«Спортивные и подвижные игры как средство физического и духовного развития личности. Их место в рамках школьной программы физического воспитания.»
«Спортивные и подвижные игры как средство физического и духовного развития личности. Их место в рамках школьной программы физического воспитания.»
Наша жизнь предъявляет к человеку жёсткие, порой жестокие требования. Социальная нестабильность, неуверенность в будущем, в своей значимости, социальные факторы давят на человека тяжёлым грузом. Это не может не оказывать негативного влияния на здоровье.
А терять здоровье человек ещё на стадии взросления. Не стану говорить о том, как и чем, питаются наши дети. Какую нагрузку должен выдержать ребёнок, чтобы успешно усвоить школьную программу. Это требует от него многочасового пребывания в статическом положении в школе и дома. А ещё зачастую бывает просто не вытащить ребёнка из-за компьютера. Конечно, это отрицательно влияет, прежде всего, на органы зрения, позвоночник. Разрастается сеть отклонений и заболеваний. Могут возникать проблемы с избыточным весом.
Разнообразие спортивно-оздоровительных методик и систем помогают решать некоторые проблемы. Но не всем они доступны и понятны.
Физическое воспитание в школе направлено на выполнение следующих задач:
- укреплению здоровья;
- развитию двигательных способностей;
- обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитанию потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
- содействию воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Раздел «Подвижные игры» в начальной школе и «Спортивные игры» в основной и средней школе содержит учебный материал, являющийся незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей, совершенствования умений и навыков, необходимых в спортивной деятельности и в жизни.
Ещё в Древнем Египте и Древней Греции игры были превращены в одно из самых активных средств воспитания. Возможности использования игр в воспитательных целях чрезвычайно разнообразны. Особую ценность представляет тот факт, что в период самого активного формирования, в детские и юношеские годы, игровая активность занимает наибольшее место.
Различают три основных группы игр:
- творческие,
- подвижные
- спортивные.
О виртуальных играх не стоит забывать, но это тема другого разговора.
Спортивные игры в их современном виде начали складываться в конце 19 - начале 20 века. Они представляют собой высшую ступень развития народных игр. Большое содержание двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию кондиционных, координационных, моральных и волевых качеств. Одновременно игры позволяют совершенствовать жизненно важные умения и навыки.
В качестве базовых спортивных игр в комплексной программе физического воспитания рекомендуется баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол (юноши).
Одной из популярнейших игр в мире вообще и в школах страны в частности является баскетбол. Игры, подобные баскетболу, были популярны у разных народов ещё в глубокой древности. Дж. Нейсмит создавал игру в поисках новых форм и методов физического воспитания с целью оживить урок. В декабре 1891 года Нейсмит сформулировал первые правила новой игры и провёл первый матч по баскетболу. Нейсмит придумал игру для закрытого помещения и охарактеризовал её так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Декабрь 1891 года стал датой рождения баскетбола.
Уникальность игры заключается в широчайшем спектре воздействия на занимающихся. Задействуются все основные системы организма, все основные группы мышц. Создаются неограниченные возможности для развития кондиционных, координационных способностей, оказывается многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и т.д.). Занятия баскетболом воспитывают командный дух, умение подчинять себя интересам команды.
На примере игроков высокой квалификации можно убедиться, насколько высоки требования к кондиционным качествам.
Участвуя в соревнованиях, баскетболист преодолевает расстояние 5-7 тысяч метров, делая при этом 130-140 прыжков, до 120-150 рывков, при этом оперирует мячом 3,5-4 минуты (если все 40 минут играет без замены), а остальное время играет без мяча.
Многое из перечисленного можно отнести и к остальным спортивным играм, рекомендованным в программе. В ходе каждой игры возможна работа любой мощности. Поэтому у учащихся развивается высокий уровень как аэробной, так и анаэробной производительности,
Следуя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обучение ребёнка спортивным играм можно начинать с раннего школьного возраста. В первом, во втором классе изучаем стойки перемещения, имитируем ловлю и передачу мяча. Учимся ловить подброшенный над собой мяч, брошенный партнёром снизу. Очень осторожно, не нарушая принципа «от простого к сложному», нужно постепенно усложнять задания, переходить к дриблингу (двумя, одной рукой).
В 3-4 классе эстафеты с элементами баскетбола. Подвижные игры, подводящие к игре в баскетбол (мяч капитану).
В среднем звене, начиная с пятого класса, закрепляется умения в передаче и дриблинге. Широко используем эстафеты.
В 6-7 классе используется игровая практика в учебной игре по упрощённым правилам.
В 8 классе закрепляем двухшажный ритм в остановках, передачах, бросках в корзину.
В 9 классе закрепление умений действовать в защите и нападении. Овладение броском в прыжке. Совершенствование передачи мяча (в парах, в тройке). Полноценная игровая практика.
В 10-11 классе продолжается совершенствование умений, полученных в предыдущих классах. Наряду с этим продолжается овладение более сложными техническими и тактическими приёмами. Регулярное использование спортивных игр в старших классах значительно повышает интерес к занятиям физической культурой.
Заслуживает внимания ещё одно универсальное средство физического воспитания – лапта. Лапта – одна из древнейших русских игр. Она азартна, зрелищна, требует развития многих физических качеств – в этом не уступает ныне распространённым играм, а то и превосходит их. Она доступна для мальчиков и девочек разного возраста. Очень важно, что лапта имеет военно-прикладное значение.
В заключении отмечу, что глубина и разносторонность воздействия делают игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определённой системе и в сочетании с другими средствами физической культуры обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых кондиционных, координационных и личностных качеств воспитанников.
Нельзя не согласиться с выражением А.М. Горького: «Игра это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Использованная литература
Баскетбол. Под редакцией Ю.М. Портнова.
Подвижные игры для детей. Лапта. Лепёшкин В.А.
Программы общеобразовательных учреждений. Лях В.И., Зданевич А.А.
Спортивные и подвижные игры. Под редакцией Ю.И. Портных.
Теория и методика физического воспитания и спорта. Холодов Ж.К., Кузнецова В.С.
Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А.
Физическое воспитание учащихся 8-9 классов. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А.
15