы развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека. Педагогам предстоит организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
Чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения.
Ход мастер-класса.
Учитель предлагает участникам мастер-класса поучаствовать в выполнении заданий по формированию УУД
Данный мастер-класс показывает, как можно применять различные формы работы в организации деятельностного подхода с целью повышения эффективности образования.
Участникам мастер-класса сообщается, что в ходе мастер-класса им предстоит не только освоить новые формы и приемы работы ,но и проанализировав свою деятельность, дать им профессиональную оценку
1 Задание
Работа в группах: Раздаются извлечения из документов четырем группам. Извлечения из документов разных времен и разных стран, в которых говорится о выборах органов власти. Учащиеся должны за 3 минуты найти в них избирательные цензы, существовавшие в упомянутых в документах странах. Затем представитель каждой группы назовет те избирательные цензы, которые группа нашла в документе.
Приложение № 1 Извлечения из документов разного времени
Извлечение из Конституции РСФСР 1918 года:
«64. Правом избирать и быть избранным в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет …
65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
А) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
Б) Лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.
В) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
Г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;…» Извлечение из «Акта о народном представительстве 1867 года» (Великобритания)
« 3. Всякий мужчина начиная с 1868 года будет иметь право на регистрацию в качестве избирателя и после регистрации - участвовать в выборах … депутатов в парламент.., если удовлетворяет следующим требованиям:
является совершеннолетним и не подлежит поражению в правах;
занимает к последнему дню июля в каком-либо году и занимал в течение целых предшествующих двенадцати месяцев в качестве собственника … жилой дом в пределах города;
был подвергнут в течение указанного срока … обложению всеми причитающимися сборами…»
Извлечение из Конституции США 1787 года
Статья первая.
« 5. Штат разделяется на восемь округов, которые будут называться сенаторскими округами. В каждом округе избирается по четыре сенатора.
7. Представители избираются графствами, причем каждое графство назначает пропорциональное его населению число депутатов. Иностранцы, неимущие и цветные люди , не платящие податей не входят в этот счет…
Статья вторая.
1. Правом участия в выборах …пользуется всякий гражданин, имеющий от роду двадцать один год, живший в этом штате в течение года перед выборами… и который в предшествующем году платил штату или графству прямой личный или земельный налог.»Извлечение из «Декретов Учредительного собрания Французской республики…1789 года»
«… в выборах могут участвовать граждане, владеющие на правах собственности имуществом, приносящим…доход, равный местной зарплате за 200 дней,… или арендующий поместье, оцененное в сумму, равную местной зарплате за 400 дней…
Активный гражданин, имеющий избирательные права , должен:
1. быть французом, 2.достигнуть 25-летнего возраста, 3.прожить фактически в данном кантоне не менее одного года, …5. не быть в положении прислуги, т.е.не быть слугой на жаловании»
Комментарии.
Данное задание направлено на формирование учебной самостоятельности. Для этого учащийся учится самостоятельно понимать учебную задачу, выбирает способы ее решения, учится анализировать текст и переводить его в знаковую систему, составлять кластер (Слайд презентации) 2 Задание
Участникам мастер-класса предлагается задание по составлению «фишбоуна» по теме «Избирательный процесс».(Слайд презентации)
Стадии избирательного процесса и права избирателей применительно к стадиям избирательного процесса
- право быть включённым в список для голосования;
- право беспрепятственного доступа к избирательному списку;
- право участвовать в формировании избирательных комиссий;
- право участвовать в качестве наблюдателя;
- право выдвижения кандидатов;
- право принимать участие в формировании избирательных фондов;
- право требовать обеспечения возможности участия в голосовании вне помещения избирательного участка;
- право обращаться с жалобами на действия (бездействия) государственных органов, должностных лиц, членов избирательной комиссии, нарушающих права избирателей и т. д.
Поиложение 2
Стадии избирательного процесса
ГОЛОСОВАНИЕ
Назначение выборов
Установление избирательных округов и участков
Создание избирательных органов
Регистрация избирателей
Окончательное определение и опубликование итогов
Возможный второй тур голосования
Подсчет голосов и установление итогов
Агитационная кампания
Регистрация кандидатов
Выдвижение кандидатов
3 задание
Технология «Пила» - работа в группе, 4 группы работают с текстом Конституции РФ, заполняют таблицу, каждый свою колонку. Затем меняются местами и заполняют всю таблицу в новых группах. После изучения материала выполняют тест
Комментарии.
Данное задание направлено на формирование учебно-коммуникативных умений, умения дискутировать и отстаивать свою точку зрения.
