Проблемы физического воспитания детей-сирот в приемной семье


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ К.А. Сотников Основной причиной весьма слабой постановки физического воспитания детей - сирот в приемной семье или его полного отсутствия является недостаточная разработанность этой проблемы в педагогике, неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания, непонимание ими его роли в развитии детей - сирот и укреплении их здоровья. Зачастую физическим воспитанием приемные родители либо вовсе не занимаются, либо ведут его эпизодически и неправильно. Высокий уровень физического воспитания детей - сирот в приемной семье является одним из главных средств повышения массовости физкультуры и спорта, формирования гармонически развитой личности. Несмотря на наличие целого комплекса форм физической культуры, физическое воспитание детей - сирот в приемной семье как система и как процесс не достигли еще необходимого уровня [ 16 ]. Двигательная активность в границах ниже и выше допустимой способствует задержке ро ста и развития, а также снижает рабочие и адаптивные возможности развивающегося организма. По мнению ряда авторов ( Э.Л. Фрухт, В.А. Ильин, С.В. Галицын, Д.В. Грязнов и др. ) , особенности физического воспитания детей - сирот состоят в основном в коррекции нарушений двигательных действий и оптимизации двигательной активности. Однако подобное ограничение воздействий существенно сдерживает возможности детей - сирот и значительно ограничивает развитие физических способностей, что неизбежно влечет за собой недостаточность их физической подготовленности. Физическая культура как социальный институт имеет большое значение в процессе социализации ребенка , б ез которой он не станет дееспособным участником общественных отношений , считает Р.М. Шипилов. Физ ическое в оспит ание может з начительно улучшить процесс соц иальной а даптации детей - сирот , п оэтому изучение проблемы использования средств физ ическое воспит ание в процессе соц иальной а даптации сирот является актуальной. Достаточно большое количество исследований посв я щено использовани ю средств физ ической культуры в воспитании сирот: Г.И. Артеменко, Д.В. Грязнов, Н.А. Фирсанова, Л.Ю. Башта. Большое количество работ посвящено профилактике асоциального пов е дения детей - сирот средствами физ ической культуры: А.А. Ромашов, Р.Н. Гречан ик, Е.В. Строева и другие [17 ] . Огромные социальные педагогические возможности для формирования и коррекции интеллектуального и физического потенциала детей - сирот имеет игровая деятельность. Через различные формы физкультурно - игровой деятельности можно успешно и целенаправленно адаптировать детей - сирот в приемной семье. Социальная активность в процессе игры рассматривается как качество социально - ценностной деятельности и оказывает помощь в процессе адаптации в приемной семье, формирует положительное отношение к се мье своему социальному статусу, ориентирует на положительное отношение социально - значимой деятельности. В процессе подвижных игр развиваются базовые физические качества дете й - сирот: сила, выносливос т ь, гибкость, скорость и ловкость. Происходит развитие лог ики мышления, формируются навыки и опыт разрешения различных жизненных ситуаций навыки общения, взаимопомощи. Особое значение имеют игры на природе, походы, экстремальные ситуации, которые учат детей адаптироваться в сложных нестандартных условиях. Физиче ское воспитание является формой профилактики вредных привычек. По мнению Ю.И. Смирнова, занятия физической культурой и спортом не только являются средством поддержания и укрепления здоровья, а также профилактики вредных привычек (пьянства, табакокурения, т оксикомании, наркомании и т.