МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА На тему: «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ» (для учащихся 8, 9 класса)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА

На тему: «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ»
(для учащихся 8, 9 класса)


Составитель: Филина Галина Николаевна
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 407


В рамках социально-педагогического проекта «ЗАЩИТА ДЕТСТВА», мы с учащимися 8, 9-х классов проводили исследовательские исторические семинары на тему: «История становления и развития института приемной семьи, как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Цель семинара:
развивать интерес к нравственно-правовым вопросам;
способствовать формированию правовой культуры;
воспитывать уважение к правам и свободам личности, справедливости;
развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать и отстаивать собственную точку зрения;
развивать творческую активность детей, навыки коллективной деятельности, сотрудничества

ПЛАН СЕМИНАРА:
1. Вступительное слово:
Ребята назовите, какое самое главное право есть у ребенка в соответствии с Конвенцией ООН и Конституцией Российской Федерации?

Каждый родившийся ребенок имеет право:
- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
- на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
- на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
- на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);
- на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Нет ничего больней на этом свете
Нет ничего больней на этом свете, Чем встретить взгляд ребёнка-сироты, В его глазах весеннего рассвета Вопрос сердечный: «Мамочка, где ты?»
Я прячу взгляд, мне стыдно, горько, жалко Чем виноват мальчишка пяти лет? Его ручонки тянутся к подарку, Вот только милой мамы рядом нет
Прости малыш, смотрю в твои глазёнки И сердце плачет глубже и больней, Не отнимайте детство у ребёнка! Не покидайте, матери, детей!
Безумный мир, обиженные дети, Куда летишь, куда несёшься ты? Вся красота, всё золото на свете Не стоят и слезинки сироты.
Не оставляйте сирот, посмотрите Как радует их ваша доброта, Чужое детство на руки возьмите, Не думая, что это сирота.
______________________________________________________________
2. Просмотр документального фильма о беспризорных детях в лихие 90-е годы и детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в наши дни.
-http://www.youtube.com/watch?v=2RB7oTPcVzA
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

- обсуждение с учениками просмотренного материала:
Какие причины порождают это страшное явление – беспризорность детей?
(каждый пишет свою причину, зачитывает, приклеивает на стенде «Социальное зло»)
_______________________________________________________________
3. Сообщение о зарубежном опыте устройства детей в фостерные семьи (мультимедийная презентация)

- Обсуждение западного опыта устройства детей-сирот:
Какие опасности скрыты в таком способе устройства детей-сирот?
Что положительного есть в таком способе устройства детей?
(две команды: 1-я «ЗА» и 2-я «ПРОТИВ» ( 5 мин.) обсуждают и защищают свою точку зрения.

Передача в приемную семью, является относительно новой для недавней истории России формой устройства осиротевших детей.
«Размещение детей-сирот, в «фостерные» (foster) семьи получило распространение, в частности в США, а с начала 90-х гг. 20 в. подобный опыт стал перениматься социальными службами РФ (в том числе благодаря западному финансированию программ устройства детей в частные семьи). По мнению Зарецкого В.К., именно поэтому у нас сегодня иногда встречается сопротивление развитию института приемной семьи, как на уровне компетентных госорганов, так и среди населения, исходя из принципа – «это чуждо нашему менталитету и для нас не подойдет».
Противники возмездных форм устройства в приемную семью, отдают приоритет развитию государственных детских учреждений интернатного типа, считая, что исторически (и на Руси, и в советский период) воспитание и забота об обездоленных детях являлось в первую очередь обязанностью государства, а не частных лиц.
__________________________________________________________
4. Экскурс в историю
1-ый докладчик – ФИО, класс
Еще в догосударственный период в русском народе были развиты, общинно-родовые формы помощи сиротам, основанные на традициях милосердия и благотворительности. Фактически у древних славян не было понятия сиротства, так как ребенка воспринимали, как дитя всего рода. Поддерживать детей-сирот, брать их на воспитание в семьи, было естественным поведением в сознании и укладе жизни членов родовой общины.
Фурсов М.В. в своей работе приводит сведения о том, что «приймали» сироту в семью, обычно, бездетные пожилые люди, которым уже было трудно работать. Сирота помогал им по хозяйству, почитал приемных родителей, а после их кончины обязан был "схоронить".
Другой формой заботы о сиротах была общинная помощь ("мирская"). Ребенка передавали из одного дома в другой "на кормление". Также, сироте могли назначить в общине приемных родителей, они принимали его в под опеку и обеспечение. Таких сирот называли «выхованцы», «годованцы».
Наиболее ранние примеры устройства детей сирот сформировались из древнего жестокого обычая, когда победители умерщвляли мужчин захваченных в плен, а женщинам и детям сохраняли жизнь, размещая в семьях победителей на положении домашних рабов.
Существовала также традиция и общественной заботы о ребёнке-сироте: всей родовой общиной («братчиной»), а также забота о сиротах при скудельницах (общих могилах, где во время эпидемий хоронили людей).
Примечание. При скудельницах сооружались избы, для размещения осиротевших детей. Роль сторожа и воспитателя при детях выполняли специально подобранные старухи и старцы (скудельники), они следили за их физическим и нравственным развитием, с помощью сказок передавали народные традиции. Обеспечение детей в скудельницах было благим делом для окрестных жителей. Сиротам приносили подаяния: продукты питания, обувь, одежду, игрушки. С тех пор осталась пословица «с миру по нитке - сироте рубашка».
Таким образом, и традиции общественной заботы о сиротах «всем миром» и традиции приема детей-сирот на воспитание в частные семьи, уходят корнями в доклассовое, дохристианское общество, регулируемое социальными нормами: морали, обычаев, традиций.

