Проблемы физического воспитания детей-сирот в приемной семье
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
-
СИРОТ В
ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
К.А. Сотников
Основной причиной весьма слабой постановки физического воспитания
детей
-
сирот в
приемной
семье или его полного отсутствия является
недостаточная разработанность
этой проблемы в педагогике,
неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания,
непонимание ими его роли в развитии детей
-
сирот и укреплении их здоровья.
Зачастую физическим воспитанием
приемные родители
либо вовсе
не
занимаются, либо ведут его эпизодически и неправильно.
Высокий уровень
физического воспитания детей
-
сирот в
приемной
семье является одним из
главных средств повышения массовости физкультуры и спорта,
формирования гармонически развитой личности. Несмотря
на наличие
целого комплекса форм физической культуры, физическое воспитание детей
-
сирот в
приемной
семье как система и как процесс не достигли еще
необходимого уровня [
16
].
Двигательная активность в границах ниже и выше допустимой
способствует задержке ро
ста и развития, а также снижает рабочие и
адаптивные возможности развивающегося организма.
По мнению ряда авторов
(
Э.Л. Фрухт, В.А. Ильин, С.В. Галицын, Д.В.
Грязнов
и др.
)
, особенности физического воспитания детей
-
сирот состоят в
основном в коррекции нарушений
двигательных действий и оптимизации
двигательной активности. Однако
подобное ограничение воздействий
существенно сдерживает возможности детей
-
сирот и значительно
ограничивает развитие физических способностей, что неизбежно влечет за
собой недостаточность
их физической подготовленности.
Физическая
культура
как социальный институт имеет большое значение
в процессе социализации ребенка
, б
ез которой он не станет дееспособным
участником общественных отношений
,
считает Р.М. Шипилов.
Физ
ическое в
оспит
ание
может з
начительно улучшить процесс
соц
иальной а
даптации детей
-
сирот
, п
оэтому изучение проблемы
использования средств физ
ическое
воспит
ание
в процессе соц
иальной
а
даптации сирот является актуальной.
Достаточно большое количество исследований посв
я
щено
использовани
ю средств физ
ической
культуры в воспитании сирот: Г.И.
Артеменко, Д.В.
Грязнов, Н.А. Фирсанова, Л.Ю. Башта. Большое количество
работ посвящено профилактике асоциального пов
е
дения детей
-
сирот
средствами физ
ической
культуры:
А.А. Ромашов,
Р.Н. Гречан
ик, Е.В.
Строева и другие
[17
]
.
Огромные социальные педагогические возможности для формирования
и коррекции интеллектуального и физического потенциала детей
-
сирот
имеет игровая деятельность. Через различные формы физкультурно
-
игровой
деятельности можно успешно и
целенаправленно адаптировать детей
-
сирот в
приемной семье.
Социальная активность в процессе игры рассматривается как качество
социально
-
ценностной деятельности и оказывает помощь в процессе
адаптации в приемной семье, формирует положительное отношение к се
мье
своему социальному статусу, ориентирует на положительное отношение
социально
-
значимой деятельности.
В процессе подвижных игр развиваются базовые физические качества
дете
й
-
сирот: сила, выносливос
т
ь, гибкость, скорость и ловкость. Происходит
развитие лог
ики мышления, формируются навыки
и опыт разрешения
различных жизненных ситуаций навыки общения, взаимопомощи.
Особое значение имеют игры на природе, походы, экстремальные
ситуации, которые учат детей адаптироваться в сложных нестандартных
условиях.
Физиче
ское воспитание является формой профилактики вредных
привычек.
По мнению Ю.И. Смирнова, занятия физической культурой и
спортом не только являются средством поддержания и укрепления здоровья,
а также профилактики вредных привычек (пьянства, табакокурения,
т
оксикомании, наркомании и т.д.).
Профилактика и коррекция вредных привычек средствами физической
культуры среди детей
-
сирот
должна проводиться в первую очередь в
приемной
семье, а также в образовательных учреждениях в зависимости от
возраста школьников, ур
овня физической подготовленности школьников, и
выступать в качестве последовательной, целенаправленной работы, которая
осуществляется как в процессе учебных занятий, так и на внеучебном уровне.
В приемной семье досуг должен носить активный характер.
Активн
ый
семейный досуг
-
это очень занимательное времяпрепровождение, это
веселье, развлечение, получение чего
-
то нового, свежего для всей семьи.
В
зависимости от времени
года
мероприятия
, направленные на активный,
принципиально разл
ичаются. В летний период
-
это велосипедные поездки
,
походы в лес,
конные туры,
водные л
ыжи
и т
.д.