д.). Профилактика и коррекция вредных привычек средствами физической культуры среди детей - сирот должна проводиться в первую очередь в приемной семье, а также в образовательных учреждениях в зависимости от возраста школьников, ур овня физической подготовленности школьников, и выступать в качестве последовательной, целенаправленной работы, которая осуществляется как в процессе учебных занятий, так и на внеучебном уровне. В приемной семье досуг должен носить активный характер. Активн ый семейный досуг - это очень занимательное времяпрепровождение, это веселье, развлечение, получение чего - то нового, свежего для всей семьи. В зависимости от времени года мероприятия , направленные на активный, принципиально разл ичаются. В летний период - это велосипедные поездки , походы в лес, конные туры, водные л ыжи и т .д. В зимний период: горные лыж и, катание на санках или коньках и т.д . Многочисленные исследования показывают, что учащиеся старших классов, в особенности девушки утрачивают интерес к физической культуры, что крайне отрицательно сказывается на их зд оровье будущей семейной жизни. Основными причинами безразличного и негативного отношения девушек к занятиям физической культуры, является отсутствие эмоционально интересных упражнений и невнимательност ь к потребностям старшеклассниц, п оэтому приемные родит ели должны проводить беседы, которые их будут мотивировать. Мотив укрепления здоровья не является первостепенным, т ак к ак физическая культура с их точки зрения привлекательна как средство создания имиджа, формирования красивого телосложения, умени е красиво двигаться и танцевать [ 4:26 ] . Однако все эти наработки достаточно слабо реализуются в приемных семьях в силу неподготовленности родителей к работ е в данном направлении воспитания, отсутствии в семьях необходимых условий для занятий физической культурой, большой загруженностью приемны х родителей , низкой мотивацией родителей и приемных детей, компьютерной зависимостью совре м е нной молодежи и прочими объективными и субъективными фа кторами. Приемные родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), следить, чтобы дети занимались доступными видами спорта, правильно выполняли движения. Положительное влияние на детей - сирот оказывает пример замещающих родителей, когда они вместе с детьми ходят на лыжах, катаются на коньках, санках, играют в теннис, бадминтон, плавают и т.д. приемные родители показывают, объясняют как нужно выполнять упражнения, оказывают помощь, наблюдают за самочувствием детей. С целью изучения состояния физического воспитания в при е м ных семьях нами была проведена исследовательская работа с приемными родителями . В исследовании принимали участие 1 6 при емных родителей. Методы изучения проблемы: беседа, наблюдение, анкетирование. В результ ате мы получили следующие данные: 1. Кто из родителей занимается или занимался спортом? 1) Мама 20% 3 чел. 2) Папа 25% 4 чел. 3) Оба 55% 8 чел. 2. Есть ли в доме спортивны е снаряд ы, тренажеры? 1) Да 65% 10 чел. 2) Нет 35% 5 чел. 3. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? 1) Да 75% 11 чел. 2) Нет 25% 4 чел. 4. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет) 1) Да 100% 15 чел. 2) Нет 0% 0 чел. 5. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет) 1) Да 80% 12 чел. 2) Нет 20% 3 чел. 6. Делаете ли вы с ребенком дома утреннюю зарядку ? (Да, нет, иногда) 1) Да 15% 2 чел. 2) Нет 65% 10 чел. 3) Иногда 20% 3 чел. 7. Соблюдает ли Ваш ребе нок дома правила личной гигиены? (Да, нет) 1) Да 100% 15 чел. 2) Нет 0% 0 чел. 8. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. 1) Да 100% (обливание, обтирание) 15 чел. 2) Нет 0% 0 чел. 9. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет) 1) Да 25% 4 чел. 2) Нет 75% 11 чел. 10. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома? 1) Времени нет 40% 6 чел. 2) Лень 60% 9 чел. 11. Смотрите ли Вы по ТВ детские спортивные передачи? 1) Да 65 % 10 чел. 2) Нет 35 % 5 чел. 12. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада , школы ? (Да, нет, иногда) 1) Да 15% 2 чел. 2) Нет 60% 9 чел. 3) Иногда 25% 4 чел. 13. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда) 1) Да 55% 8 чел. 2) Нет 25% 4 чел. 3) Иногда 20% 3 чел. 14. