Выступление на педагогическом совете по теме «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником.
Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка.
Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его ни получал.
Одним из эффективным средством обучения и развития детей является построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей.
Следует отметить, что по мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы.
Верным будет отметить ,что интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Следует сказать, что технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
В своей работе я часто использую интегрированные занятия. На мой взгляд это позволяет вносить разнообразие в повседневную деятельность детей. Но тут присутствует одна трудность: необходимо грамотное тематическое планирование, которое позволить без труда объединить темы и подготовить интегрированное занятие.
В заключении своего выступления хочу сказать о положительные моментах интеграции образовательного процесса в ДОУ:
- мир познаётся детьми в многообразии и единстве;
- интеграция развивает потенциал самих воспитанников;
- форма проведения ОУД нестандартна, интересна;
- интеграция даёт возможность педагогу для самореализации,
самовыражения, творчества.
Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее
образовательные области, разные виды деятельности, выступает в
дошкольном образовании, одним из ведущих средств организации
образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не
традиционные занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная
деятельность детей. И всё это позволяет сказать ,что интеграция
образовательного процесса является одним из средств гармоничного развития дошкольника.
Список используемой литературы
1. А. Ахметова «Интеграция образовательных областей при организации непосредственной образовательной деятельности».2015.
2.Белая, К.Ю. и др. Интеграция — как основной инструмент создания новой модели ДОУ. 2003.
3.Л.В. Трубайчук «Интеграция как средство организации образовательного процесса», «Начальная школа Плюс До и После» № 10,2011.
4.Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования М.1993.
5.В.Г. Иванов. Теория интеграции образования Уфа. 2005.
6. Е. Потешонкова «Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников».2015.