В зимний период:
горные
лыж
и,
катание на санках
или коньках и т.д
.
Многочисленные исследования показывают, что учащиеся старших
классов, в особенности девушки утрачивают интерес к физической культуры,
что крайне отрицательно сказывается на их зд
оровье будущей семейной
жизни. Основными причинами безразличного и негативного отношения
девушек к занятиям физической культуры, является отсутствие
эмоционально интересных упражнений и невнимательност
ь к потребностям
старшеклассниц, п
оэтому приемные родит
ели должны проводить беседы,
которые их будут мотивировать.
Мотив укрепления здоровья не является первостепенным, т
ак
к
ак
физическая культура с их точки зрения привлекательна как средство
создания имиджа, формирования красивого телосложения, умени
е красиво
двигаться и танцевать
[
4:26
]
.
Однако
все эти наработки достаточно слабо реализуются в приемных
семьях в силу неподготовленности родителей к работ
е
в данном
направлении
воспитания, отсутствии в семьях необходимых
условий для занятий
физической культурой, большой загруженностью приемны
х родителей
,
низкой мотивацией родителей и приемных детей, компьютерной
зависимостью совре
м
е
нной молодежи и прочими
объективными и
субъективными фа
кторами.
Приемные родители
должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее
благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы
природы (солнце, воздух, вода), следить, чтобы дети занимались доступными
видами спорта, правильно выполняли движения.
Положительное влияние на детей
-
сирот оказывает пример замещающих
родителей,
когда они вместе с детьми ходят на лыжах, катаются на коньках,
санках, играют в теннис, бадминтон, плавают и т.д.
приемные родители
показывают, объясняют
как нужно выполнять упражнения, оказывают
помощь, наблюдают за самочувствием детей.
С целью
изучения состояния физического воспитания в при
е
м
ных
семьях нами была проведена
исследовательская работа с приемными
родителями
.
В исследовании принимали участие 1
6
при
емных родителей.
Методы изучения проблемы: беседа, наблюдение, анкетирование.
В
результ
ате мы получили следующие данные:
1.
Кто из родителей занимается или занимался спортом?
1)
Мама
20% 3
чел.
2)
Папа
25% 4
чел.
3)
Оба
55% 8
чел.
2.
Есть ли в
доме спортивны
е
снаряд
ы, тренажеры?
1)
Да 65%
10
чел.
2)
Нет 35%
5
чел.
3.
Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?
1)
Да 75%
11
чел.
2)
Нет 25%
4
чел.
4.
Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
1)
Да
100%
15 чел.
2)
Нет
0%
0 чел.
5.
Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
1)
Да 80%
12
чел.
2)
Нет 20%
3
чел.
6.
Делаете ли вы
с ребенком
дома утреннюю
зарядку
?
(Да, нет, иногда)
1)
Да
15%
2
чел.
2)
Нет 65%
10
чел.
3)
Иногда 20%
3
чел.
7.
Соблюдает ли Ваш ребе
нок дома правила личной гигиены?
(Да, нет)
1)
Да 100%
15 чел.
2)
Нет 0%
0 чел.
8.
Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.
1)
Да 100% (обливание, обтирание)
15 чел.
2)
Нет 0%
0 чел.
9.
Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
1)
Да 25%
4
чел.
2)
Нет 75%
11
чел.
10.
Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?
1)
Времени нет
40% 6 чел.
2)
Лень 60% 9 чел.
11.
Смотрите ли Вы по ТВ детские
спортивные передачи?
1)
Да
65
%
10
чел.
2)
Нет
35
%
5
чел.
12.
Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада
, школы
? (Да, нет,
иногда)
1)
Да
15%
2
чел.
2)
Нет
60%
9
чел.
3)
Иногда
25%
4
чел.
13.
Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да,
нет, иногда)
1)
Да 55%
8
чел.
2)
Нет 25%
4
чел.
3)
Иногда 20%
3
чел.
14.
Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада
, школы
и в
выходные дни:
подвижные игры
,
настольные игры
,
музыкально
-
ритмическая деятельность
,
просмотр телепередач
,
кон
струирование
,
занятия на компьютере,
чтение книг
.
Таким об
разом, несмотря на то, что приемные родители осознают
значимость физического
воспитания детей в семье,
8
5% опрошенных семей
не делают с детьми утреннюю
зарядку,
более
трети опрошенных не имеют
дома необходимого инвентаря для занятий физической культурой,
75%
опрошенных семей не занимается закаливанием приемных детей,
объясняя
это отсутствием времени (40%) и
собственной
ленью
(60%)
, 85 %
опрошенных не проводят с детьми прогулки на свежем воздухе,
и при этом
все опрошенные родители имеют необходимые з
н
ания в области
физического
детей разного возраста.