2-й докладчик - ФИО, класс
Возникновение и развитие государства Киевской Руси, а также принятие христианства (988 год), привело к постепенному складыванию государственной общественной системы призрения, основанной на христианской идее милосердия, объединявшей людей различного социального положения. Вместе с участием простых граждан, призрение детей-сирот возлагалось на правящие классы (князей и церковь), которые поддерживали и направляли благотворительность в соответствии с государственным интересом.
Князь Владимир "Красное солнышко" основал училища «для детей убогих», а также (996 г.) поручил заботу о сиротах попечению и надзору духовенства. В 1016 г. князь Ярослав Владимирович содержал 300 юношей "на своём иждивении". Владимир Мономах рассматривал призрение бедных и страждущих детей, как важнейшую обязанность, призывая: «Всего же паче не забывайте про убогих, но елико могущее по силе кормите и снабдите сироту».

3-й докладчик – ФИО, класс
Становление Древнерусского государства с IX в, сопровождается также развитием государственно-правового регулирования всех общественных отношений в Киевской Руси. В статье 99 «Русской Правды» законодательно закреплены правоотношения в сфере опеки и попечения о сиротах. «В случае смерти отца и повторного замужества матери, опекуном детей от первого брака назначали кого-нибудь из родственников или отчима». Дети, оставшиеся без отца, устраивались в семью родственника (кроме того, отец перед смертью мог назначить по своему усмотрению опекуном любого человека). Опекунство над детьми в приемной семье продолжалась «докуды оны не подымутцы, не измужают, их беречь, поить и кормить вместе с собою».
Нечаева А.М. указывает, что в Русской правде ничего не говорилось о том, как воспитывать ребенка-сироту и о надзоре церкви над семейной опекой, но при этом уделялось внимание имущественным правам сироты. «По правилам Русской Правды, во временное пользование опекуну передавалось недвижимое и движимое имущество ребенка и вознаграждение от доходов с его имущества».
Таким образом, возмездная опека детей-сирот, переданных на воспитание в приемную семью, упоминается еще в древних источниках российского права.

4 докладчик – ФИО, класс
В IX – XVI вв. с распространением христианской семейной морали и канонического права, сосуществовали семейные и общественные формы устройства детей на воспитание. Практически, все монастыри и крупные храмы становятся центрами благотворительной деятельности. При них обустраивали и содержали богадельни, больницы, приюты для сирот, а также церковь назначала опекунов сиротам среди священников
При Петре I забота о сиротах впервые становится прерогативой светской государственной власти, а не только церковной. В 1706 г. для «зазорных младенцев» (незаконнорожденных), за счет государственной казны открываются казенные приюты. Подросших детей из приютов отдавали на пропитание в богадельни, в матросы, в художественные училища или размещали в приемные семьи.

