Методы и формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими выраженную интеллектуальную недостаточность.
Методы и формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими выраженную интеллектуальную недостаточность.
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.
Анджело Моссо
Физическая культура - это основополагающая, фундаментальная отрасль человеческих благ.
Одной из приоритетных социальных задач государства является забота о здоровье человека. Это закреплено в законодательных и нормативных документах и, прежде всего, в Конституции РК. Особого внимания заслуживает здоровье подрастающего поколения, его сохранение и укрепление
В конце 2008 года Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка и подписал Конвенцию о правах инвалидов, включающую социальную и медико-педагогическую помощь детям с особыми потребностями, равенство прав детей в Казахстане, социальную поддержку людей с ограниченными возможностями и равный доступ к образованию и специальным социальным услугам.
Тем не менее, перед детьми с нарушениями интеллекта ежедневно встают вопросы, как вовлечение в жизнь общества и колледжа и возможности полного раскрытия своего потенциала. Они сталкиваются со все возрастающими препятствиями, которые не дают им вырваться из круга изоляции и проблем. Последствия этого разрушительны не только для отдельной личности, но и для сообществ и правительств.
В нашем учреждении в 1991 году был создан Клуб «Шыгыс» Участники клуба – дети, имеющие выраженную интеллектуальную недостаточность.
Предназначение физкультурно-спортивного клуба «Шыгыс» - создать условия для деятельности воспитанников Дома юношества, результат которой - самоопределение, самореализация, физическое самовоспитание.
Занятия в клубе «Шыгыс» приносят большую помощь воспитанникам. При регулярных занятиях ребята укрепляют свои мышцы, наращивают мышечную массу, развивают выносливость. У них появляется потребность к здоровому образу жизни. Комплексы физкультурно-оздоровительного клуба «Шыгыс» разработаны с целью повышения эффективности физического воспитания подростков, его влияния на здоровье, популяризация здорового образа жизни.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.
Целями клуба стали:
1. Создание условий для развития физической культуры и спорта в Доме юношества; деятельности, активного творческого досуга и занятости воспитанников.
2. Формирование устойчивой мотивации позитивного самопреобразования и осуществление профилактики асоциального поведения воспитанников средствами физической культуры и спорта.
3. Формирование физической культуры личности воспитанника через комплекс деятельностных форм спортивно - оздоровительной направленности и сферу физического воспитания.
Ресурсы функционирования физкультурно-спортивного клуба - мотивационные, нормативно-правовые, административные, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
- обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей, повысить сопротивляемость к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни;
- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических и психических качеств нравственных основ личности накопить двигательный опыт, корректировать психомоторные нарушения;
- создать условия для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности;
- провести просветительско-воспитательную работу, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитать культуру здоровья.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при усвоении комплексного использования всех средств физического воспитания
Формы работы с детьми по данному направлению весьма разнообразны:
К специально организованной деятельности мы относим
- гимнастику (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическую, на свежем воздухе и т.д.);
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические.);
- подвижные игры, спортивные эстафеты;
- оздоровительный бег;
- бодрящую гимнастику (включающую упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);
- закаливающие мероприятия ( облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, солнечные ванны);
- рациональное питание;
- психологическую поддержку;
- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, бассейна.
Совместной деятельностью с детьми мы подразумеваем
индивидуальную здоровьесберегающую работу, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковую работу, Дни здоровья.
Самостоятельная деятельность детей осуществляется в тренажерном зале, на спортплощадке с использованием схем наблюдения за поведением ребенка.
Интеграция с другими образовательными областями - это
музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность
Взаимодействие со специалистами ДОУ - консультации педагога-психолога, инструктора по плаванию, музыкального руководителя, медицинского персонала.
За время работы с кружком мы сформулировали методические указания, направленные на развитие двигательных физических качеств
Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.
Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков.
Например, чем лучше у подростка будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее будет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. То же можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства.
Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность.
Рекомендуется для усиления деятельности органов дыхания и кровообращения использовать на занятиях прыжки со скакалкой, различные виды бега, акробатические упражнения.
Для развития основных мышечных групп повышать функцию внутренних органов. Для воспитания быстроты и выносливости рекомендуется ходьба и бег, особенно бег на время.
Способность человека преодолевать внешнее сопротивление (динамическая сила) можно развить силовыми упражнениями.