4 Задание ПОПС- формула Дискуссионный этап урока: “Нужно ли идти на выборы?. Выбери позицию (Слайд презентации)
Правила ведения дискуссии:
- говорите здесь и сейчас, а не в коридоре; - выступать можно только с разрешения ведущего; - в дискуссии должны участвовать все; - каждый участник дискуссии должен иметь возможность высказаться; - обсуждению подлежат все без исключения позиции; - постарайтесь дослушать выступающего до конца и понять его точку зрения; - критикуйте не оппонентов, а их идеи; - в процессе дискуссии допускается изменение позиции участников под воздействием фактов и аргументов; - в процессе дискуссии подводятся промежуточные и конечные итоги.
Выступление ученика, который отстаивает позицию “против” осуществления активного избирательного права. Он приводит аргументы, подтверждающие эту позицию.
Власть далека от народа, не признает над собой ни какого контроля. Граждане РФ не могут воспользоваться конституционными правами. Реальность такова: бедность, жилье, недоступное простым людям, очереди в детские сады; страх перед армией; ухудшение здоровья нации; платное образование.
Накануне выборов некоторые лидеры политических партий дают безответственные обещания: половина населения скоро станет средним классом; пенсии увеличатся в 4 раза; заработки подскочат до 1400 долларов; продолжительность жизни вырастет до 70 лет и т. д.
Растет разрыв между бедными и богатыми (10% самых богатых россиян имеют доходы в 50 раз больше, чем бедные. Афишируется буйное расточительство избранных.
Молодежь в РФ лишена основных конституционных прав: права на труд, отсутствие доступного жилья для молодых семей. Складываются своеобразные ценности и идеалы: большая часть молодежи не считает привлекательной работу, приносящую пользу обществу. Все хотят быть чиновниками, т. к. это стабильно растущее содержание и защита государства.
Здоровье нации становится все хуже и хуже: наркомания поселилась в школе, растет число заболевших СПИДом, туберкулезом ( самый высокий уровень в мире в РФ).
Бесплатное образование в ВУЗах – это декларация: коррупция достигла огромных масштабов, число бюджетных мест сокращается или распределяется по спискам.
Растут цены на самые необходимые товары, а власти дискутируют по поводу ограничения этого роста. Реальные меры не принимаются.
Выступающий делает вывод о том, на выборы можно ходить, а можно не ходить, потому что для простого народа ничего не измениться. Государственную думу депутаты используют как место, где можно реализовать свои политические амбиции. “Они делают вид, что у нас демократия, а мы делаем вид, что законопослушны”, но жизнь от этого не меняется.
Выступление оппонента выражает прямо противоположную точку зрения: избирателям обязательно нужно идти на выборы. Почему?
1)Выборы существуют для того, чтобы проверить качество народа: насколько он разбирается в политике, в программах, в людях, которые выступают от политических партий. Насколько народ уважает себя: способен ли он отличать тех, кто реально работает на будущее России, от тех, кто обещает несбыточное.
2) Здоровье и богатство связаны и не связаны. Богатые могут объедаться и болеть, но среди них есть те, кто занимается спортом – держит форму. Среди бедных существуют любители спиртного, а также те, кто на лыжах бегает, в речке купается. Все здравомыслящие люди, независимо от материального положения, знают о вреде курения, алкоголя, самостоятельно делают выбор. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам.
За последний период открывается много медицинских учреждений как на федеральном так и на местном уровне.
3) С состоянием образования тоже не все так однозначно. С 2006 года введено обязательное полное среднее образование. Но кто это оценил? Достаточно посмотреть на “успехи” некоторых учащихся нашей школы: опоздания, пропуски, плохие оценки. А ведь государство взяло на себя огромные расходы, дав детям возможность закончить одиннадцать классов. Еще один пример: за последнее время школы полностью оснащены компьютерами и Интернетом, это дает возможность старшеклассникам участвовать в дистанционных формах обучения, олимпиадах, конкурсах. Появились профильные классы и школы, обучаясь в которых выпускники имеют возможность подготовиться в ВУЗы без репетиторов.
Хочу сказать о высшем образовании. Почему все стремятся в ВУЗы: кто может и кто не может учиться? Нужно ли государству такое количество специалистов с высшим образованием, которое ежегодно выпускают наши ВУЗы? Будут ли выпускники обеспечены рабочими местами? Все знают, что в нашей стране не хватает специалистов-рабочих, но молодые люди выбирают платное обучение в ВУЗах – ведь платят родители.
