Применение здоровьесберегающих технологий и организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

« Применение здоровьесберегающих технологий и организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Способы укрепления иммунитета ребенка и профилактика гриппа и ОРВИ».
Воспитатель Суворова О.Б. первая квалификационная категория.
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 17 « Ладушки»
Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. «Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий
В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии здоровому образу жизни;
коррекционные технологии.
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья ребенка.
Динамические паузы ( физкультминутки со смайликами). Во время занятий, 2-5мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.
Ритмопластика– эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно,любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь– движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Виды упражнений логопедической ритмики:
ходьба, прыжки;
упражнения на развитие дыхания, голоса;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание и память;
счетные упражнения;
упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
речевые подвижные и пальчиковые игры.
Можно использовать новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход. ДИСК 23. «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА. ИГРЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ». РИТМИКА и ЛОГОРИТМИКА ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ + МЕТОДИЧКА
Подвижные и спортивные игры. Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры – игры, которыми проводятся соревнования. Как часть физкультурного занятия,на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Наример, упражнение «Путешествие на облаке».
- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Также с целью релаксации применяю упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления. Примеры: «Снеговик»:
- Зима – снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна – снеговик начал таять.
«Тряпичная кукла и солдатик»
- Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются.
Хорошо зарекомендовали себя такие приемы как песочная терапия, с помощью которой можно расслабиться и успокоиться, игры с водой. Они разгружают эмоциональную сферу ребенка, создают эмоционально-радостный настрой, помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок: «Если ты что-то сделал не так – проведи ладошкой по песку и начни сначала». Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития. В зависимости от этапа коррекционно-развивающей работы игры с водой и песком использую в качестве тренажера дыхания, мелкой моторики, а также в процессе автоматизации и дифференциации звуков. Пример: «Волны» - игра с песком. Рисование на песке линий – «накатывает волна – ш-ш-ш» и стирание этих линий – «волна уходит в море и шелестит по камешкам – с-с-с» (на этапе дифференциации звуков Ш - С).

Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается,когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта, центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки.
Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе целесобразно применить метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. При применении данной методики у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Удобен этот вид работы так же тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия. Например, упражнение «Улыбка» (зубы сомкнуты, губы в улыбке) можно дополнить движением ладони. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой (5 сек.), на счет 2 – ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
Гимнастика бодрящая. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна:упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях . Оказывает закаливающий эффект.
Гимнастика корригирующая. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко,координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении,темпе, ритме.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Могут быть организованы незаметно для ребенка,посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Предлагаю диск с играми с музыкальном соровождении.
Самомассаж, точечный самомассаж. Предлагаю игровой массаж. ПЕСЕНКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ и РЕЧИ. ОТ 1 ДО 5 ЛЕТ + Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка.
Предлагаемые для массажа спины упражнения можно проводить, когда ребёнок лежит на животе, или сидит на стуле, опираясь на стол, Ребёнок может также сидеть на полу, стоять на четвереньках или лежать на коленях взрослого.
Прежде чем начинать проводить массаж, следует предварительно прочитать ребёнку стихи или сказать несколько вступительных фраз, чтобы малыш смог представить последующие действия взрослого. Взрослый во время чтения стихов должен делать небольшие паузы для массажа. Предлагаемые для массажа спины песенки и стихи могут использоваться также для массажа рук или ног ниже колена.
Детям для проведения массажа друг другу можно предоставить выбор положения для массажа, игрушек для массажа и движений. Проведение массажа детьми должно контролироваться взрослым. Движения под музыку следует выполнять ритмично и избегая сильного нажима или похлопывания. Желательно, что бы взрослый подпевал, а позже пел под минусовую фонограмму.
Игровой массаж может проводиться поверх рубашечки или футболки, а также, по желанию малыша, на голой спинке. Рекомендуемые движения можно изменять, исходя из текста песенок. Первое время массаж лучше проводить, используя соответствующие предметы - кисточку, резиновый ёжик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты, бумажные листочки, и др., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками.


3. Коррекционные технологии
Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами –глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники,помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев,красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке.
Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64такта в минуту.
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого,наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.
Технологии воздействия цветом . Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.

Система физкультурно- оздоровительной работы включает в себя:
Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
Проведение двигательных разминок между занятиями;
Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
Гимнастика после дневного сна;
Закаливающие мероприятия;
Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
Организация досугов, праздников;
Организация работы с семьёй.
Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
При работе с работе с родителями проводились беседы, памятки, рекомендации, консультации, буклеты « Способы укрепления иммунитета ребенка и профилактика гриппа и ОРВИ»
Dђ Заголовок 315