В
следствие этого, основными видами
организации досуга в приемных семьях
является просмотр телепередач,
заняти
я на компьютере, что не способствует формированию здорового
образа жизни и физическому сов
ершен
ствованию ребенка в приемной семье.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Алдакимова
. О.В. Особенности семейного воспитания ребенка
-
сироты
в замещающей семье на опыте народной педагогики и национальных
традициях //
XXI
век: итоги прошлого и проблемы настоящего. 2011. №2. С.
119
-
122.
2.
Аристотель. Политика // Сочинения: в 4
-
х томах.
-
М.: Мысль,1983.
-
Т. 4.
-
С. 375
-
644.
3.
Байер Е.А. Проблемы и их решение в воспитании детей
-
сирот в
России // Социальная педагогика. 2011. №3. С. 40
-
44.
4.
Байер. Е.А. Реализация новой педагогической системы формирования
жизнестойкости детей
-
сирот в условиях д
етского дома // «вестник
спортивной науки». 2012. №1. 44
-
52.
5.
Байер. Е.А.
, Лубышева. Л.И. Спортизированное физическое
воспитание детей
-
сирот в
условиях детского дома
как средство подготовки
жизнестойкости поколения // Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка.
201
1
. №
6
. С.
15
-
19
.
6.
Байер. Е.А., Павлова. И.Б.
Спортизированное физическое воспитание
–
важное условие подготовки детей
-
сирот к жизни // Физическ
ая культура в
школе. 2011. №6. С. 30
-
34.
7.
Бессчетнова О.В. Приемная семья как реализация конституционного
права детей
-
сирот на семейное воспитание // «вестник ЧГУ». 2008. №14. С.
172
-
179
8.
Бузмакова
.
Л.А. Папа, мама, я
-
спортивная семья //Физическая
культура
в школе. 2013. № 3. С. 61
-
62.
9.
Вовк
.
Э.В. Папа, мама, я
-
спортивная семья // Физическая культура в
школе. 2011. № 4. С. 53
-
54.
10.
Горобей
.
А.Ю. Научно теоретический журнал «ученные записки».
2007. №5. С. 26
-
31.
11.
Деметер
Г. Очерки по истории отечественной физической культуры
и олимпийского движения.
-
М.
2005.
-
324 с.
12.
Доржиева
.
Л.Г. Реализация нового подхода физического воспитания
детей // «
В
естник БГУ».
2012.
№15. С.124
-
125.
13.
Захарова Ж.А. основные подходы к воспитанию д
етей
-
сирот в
условиях социокультурной среды детского дома // «вестник КГУ им.Н.А.
Некрасова». 2013. №
5. С. 173
-
176
14.
Иванова. Н.П. Социальная ада
птация детей в замещающей семье //
Семья в России.
2008. №2. С. 59
-
65.
15.
Коренева
.
М.А. За здоровьем всей семьёй! /
/ Физическая культура в
школе. 2010. № 8. С. 55
-
57.
16.
Леонтьева. М.С. Методологические условия проектирования
технологии физического воспитания детей
-
сирот //
Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. 2013. №6. 21
-
25
17.
Леонтьева. М.С.
Теоретические аспекты воспитания, обучения и
развития детей
-
си
рот в сфере физической культуры // «известия ТГУ».
2013.
№1. С. 362
-
370.
18.
Лесгафт
.
П.Ф. Руководство по физическому образованию детей
школьного возраста.
-
Санкт
-
Петербург, 1901.
19.
Мигаль
.
В.Н. В со
трудничестве с семьёй// Физическая культура в
школе. 2011. № 7. С. 43
-
44.
20.
Овчинникова. М.Н. Школа
-
интернат как институт формирования у
дет
ей
-
сирот здорового образа жизни // Педагогика, психология и медико
-
биологические проблемы физического воспитания и спо
рта.
2009. №5. С.
187
-
191.
21.
Сергеев
.
Е.В. Папа, мама, я
-
спортивная семья! // Физическая
культура в школе. 2012. № 3. С. 59
-
60.
22.
Холодов
.
Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.
-
М.
:
Издательский центр "Академия".
2000.
-
480 с
23.
Школа семейной физкультуры
//
Ф
изическая культура
в школе.
2007
.
№2. С 69.