Основные формы физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 1-9 классов и методика их проведения в современной школе


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №29 города Сызрани
Итоговая работа
на тему: Основные формы физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 1-9 классов и методика их проведения в современной школе
Выполнил:
руководитель физического воспитания ГБОУ СОШ №29 г.Сызрани Тяпаев С.М.

Сызрань 2017 г.
В условиях общеобразовательной школы большое значение придаётся двигательному режиму школьников. От его правильной организации во многом зависят здоровье и работоспособность учащихся. Рациональная организация двигательного режима отвечает требованиям реформы общеобразовательной и профессиональной школы обеспечить учащихся ежедневными занятиями физическими упражнениями.
Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы.Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности,в известной степени снижает утомление учащихся и повышает эффективность учебной работы.В настоящем методическом докладе отражены результаты многолетних исследований,посвящённых изучению научно-практических аспектов организации двигательного режима в школах и изложены основные принципы организации двигательного режима с учётом педагогических и физиологических требований к его проведению с учащимися 6-15 летнего возраста.Особое место в докладе будет уделено организации,содержанию и методике проведения различных видов физкультурно-оздоровительной работы,описанию их конкретных задач,которые определяются закономерностями динамики работоспособности учащихся в течение урока,учебного дня,недели,триместра и года.В докладе будет приведено прмерное содержание гимнастики до занятий,физкультурных минут,физических упражнений и игр на перемене,ежедневных занятий физическими упражнениями(спортивного часа).
У учащихся в процессе учебных занятий активно учавствует в работе очень небольшое количество мышц тела.Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия,либо несут статическую нагрузку.Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение.При этом возрастает внутримышечное давление,нарушается нормальное кровообращение.Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота,нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах,затруднения крово-и лимфообращения в ногах и руках.Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови,а с ней и кислорода в головной мозг,что снижает работоспособность нервных клеток.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности:ухудшается внимание и память,удлиняется латентный период двигательной реакции.В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка.При этом у школьников отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперёд и искривлению позвоночника.С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно сократить периоды непрерывной работы.Это позволит более рационально организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся.
1.Гимнастика до учебных занятий,с которой должен начинаться учебный день,является составной частью физкультурно-оздоровительной работы в школе. Её цель- оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы,воздействовать на все органы и системы организма,благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу.
Гимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневное проведение перед первым уроком комплекса из 5-8 общеразвивающих упражнений.Продолжительность выполнения комплекса гимнастики до занятий 6-7 минут.Чтобы упражнения,составляющие комплексы гимнастики,соответствовали возрастным возможностям учащихся,как физическим,так и образовательным,их подбор должен проводиться с учётом освоения детьми основных двигательных действий,предусмотренных программой по физической культуре.
-Перед выполнением первого упражнения учащиеся должны принять и в течение 5-6 секунд сохранять положение правильной осанки.Первым в комплексе должно быть упражнение организационного характера,при выполнении которого также следует уделять внимание сохранению правильной осанки.Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки при выполнении следующих упражнений.
-Далее следуют 1-2 упражнения,вовлекающие в работу большие группы мышц.Они содействуют улучшению ритмичности и глубины дыхания,умеренно активизируют деятельность всех органов и систем,что важно для подготовки организма к выполнению наиболее интенсивных упражнений комплекса.
-Следующими в комплексе должны быть 2-3 упражнения,последовательно вовлекающие в работу основные группы мышц рук,туловища и ног.
-Затем выполняются 1-2 наиболее интенсивных упражнения ждя всех частей тела,заметно активизирующие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
-После этого следует упражнение в ходьбе на месте,направленное на восстановление нормального ритмичного дыхания.Внимание учащихся вновь акцентируется на сохранении правильной осанки.
-В конце комплекса следует упражнение на координацию движений,требующее сосредоточения внимания и самоконтроля за правильностью выполнения движений.
Смену комплексов можно проводить раз в две-три недели или последовательно заменять по одному упражнению в неделю.Гимнастика до занятий проводится перед первым уроком,выполняется в повседневной одежде.Гимнастику до занятий лучше всего проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10 град.
2.Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках. Физкультурные минуты-это активный отдых,который проводится на общеобразовательных уроках для того,чтобы уменьшить утомление учащихся,снять отрицательные явления статической нагрузки,активизировать внимание учащихся и повысить способность к восприятию учебного материала.Исследования указывают на необходимость проведения физкультурных минут на каждом уроке.Для младших школьников наиболее целесообразно их проведение между 15-й и 20-й,а с учащимися 5-9 классов-между 20-й и 25-й минутами.Комплексы упражнений,подобранные для этой цели,должны включать двигательные действия,отличающиеся по своей структуре от положения тела и движений,выполняемых при учебной работе,что усиливает двигательную активность организма и вовлекает в работу группы мышц,несущих статическую нагрузку.В комплексы физкультурных минут могут включаться 4-5 упражнений.Продолжительность выполнения комплекса 1,5-2 мин.