4) Растут цены на продукты. По-другому быть и не может, так как жить в деревне и заниматься сельскохозяйственным трудом не престижно. Именно поэтому наша страна не может обеспечить себя продовольствием, а значит, зависит от мировых цен.
5) Молодежная политика. Есть такая поговорка: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Молодежную политику должна создавать сама молодежь, определяя, что ей интересно и полезно. Ведь сколько бы взрослые не придумывали и не предлагали своих идей, нам это будет не понятным. Вспомним, как проходили выборы президента школьного самоуправления: многие просто не явились, а теперь не довольны, что в школе мало интересных дел.
Завершить свое выступление я хочу цитатой: “Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности”. На выборы обязательно нужно идти!
Свободная дискуссия. Большинство участников выразили мнение, что на выборы нужно ходить, так как это одно из проявлений политической культуры гражданина, без которой невозможно существование демократического общества.
Это задание предлагается выполнять в группе. Группа проверяет, оценивает работу каждого участника. В конце задания нужно отразить свое настроение, аргументировать свою позицию
5 задание
“Интеллектуальная лесенка”
Перед началом конкурса команда получает по одному набору сигнальных таблиц, на которых находятся цифры от 1 до 10. На игровом поле, расположена лесенка, состоящая из 10 ступенек. На каждой ступеньке расположены слова, являющиеся ответом на вопросы (ступеньки пронумерованы).
После прочтения вопроса игроки получают 5 секунд на обдумывание ответа, по истечении которых по команде ведущего “Время”. Участники одновременно поднимают карточку с номером предполагаемого ответа. Какой документ закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (Конституция РФ) (Ответ: 1)
Согласно какого документа выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (конституция РФ) (Ответ: 1)
При достижении какого возраста гражданин РФ имеет право избирать депутатов Государственной Думы? (не менее 18лет; гл. 1 ст 5 п. 1 ) (Ответ: 7 )
Кто вправе информировать избирателей о кандидатах, избирательных объединениях (избирательные комиссии) (Ответ:10)
Какими по счету будут выборы в Государственную Думу Федерального собрания РФ? (5) (Ответ: 9)
Назовите общее количество депутатов, которое избирается в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации? ( В соответствии с конституцией РФ в ГД избирается 450 депутатов; гл. 1 ст 3 п. 1) (Ответ: 8)
За сколько дней до дня голосования вы можете прийти на свой избирательный участок для того, чтобы уточнить списки (посмотреть есть ли вы в них) (за 20 дней до голосования; гл. 2 ст 17 п.1) (Ответ: 6)
Если избиратель не поддерживает не одну партию из предложенных, имеет ли он право проголосовать против всех? (нет) (Ответ:2)
Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный бюллетень? (нет; гл. 4 ст 30 п. 7) (Ответ:2)
9.В кабине для голосования закреплен простой карандаш. Является ли это нарушением? (да; гл. 10 ст 72 п. 2) (Ответ: 5)
1. Конституция РФ
2. нет
3. 35
4. Кодекс чести
5. да
6. 20
7. 18
8. 450
9. 5
10 избирательные комиссии
6 задание Конкурс “Ценности демократии”
Необходимо построить дом. Этот дом необычный. Он состоит из ценностей демократии. Необходимо из предложенного набора понятий выбрать те, которые относятся к ценностям демократии и вписать их на плакат с изображением дома.
Предлагаемые понятия:
Толерантность личностная ориентация
Консенсус индивидуальность
Анархия ясность правил
Компромисс условия для реализации
Свобода монархия
Политика.
7 задание . «Ассоциации»
Ведущий 1. Участникам предлагается выбрать номер задания и назвать по 5 ассоциаций на тему избирательного права. Какие ассоциации у вас возникают с понятием … (команды выбирают номер задания).
ПРЕЗИДЕНТ, ВЫБОРЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, ПРАВИТЕЛЬСТВО
Ответы:
- гражданин / с 35 лет / глава государства / не менее 2сроков подряд / выборы / .
- прямые / всеобщие / равные / избиратели / 18 лет.
- выборы / 21 год / 450 человек / законодательная власть / .
- исполнительная власть / назначает президент с согласия ГД / министры / разрабатывает и обеспечивает исполнение государственного бюджета.
После выполнения последнего задания участникам мастер-класса предлагается оценить свою работу на уроке, дать оценку формам и приемам работы по формированию УУД
.Рефлексия.
Уважаемые участники мастер-класса, пожалуйста, выскажите свое мнение, закончив предложение.
1.Положительным моментом в данном мастер-классе является
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.Думаю надо продумать
____________________________________________________________________________________________________________________________________.