Представление собственного инновационного педагогического опыта работы методиста по досугу : «Организация детского досуга в учреждении дополнительного образования как инструмент творческого развития воспитанников».


Представление собственного инновационного
педагогического опыта.
«Организация детского досуга в учреждении дополнительного образования как инструмент творческого развития воспитанников».
Автор опыта:
Ощепкова Юлия Валентиновна,
методист по досугу муниципальной бюджетной
образовательной организации дополнительного
образования «Дом детского творчества»
Ельниковского района Республики Мордовия,
E-mail: yulia.oschep@yandex.ru elena.ddt@rambler.ru - служебный
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Организация детского досуга современного ребенка особо важная социальная проблема, требующая безотлагательного внимания государства. Поэтому, внимание акцентируется на ценности досуга, как активного пространства полноценного развития личности, как определения роли дополнительного образования, как формы отдыха. Деятельность учреждения дополнительного образования направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для развития духовных и творческих способностей детей. Правильная организация досуга способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности, придаёт ему уверенность в своих действиях и в своей компетентности. Вся творческая деятельность Дома детского творчества нацелена не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на приобретение у самих детей знаний и практических навыков, касающихся содержательного проведения свободного времени. Задача сегодняшнего дня – оптимизировать количество проводимых массовых мероприятий с обучающимися, больше внимания уделить их соответствию интересам обучающихся, социокультурному, практико-значимому, художественно-эстетическому содержанию.
Перспективность данного педагогического опыта состоит в потребностях общества и отдельной личности совершенствовать свои творческие знания и умения и демонстрировать их окружающим, выделять наиболее талантливых детей, реализовывать свой личностный потенциал посредством творчества. Организация мероприятий и конкурсов, направленных на разностороннее развитие воспитанников, позволяет им быть активными организаторами и участниками районных акций, конкурсов, фестивалей, праздников не только в районе, но и в Республике.
Условия формирования опыта.
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека», когда-то сказал В.А.Сухомлинский. И действительно, детство – счастливая пора жизни, когда сказка легко становится былью. Поэтому организация детского досуга – очень ответственная задача. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей. В связи с этим, молодое поколение в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Все усилия творческой деятельности педагогов Дома детского творчества направлены на создание условий для удовлетворения и дальнейшего развития проявления интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, бездуховности, для общения взрослых и детей, посредством создания благоприятной социокультурной среды и целого ряда мероприятий различной направленности.
Теоретическая база опыта.
Интерес к проблемам досуга молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.
Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой мною теме (проблеме) близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения.
Для непрерывного обновления и реализации опыта по организации мероприятий активно используются интернет-ресурсы, а также следующие научные и учебные издания:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
2. Бурменская Г.В. Одаренные дети. Перевод с англ. / Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. – М.: Прогресс, 1991. – 256 с.
3. Григорьева Е.И. (ред.) Современные технологии социально-культурной деятельности, Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002.;4. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков. – М.: НГИК, 2004. – 32 с.
5. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие / А.Д. Жарков. – М.: Просвещение, 2004. – С.217-233.
6. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников. – М.: Издательство МГУК, 2005. – 136 с
7. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2008. – 53 с.
8. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности / Е.М. Клюско // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 2007. – С.31-33.
9. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды / Р.Г. Салахутдинов. – Казань, РИЦ «Школа», 2002. – 216с.
4. Технология опыта.
В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в дополнительном образовании, решает социально значимые вопросы детской занятости и организации их досуга, создает благоприятные условия для развития творческих и профессиональных интересов обучающихся в самых разнообразных областях искусства. Досуг ребенка — мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Дополнительное образование даёт детям более обширные, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Дети сами выбирают ту сферу деятельности, которая им по душе, где они могут проявить свои способности в полной мере.