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада , школы и в выходные дни:  подвижные игры ,  настольные игры ,  музыкально - ритмическая деятельность ,  просмотр телепередач ,  кон струирование ,  занятия на компьютере,  чтение книг . Таким об разом, несмотря на то, что приемные родители осознают значимость физического воспитания детей в семье, 8 5% опрошенных семей не делают с детьми утреннюю зарядку, более трети опрошенных не имеют дома необходимого инвентаря для занятий физической культурой, 75% опрошенных семей не занимается закаливанием приемных детей, объясняя это отсутствием времени (40%) и собственной ленью (60%) , 85 % опрошенных не проводят с детьми прогулки на свежем воздухе, и при этом все опрошенные родители имеют необходимые з н ания в области физического детей разного возраста. В следствие этого, основными видами организации досуга в приемных семьях является просмотр телепередач, заняти я на компьютере, что не способствует формированию здорового образа жизни и физическому сов ершен ствованию ребенка в приемной семье. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Алдакимова . О.В. Особенности семейного воспитания ребенка - сироты в замещающей семье на опыте народной педагогики и национальных традициях // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. 2011. №2. С. 119 - 122. 2. Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 - х томах. - М.: Мысль,1983. - Т. 4. - С. 375 - 644. 3. Байер Е.А. Проблемы и их решение в воспитании детей - сирот в России // Социальная педагогика. 2011. №3. С. 40 - 44. 4. Байер. Е.А. Реализация новой педагогической системы формирования жизнестойкости детей - сирот в условиях д етского дома // «вестник спортивной науки». 2012. №1. 44 - 52. 5. Байер. Е.А. , Лубышева. Л.И. Спортизированное физическое воспитание детей - сирот в условиях детского дома как средство подготовки жизнестойкости поколения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 201 1 . № 6 . С. 15 - 19 . 6. Байер. Е.А., Павлова. И.Б. Спортизированное физическое воспитание – важное условие подготовки детей - сирот к жизни // Физическ ая культура в школе. 2011. №6. С. 30 - 34. 7. Бессчетнова О.В. Приемная семья как реализация конституционного права детей - сирот на семейное воспитание // «вестник ЧГУ». 2008. №14. С. 172 - 179 8. Бузмакова . Л.А. Папа, мама, я - спортивная семья //Физическая культура в школе. 2013. № 3. С. 61 - 62. 9. Вовк . Э.В. Папа, мама, я - спортивная семья // Физическая культура в школе. 2011. № 4. С. 53 - 54. 10. Горобей . А.Ю. Научно теоретический журнал «ученные записки». 2007. №5. С. 26 - 31. 11. Деметер Г. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. - М. 2005. - 324 с. 12. Доржиева . Л.Г. Реализация нового подхода физического воспитания детей // « В естник БГУ». 2012. №15. С.124 - 125. 13. Захарова Ж.А. основные подходы к воспитанию д етей - сирот в условиях социокультурной среды детского дома // «вестник КГУ им.Н.А. Некрасова». 2013. № 5. С. 173 - 176 14. Иванова. Н.П. Социальная ада птация детей в замещающей семье // Семья в России. 2008. №2. С. 59 - 65. 15. Коренева . М.А. За здоровьем всей семьёй! / / Физическая культура в школе. 2010. № 8. С. 55 - 57. 16. Леонтьева. М.С. Методологические условия проектирования технологии физического воспитания детей - сирот // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. №6. 21 - 25 17. Леонтьева. М.С. Теоретические аспекты воспитания, обучения и развития детей - си рот в сфере физической культуры // «известия ТГУ». 2013. №1. С. 362 - 370. 18. Лесгафт . П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. - Санкт - Петербург, 1901. 19. Мигаль . В.Н. В со трудничестве с семьёй// Физическая культура в школе. 2011. № 7. С. 43 - 44. 20. Овчинникова. М.Н. Школа - интернат как институт формирования у дет ей - сирот здорового образа жизни // Педагогика, психология и медико - биологические проблемы физического воспитания и спо рта. 2009. №5. С. 187 - 191. 21. Сергеев . Е.В. Папа, мама, я - спортивная семья! // Физическая культура в школе. 2012. № 3. С. 59 - 60. 22. Холодов . Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр "Академия". 2000. - 480 с 23. Школа семейной физкультуры // Ф изическая культура в школе. 2007 . №2. С 69.