5-ый докладчик –ФИО, класс .
При Екатерине II передача оставшихся без родителей детей, в семьи «на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату» стала называться патронатом.
В соответствии с Указом Екатерины II «Учреждение для управления губерниями» от 1775 г. (ст. 209) опекуном мог быть " человек из числа родственников или посторонних, порядочного поведения, добродетельные качества которого будут способствовать воспитанию приемного ребенка" в здравии и благопристойном содержании". 
Не допускались к обязанностям опекунов: «расточители собственности"; лица, находящиеся «в явных пороках или под судебным наказанием »; лица совершившие «суровые поступки»; лица, находившиеся ранее «в недружественных отношениях с родителями ребенка-сироты». Опекунам причиталось вознаграждение «за труды по охране имущества подопечного" в размере 5% от годового дохода воспитанника.
У крестьян обязанность устройства детей, оставшихся без попечения, возлагалась на общинных старост и старшин. Они отдавали сирот на содержание в семьи односельчан, а в качестве вознаграждения приемная семья могла привлекать сироту, как помощника в хозяйстве (до его совершеннолетия).
Под патронажем Императрицы создавались также приюты и Воспитательные дома с целью укрытия детей-сирот "от беды" на определенный период, которых затем передавали в "благонравную семью". В частности, Екатериной II в 1763 г. был учрежден Воспитательный дом в Москве, в который принимали всех младенцев, независимо от происхождения, выясняли только "имя младенца и крещен ли он". К несчастью, в первый же год в Воспитательном доме умерло 495 из 523 принесенных детей, так как на 4 - 5 младенцев приходилась одна кормилица, материнского молока на всех детей не хватало.
После такого несчастного случая, Екатерина II ввела «патронат», который означал устройство детей в семьи кормилицам для выкармливания, в ближайшие к Москве деревни. Кормилицам выплачивали 5 рублей в месяц, но с условием, что по достижении семи лет преданные в семью дети должны будут вернуться в Воспитательный дом. (Однако из всех отправленных в деревни грудных младенцев, выжил и вернулся только каждый шестой).

6-й докладчик - ФИО, класс
В период правления Павла I попечение осуществляла супруга императора Мария Федоровна. Детей-сирот отдавали на воспитание в семьи добропорядочных крестьян, в государевы деревни. Воспитателям выплачивалось денежное вознаграждение, а за обучение грамоте производилась дополнительная оплата: от 8 до 15 рублей серебром. Периодически приемную семью навещал инспектор. Мальчики находились в приемной семье до достижения 18 лет, а девочки до 15 лет, затем органы общественного призрения устраивали их дальнейшую судьбу (например, девочкам, выходившим замуж, выдавалось небольшое приданное).
_______________________________________________________
5. Подведение итогов исторического экскурса:
- Что вы узнали об исторических традициях устройства беспризорных детей за рубежом и на Руси?

(учащиеся пишут на листочках ответы и приклеивают на стенде «Рука помощи»)
1. Традиции общественной заботы о сиротах «всем миром» уходят корнями в дохристианское общество, регулируемое нормами: морали, обычаев, традиций.
2. Возмездная опека детей-сирот, переданных на воспитание в приемную семью, упоминается еще в древних источниках российского права.
3. Подросших детей из приютов отдавали на пропитание в богадельни, в матросы, в художественные училища или размещали в приемные семьи.
4. Под патронажем Императрицы Екатерины Великой создавались также приюты и Воспитательные дома с целью укрытия детей-сирот "от беды" на определенный период, которых затем передавали в "благонравную семью".
- Что означает понятие «возмездная опека»?
___________________________________________________________
6. Продолжение исследовательской работы:

– Создание рефератов на тему: «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В ХХ ВЕКЕ».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М.: 2000. - 320 с.
Довгалевская, А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей: автореф. канд. дис. / А.И. Довгалевская. – М., 1957. – С. 34.
Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. – М.: ООО «Вопросы психологии»,2002.
· СС. 131–134.
Институт приемной семьи: опыт комплексного исследования / Под ред. Н.М. Байкова и Ю.В. Березутского. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. – с.20
История социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М.: Юристъ, 1998. С. 310312.
Профилактика социального сиротства: опыт, проблемы, пути решения / Материалы научно-практической конференции от 17.10.2006 г. – Хабаровск: ДВАГС, 2006. – С. 109.
Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
Создание системы призрения детей-сирот в воспитательных учреждениях Российского государства // Беспризорник. – 2003. – № 2. – С. 12.
Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высших. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 256 с. С.16

 Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. – М.: ООО «Вопросы психологии»,2002.
· СС. 131–134.
 Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высших. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 256 с. С.16
 Там же.
 Там же.
 Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М.: 2000. - 320 с.
 Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
 Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М.: Юристъ, 1998. С. 310312.
 Там же.
 Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М.: Юристъ, 1998. С. 310312.
История социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
 Институт приемной семьи: опыт комплексного исследования / Под ред. Н.М. Байкова и Ю.В. Березутского. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. – с.20
 Там же.
 Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М.: Юристъ, 1998. С. 310312.
 Там же.
 Профилактика социального сиротства: опыт, проблемы, пути решения / Материалы научно-практической конференции от 17.10.2006 г. – Хабаровск: ДВАГС, 2006. – С. 109.
 Довгалевская, А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей: автореф. канд. дис. / А.И. Довгалевская. – М., 1957. – С. 34.
 Создание системы призрения детей-сирот в воспитательных учреждениях Российского государства // Беспризорник. – 2003. – № 2. – С. 12.
 Профилактика социального сиротства: опыт, проблемы, пути решения / Материалы научно-практической конференции от 17.10.2006 г. – Хабаровск: ДВАГС, 2006. – С. 112.