В целях сохранения и возрождения национальной культуры, поддержки и развития одаренных детей, создания условий для нравственно-эстетического, патриотического воспитания подрастающего поколения в ДДТ реализуются мероприятия различной тематической направленности в рамках целевых муниципальных и республиканских программ.
Данный опыт включает в себя районные мероприятия и мероприятия проводимые внутри учреждения. В Доме творчества большое внимание уделяется мероприятиям воспитательного, оздоровительного и досугового характера, которые проводятся как в учебное, так и в каникулярное время. Нередко инициаторами таких мероприятий являются сами воспитанники Дома детского творчества.
Всесторонняя организация и проведение мероприятий и конкурсов, от самых первых шагов до итогов, - это очень сложные и объемные процессы. Сюда включаются разработка идеи мероприятия, праздника или конкурса, положения, определение оргкомитета, составление плана действий, распределение обязанностей, написание сценария, разработка костюмов и сценического оформления, музыкального сопровождения, обеспечение педагогов и обучающихся материально-техническими средствами, репетиции с воспитанниками, подготовка материалов для награждения.
Опыт проведения мероприятий и конкурсов является своеобразным в его разносторонней направленности: участники соревнуются и демонстрируют свой талант в литературном, вокальном, танцевальном, фото- и видео-творчестве, а также каждый ребенок может попробовать себя в качестве актера, режиссера, сценариста.
В течение календарного года ведется системная работа по изучению мнения детей и взрослых по актуальности педагогической направленности проводимых мероприятий.
Формы проведения досуговых мероприятий:
- конкурсно - познавательные программы;
- конкурсно - развлекательные программы;
- конкурсно - игровые программы;
- театрализованные представления;
- концерты;
- беседы, викторины, диспуты.
Для решения задач досуговой программы используются различные формы в работе по организации мероприятий:
- массовые, групповые, индивидуально-групповые.
- основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия, обмен мнениями.
В воспитательной работе с детьми вариативно используются комплекс методов: метод рассказа, беседы, дискуссии, демонстрации, видеометод, практический, метод познавательной игры, создание проблемных воспитывающих ситуаций.
Для развития самостоятельности и творчества воспитанников используется частично-поисковый метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых познавательных задач по маршрутным картам.
При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность воспитанников (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая). Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.
В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и воспитанниками, закрепляются новые знания.
В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к воспитанникам. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников.
Важной составляющей является кадровый потенциал ДДТ - это высокопрофессиональные педагогические сотрудники, которые обладают возможностями осуществлять как педагогическую деятельность, так и выступать в роли инициаторов и организаторов конкурсов, семинаров, фестивалей, выставок, мероприятий.
5. Анализ результативности опыта.
Результативность опыта заключается в репродуктивных методах работы, которые включают совместную деятельность педагога и воспитанников в создании и проведении досуговых мероприятий. В результате активного участия детей в мероприятиях происходит приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, обогащение их духовного мира. Дает возможность: участвовать в коллективных творческих делах; развивать восприимчивость к художественным образам, ассоциативное мышление, стимуляцию познавательных интересов; способствовать накоплению художественного опыта и органичного включения личности в культурную среду; формировать чувство ответственности за порученное дело, активность и объективность в оценке себя и других, коммуникабельность, умение работать в коллективе, не теряя своей творческой индивидуальности.
Ковбойская вечеринка. Пиратская вечеринка.

Осенний бал для кружковцев.


День защиты детей.


День матери.

Театральный сезон.

Кукольный театр. Конкурс - Одаренные дети.

Мероприятие
по правилам дорожного движения. 8 марта.


6. Трудоемкость опыта заключается в материально - финансовом обеспечении.
7. Адресность опыта.
Данный опыт рекомендован заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, старшим вожатым, воспитателям групп продленного дня, классным руководителям общеобразовательных школ района, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования Дома детского творчества.
8.Наглядные приложения.
1. Информация о проведенных районных мероприятиях размещена на сайте elnddt.my1.ru на странице Новости.
2. Районная газета «Ельниковская трибуна».
3. Сценарии размещены на сайте: https://infourok.ru/user/oschepkova-yuliya-valentinovna