При составлении комплексов физкультурных минут важное значение придаётся последовательности выполнения упражнений.Рекомендуется следующий порядок выполнения:
--одно упражнение в потягивании(выпрямляет позвоночник и растягивает мышцы,находящиеся при сохранении рабочей позы в статическом состоянии,способствует вентиляции лёгких и ликвидации застойных явлений);
--одно упражнение,вовлекающее в работу в различных сочетаниях группы мышц верхнего плечевого пояса(особое внимание уделяется упражнениям на осанку);
-одно упражнение для мышц туловища и ног(повороты,полунаклоны,полувыпады,полуприседания и т.п.) в сочетании с простейшими движениями рук;
-одно упражнение на растягивание и расслабление мышц,несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности;
-одно упражнение на внимание(асимметричные движения рук,выполнение по словесному описанию и т.п.).
По окончании выполнения упражнений рекомендуется принять положение правильной осанки и удерживать его в течении 5-6 сек. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки в процессе учебных занятий.
Упражнения рекомендуется выполнять стоя около парты или сидя.Для повышения эффективности физкультурных минут целесообразно использовать музыкальное сопровождение.Организация и проведение физкультурной минуты осуществляется следующим образом.По команде учителя школьники прекращают учебную деятельность и встают около парты.Упражнения для физкультурных минут,так же как и для гимнастики до занятий,следует подбирать с учётом усвоения детьми из курса физической культуры основных положений и движений рук,ног,туловища и головы.Упражнения комплексов рекомендуется проводить одно за другим без остановок.
3.Физические упражнения и игры на переменах. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления,возникшего в результате учебной деятельности,и повышения умственной работоспособности.Они содействуют формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности,повышению объёма умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков.Так,для учащихся 1-2 классов используются групповые и простейшие командные подвижные игры.В 3-4 классах проводятся командные игры и эстафеты,эффективными являются сюжетные игры.Важно помнить,что младшие школьники охотнее прнинимают участие в играх с небольшим количеством участников.При большом количестве занимающихся интерес к упражнениям и играм у них быстро затухает.Поэтому для проведения игр на перемене следует выделить место для занятий каждому классу.Интересы и физические возможности мальчиков и девочек 5-9 классов уже значительно различаются.Поэтому наряду с совместными рекомендуется проводить игры отдельно с мальчиками и девочками.
Игры и физические упражнения на переменах следует проводить на открытом воздухе.Игры подбираются простые или ранее известные,средней и малой интенсивности,где допускается перемена состава,быстро выявляются результаты.Основу содержания занятий,проводящихся на переменах должен составлять пройденный материал по физической культуре.При организации «подвижных» перемен следует учитывать возросшую по сравнению с младшими школьниками самостоятельность учащихся 5-9 классов.Поэтому целесообразно предоставить им большую свободу в выборе физических упражнений.
4.Спортивный час или ежедневные занятия физическими упражнениями. Спортивный час-это ежедневные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе,которые проводятся в режиме учебного дня.Это активный отдых,который снимает утомление,вызванное учебной деятельностью,и способствует повышению двигательной активности школьников.Занятия,проводимые на открытом воздухе имеют оздоровительную уенность.Спортивный час является одной из форм физического воспитания,в процессе которого решаются следующие задачи:
-целенаправленное развитие физических качеств
-подготовка к сдаче норм комплекса ГТО.
В содержание спортивного часа включаются организованные игры и упражнения и самостоятельные игры и развлечения.С учётом времени года в содержание спортивного часа рекомендуется включать такие физические упражнения, как катание на коньках,санках,на самокатах,элементы спортивных игр: хоккея,футбола,бадминтона,настольный теннис,народные игры и др.Каждый спортивный час начинается с организационного выхода к месту занятий.Учитель разъясняет учащимся задачи занятия,знакомит с их содержанием.С целью подготовки организма школьников к предстоящей физической нагрузке в начале каждого занятия проводятся ходьба,бег в среднем темпе,общеразвивающие упражнения.В заключительной части спортивного часа проводятся ходьба,медленный бег (до 1мин.),игры на внимание с целью снижения физической нагрузки и подготовки школьников к следующим мероприятиям.При проведении спортивного часа на открытом воздухе надо придерживаться тех температурных режимов,которые установлены для данной территории местными органами здравоохранения и образования.
К внеклассным (внешкольным) формам спортивных относятся:
-спортивные секции
-кружки физкультуры
-группы ОФП
-группы начальной подготовки
-ДЮСШ
И такие формы оздоровительных мероприятий как:участие в различного рода соревнованиях;дни здоровья и спорта,к эти дням часто приурочивают экскурсии,походы,участие в соревнованиях по бегу,лыжные походы;
-домашние задания по физической культуре (выполнение утренней гигиенической гимнастики,задания преподавателя для улучшения показателей школьника в беге,подтягивании и т.д.).
Так же необходимо отметить:однодневные походы и экскурсии;прогулки;лыжные походы- для мальчиков 7-8 лет не должны превышать 6 км.,для девочек 4-5км;для мальчиков 9-10 лет до 8км.,для девочек 6 км.Непрерывное движение не более 1 часа,затем краткий привал на 5-10мин;средняя скорость движения 3-3,5 км/час.
Во время летнего похода нужно устраивать привал через каждые 2 км. движения.Вес детского рюкзачка с грузом во время лыжного похода не должен превышать 2кг.,а во время летнего похода-2,5кг.