При выполнении силовых упражнений следует чередовать их воздействие на различные мышечные группы частей тела, начиная с малых мышечных групп и постепенно включать в работу все более крупные мышцы.
Силовые упражнения сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление. При этом необходимо уделять внимание развитию мышц брюшного пресса и спины.
Для развития силовых физических качеств используются следующие упражнения: с набивными мячами и гантелями (различные массы); парные упражнения с партнерами; перетягивание каната;
Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания должен быть «физически совершенный» человек.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия – важный составной компонент двигательной активности детей с особенностями психофизического развития.
Перечисленные рекомендации имеют узкую направленность и решают совокупность частных специфических задач. Содержание и условия проведения должны обеспечивать в значительной степени решение оздоровительных и коррекционных задач, при умелом комплексном подходе служат хорошим подспорьем в деле оздоровления детей и коррекции их отклонений в развитии. В условиях интернатного учреждения основные формы органично вписываются в режим обучения и воспитания детей. Режим должен разрабатываться на основе санитарных норм и правил организации обучения детей.
Учитывая интересы детей, не следует идти у них «на поводу», в работе необходимо соблюдать системность и последовательность. Воспитатель должен тщательно продумать подбор средств в соответствии с направленностью и структурой занятия.
Положительный результат зависит от знания педагогом особенностей построения физкультурных занятий и умения четко следовать им. Для правильной организации мероприятий, при подборе физических упражнений воспитатель должен учитывать состояние здоровья и психофизические особенности детей; зная визуальные признаки утомления, точно дозировать нагрузку, владеть навыками врачебно-педагогического контроля.
В Доме юношества созданы все условия для правильного физического развития детей:
- имеется хорошая материально-техническая база (наличие оборудования спортзала, спортплощадка, бассейн, здоровьесберегающие компоненты (сбалансированное питание, секции спортивной направленности, медицинский кабинет);
- соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме;
- активность детей, владение навыками здорового образа жизни, формирование основных движений, физических качеств, накапливаемость резерва здоровья;
- появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех спортивных мероприятиях;
- показание результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей;
- формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков;
- ежегодное принятие детьми моей группы участие в городских, областных и республиканских мероприятиях, проводимых в рамках проекта «Спешиал Олимпикс».
С января 2013 года в Восточно-Казахстанской области стартовал пилотный проект детского Фонда UNICEF международной организации Special Olympics «Развитие инклюзивного общества для детей с нарушениями интеллекта в ВКО.Наши воспитанники активно приняли участие в следующих мерропрятиях:
1.Республиканский турнир по баскетболу «Спешиал Олимпикс Казахстан» в декабре 2013г - 1 место;
2. Республиканский турнир по настольному теннису «Спешиал Олимпикс Казахстан» в марте 2014г – 1 место;
3. Республиканский турнир по легкой атлетике «Спешиал Олимпикс Казахстан» в марте 2015г – 1 место;
4. Республиканский турнир по мини-футболу «Спешиал Олимпикс Казахстан» в мае 2016г – 1 место.
Данное партнерство расширило доступ детей с ограниченными возможностями к участию в мероприятиях через глобальную программу Спешиал Олимпикс «Здоровые Спортсмены».
Программа Спешиал Олимпикс «Объединенный Спорт» была направлена на интеграцию молодежи с и без нарушений интеллекта в командных видах спорта, чтобы помочь улучшить отношение молодежи к детям с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Это движение проходит каждый день, изменяя жизнь людей с нарушениями интеллекта во всем мире. Спешиал Олимпикс дает им возможность осознать свой потенциал, улучшить физическую форму, демонстрировать мужество, испытывать радость и дружить
Физическая культура и спорт - исторически обусловленные социальные явления. Их содержание, цели, задачи, формы организации и методы использования подчинены общим закономерностям общественного развития и полностью зависят от характера общественных отношений.
Одной из главных задач творческого содружества тренера-педагога и спортсмена является достижением индивидуально различного уровня тренировочной нагрузки, обеспечивающей спортивный успех.
Таким образом, занятия физической культурой и спортом - лишь один из факторов, влияющих на физическое развитие человека.
А лично для себя я выработал следующие правила: Не отвечаю, когда зол. Не обещаю, когда счастлив. Не решаю второпях. И всегда занимаюсь спортом, когда устал».
15