ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по Конституционному праву России по теме Конституционный статус личности. Гражданство РФ


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОП.02
Конституционному праву России
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся - курс ___2__,
специальность ____Правоохранительная деятельность__
форма проведения дистанционно
преподаватель _Л.Ф. Воронцова_____________________
Тема 2.1. Конституционный статус личности.
Гражданство РФ
Цель занятия: изучение
- конституционно-правового статуса личности как конституционно-правового института,
- понятия гражданства Российской Федерации, его принципов и характеристик.
Задачи занятия:
Обучающая:
Рассмотреть
- гл.2 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ),
- законодательство о российском гражданстве.
Способствовать формированию представления о порядке решения дел о гражданстве, деятельности полномочных органов РФ, ведающих делами о гражданстве, закрепить навык работы с нормативными текстами.
Воспитательная:
Стремиться воспитать уважительное отношения к гражданству России, чести и достоинству личности, соблюдению и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Развивающая:
Способствовать развитию логического мышления обучающихся, умения правильно обобщать данные и делать выводы; навыков самостоятельной работы с текстом законов.
Междисциплинарные связи:
Теория государства и права, Основы социологии и политологии.
Внутридисциплинарные связи:
Тема 1.3. Конституция Российской Федерации,
Тема 1.4. Основы конституционного строя РФ.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
Таблица 1.
Наименование вопроса (или тестового задания)
1. Народ осуществляет свою власть (выберите полный ответ):
1. непосредственно
2. через представительные органы государственной власти
3. через общественные органы
4. непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления
2.Форма правления в России:
1. парламентская республика;
2. президентская республика;
3. смешанная республика;
4. конституционная монархия.
3. Признаком России как социального государства, в частности, являются:
1. возможность свободно передвигаться
2. государственные пенсии;
3. всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании
4. свобода мысли и слова
4. Конституционным признаком РФ как государства с республиканской формой правления является:
1. выборность главы государства
2. закрепление в Конституции прав и свобод человека и гражданина
3. идеологическое многообразие
4. развитая система социальных служб
5. Политическое многообразие в РФ означает:
1. общественные объединения равны перед законом
2. не разрешается пропаганда идей социальной справедливости
3. устанавливается единая государственная идеология
4. вступив в какое-либо объединение, нельзя выйти из него

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Таблица 2.
Наименование изучаемого вопроса Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)
1. Понятие основ правового статуса личности.
1.1. Высшей ценностью в России согласно Конституции является:
1. Российское государство
2. ее территория
3. ее народ
4. человек, его права и свободы.
1.2. Права человека - это:
1. исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других
2. узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности
3. отсутствие каких-либо ограничений
4. правила воспитания.
1.3. Права человека связаны с:
1. гражданством
2. фактом рождения
3. общей правоспособностью
4. классовой принадлежностью.
1.4. К конституционным обязанностям человека и гражданина относится:
1. платить законно установленные налоги и сборы
2. трудиться
3. участвовать в политической жизни страны
4. соблюдать обычаи и традиции.
Источники:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ),
- Всеобщая декларация прав человека: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48// Российская газета.- 1995.- 5 апр.
- Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Верховным Советом РСФСР: от 22.11.91 // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 152.- Ст. 1865.
Основная литература
Конституционное право России: учебник. Меньшов В.Л.: - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. – С. 77-85. (Профессиональное образование).
Дополнительная литература
- Конституционное право Российской Федерации. Куликов В.И., Румынина В.В.М.: ИЦ «Академия», 2010.- 184 с. (Учебное пособие),
- Конституционное право. Мушинский В. О. М.: изд. «Инфра - М», 2010. – 176 с. (Учебное пособие для средних специальных учебных заведений).
Интернет ресурсы
- Правовая система ГАРАНТ: http://www.garant.ru- Образовательный и научный проект «Конституционное право России и зарубежных стран в сравнительной перспективе»: www.tversu.ru, www.university.tversu.ru/misc/pravo/pravo.html2. Гражданство РФ.
2.1. Гражданство Российской Федерации прекращается:
1. вследствие выхода из гражданства
2. вследствие постоянного проживания за рубежом более пяти лет
3. на основании решения суда о прекращении гражданства
4. вследствие принятия гражданином России награды иностранного государства.
2.2. К органам государства, принимающим решения по вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, относятся:
1.Президент РФ
2. ФМС России
3. главы исполнительной власти субъектов РФ
4. государственные органы, ведающие вопросами иностранных дел.
2.3. Составьте глоссарий, в котором дайте определение следующим терминам:
- филиация,
-оптация,
-натурализация,
-ренатурализация.
-экспатриация,
-репатриация,
-апатрид,
-бипатрид,
-денатурализация.
Источники:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ),
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (в действующей редакции),
-Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (в действующей редакции).
Основная литература
Конституционное право России: учебник. Меньшов В.Л.: - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. – С. 77-85. (Профессиональное образование).
Дополнительная литература
- Конституционное право Российской Федерации. Куликов В.И., Румынина В.В.М.: ИЦ «Академия», 2010.- 184 с. (Учебное пособие),
- Конституционное право. Мушинский В. О. М.: изд. «Инфра - М», 2010. – 176 с. (Учебное пособие для средних специальных учебных заведений).
Интернет ресурсы
- Правовая система ГАРАНТ: http://www.garant.ru- Образовательный и научный проект «Конституционное право России и зарубежных стран в сравнительной перспективе»: www.tversu.ru, www.university.tversu.ru/misc/pravo/pravo.html3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:
1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина – это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе и государстве. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.
2.Гражданство относится к числу важнейших элементов института конституционно-правового статуса личности. Значимость данного элемента обусловлена тем, что гражданство является непременным условием распространения на человека всей полноты прав, свобод и обязанностей, установленных государством для своих граждан.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Заполнить на компьютере и распечатать
или заполнить от руки на листе бумаги формата А-4
и представить на следующее занятие таблицы 1, 2, 3 по установленной форме (Приложение).
Быть готовыми к проведению фронтального опроса по теме «Конституционный статус личности. Гражданство РФ».
Подготовиться к практическому занятию № 4. «Особенности приобретения и прекращения российского гражданства».
Преподаватель Л.Ф. Воронцова
Приложение
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
РЕЗУЛЬТАТ работы
обучающегося гр. _______________
___________________________________________________________________
фамилия имя отчество
по _________________________________________________________
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
тема занятия ___________________________________________________________
дата проведения ___________________
Таблица 1. Актуализация ранее изученного материала учебного курса
№ вопроса (тестового задания) Ответ
Таблица 2. Ответы на контрольные задания по вопросу 1
№ контрольного
(тестового) задания Ответ
Таблица 3. Ответы на контрольные задания по вопросу 2
№ контрольного
(тестового) задания Ответ
Обучающийся гр. ___________________________
подписьио фамилия