Словарь по античной литературе из 50 -ти слов с пояснениями.
Задание 1. Составить словарь 50 античных мифологических персонажей или понятий. Вам следует не только знать, что скрывается за этим словом, но и уметь привести какой-нибудь миф, связанный с выбранным вами словом. Источником имен и понятий может служить книга В. Куна "Легенды и мифы Древней Греции" или иное изложение древнегреческой мифологии.
Аид — главный бог. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Владыка подземного царства мёртвых. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец), колесница. Жена — Персефона (Прозерпина).
Аполлон — греч. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог — прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами, колесница, золотая лира.
Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит, колесница. Любовник или муж Афродиты.
Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань, колесница.
Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.
Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница.
Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани[источник не указан 243 дня], диадема, шар, колесница.
Гермес — рим. Меркурий. бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня — девственница.
Гефест — рим. Вулкан. бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница.
Деметра — рим. Церера. богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница.
Зевс — главный бог. Рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4800" [источник не указан 243 дня], орел, молния, гром, дуб, колесница.
Посейдон — главный бог. Рим. Нептун. владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.
Боги и божества водной стихии
Амфитрита — богиня моря, супруга ПосейдонаЛимнады — нимфы озёр и болот
Наяды — нимфы родников, источников и рек
Нереиды — морские нимфы, сестры АмфитриатыОкеан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей ОйкуменуОкеаниды — дочери Океана
Понт — бог внутреннего моря
Посейдон — бог моря
Речные боги — боги рек, сыновья Океана и ТефидыТефида — титанида, жена Океана, мать океанид
Тритоны — свита Посейдона и АмфитритыТритон — бог, вестник глубин
Боги и божества воздушной стихии
Эол — полубог, повелитель ветров
Борей — олицетворение северного бурного ветра
Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
Нот — южный ветер
Эвр — восточный ветер
Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
Боги смерти и подземного мира
Аид — бог подземного царства мёртвых
Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
Минос — судья царства умершихРадамант — судья царства умершихГеката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений
Керы — демоны-женщины смерти
Танатос — бог смерти
Гипнос — бог забвения, бог сна, брат-близнец ТанатосаЭринии — богини мести
Другие боги
Ника — богиня победы
Селена — богиня луны
Эрос — бог любви
Гименей — бог брака
Ирида — богиня радуги
Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
Апата — богиня обмана
Фобос — божество страха, сын Ареса
Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
Асклепий — бог врачевания
Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна
Примеры мифов:
БОГИ
HYPERLINK "http://mify.org/kun/1.shtml" Зевс
РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА ЗЕВС СВЕРГАЕТ КРОНА. БОРЬБА БОГОВ-ОЛИМПИЙЦЕВ С ТИТАНАМИБОРЬБА ЗЕВСА С ТИФОНОМ ОЛИМП
ПОСЕЙДОН И БОЖЕСТВА МОРЯЦАРСТВО МРАЧНОГО АИДА (ПЛУТОНА) Аполлон
АПОЛЛОНРОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНАБОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛАДАФНААПОЛЛОН У АДМЕТААПОЛЛОН И МУЗЫСЫНОВЬЯ АЛОЭЯ МАРСИЙАСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП)
Артемида
АРТЕМИДААКТЕОН
Афина
АФИНА-ПАЛЛАДАРОЖДЕНИЕ АФИНЫАРАХНАГермес
ГЕРМЕСГЕРМЕС ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНААрес и Афродита
АРЕС, АФРОДИТА, ЭРОТ И ГИМЕНЕЙ АРЕСАФРОДИТАПИГМАЛИОННАРЦИССАДОНИСЭротГименейГЕФЕСТДеметра и Персефона
ДЕМЕТРА И ПЕРСЕФОНАПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ АИДОМТРИПТОЛЕМЭРИСИХТОННочь, Луна, Заря и Солнце
НОЧЬ, ЛУНА, ЗАРЯ И СОЛНЦЕФАЭТОНДионис
ДИОНИСРОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДИОНИСАДИОНИС И ЕГО СВИТАЛИКУРГДОЧЕРИ МИНИЯТИРРЕНСКИЕ МОРСКИЕ РАЗБОЙНИКИИКАРИЙ МИДАСПан
ПАНПАН И СИРИНГАСОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМГЕРОИ
HYPERLINK "http://mify.org/kun/52.shtml" ПЯТЬ ВЕКОВ ДЕВКАЛИОН И ПИРРА (ПОТОП)ПРОМЕТЕЙ ПАНДОРАЭАК ДАНАИДЫ Персей
РОЖДЕНИЕ ПЕРСЕЯПЕРСЕЙ УБИВАЕТ ГОРГОНУ МЕДУЗУПЕРСЕЙ И АТЛАСПЕРСЕЙ СПАСАЕТ АНДРОМЕДУСВАДЬБА ПЕРСЕЯВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРСЕЯ НА СЕРИФПЕРСЕЙ В АРГОСЕСИЗИФ БЕЛЛЕРОФОНТ ТАНТАЛПЕЛОПСЕВРОПАКАДМЗЕТ И АМФИОННИОБАГеракл
ГЕРАКЛРОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ГЕРАКЛАГЕРАКЛ В ФИВАХГЕРАКЛ НА СЛУЖБЕ У ЭВРИСФЕЯНЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ (ПЕРВЫЙ ПОДВИГ)ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА (ВТОРОЙ ПОДВИГ)СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ (ТРЕТИЙ ПОДВИГ)КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ (ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДВИГ)ЭРИМАНФСКИЙ КАБАН И БИТВА С КЕНТАВРАМИ (ПЯТЫЙ ПОДВИГ)СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ (ШЕСТОЙ ПОДВИГ)КРИТСКИЙ БЫК (СЕДЬМОЙ ПОДВИГ)КОНИ ДИОМЕДА (ВОСЬМОЙ ПОДВИГ)ГЕРАКЛ У АДМЕТАПОЯС ИППОЛИТЫ (ДЕВЯТЫЙ ПОДВИГ)ГЕРАКЛ СПАСАЕТ ГЕСИОНУ, ДОЧЬ ЛАОМЕДОНТАКОРОВЫ ГЕРИОНА (ДЕСЯТЫЙ ПОДВИГ)КЕРБЕР (ОДИННАДЦАТЫЙ ПОДВИГ)ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД (ДВЕНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ)ГЕРАКЛ И ЭВРИТГЕРАКЛ И ДЕЯНИРАГЕРАКЛ У ОМФАЛЫГЕРАКЛ БЕРЕТ ТРОЮГЕРАКЛ СРАЖАЕТСЯ С БОГАМИ ПРОТИВ ГИГАНТОВСМЕРТЬ ГЕРАКЛА И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВГЕРАКЛИДЫКЕКРОП, ЭРИХТОНИЙ И ЭРЕХТЕЙКЕФАЛ И ПРОКРИДАПРОКНА И ФИЛОМЕЛАБОРЕЙ И ОРИФИЯДЕДАЛ И ИКАРТесей
ТЕСЕЙРОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ТЕСЕЯПОДВИГИ ТЕСЕЯ НА ПУТИ В АФИНЫТЕСЕЙ В АФИНАХПУТЕШЕСТВИЕ ТЕСЕЯ НА КРИТТЕСЕЙ И АМАЗОНКИТЕСЕЙ И ПЕЙРИФОЙПОХИЩЕНИЕ ЕЛЕНЫ. ТЕСЕЙ И ПЕЙРИФОЙ РЕШАЮТ ПОХИТИТЬ ПЕРСЕФОНУ. СМЕРТЬ ТЕСЕЯМЕЛЕАГРКИПАРИСОРФЕЙ И ЭВРИДИКА
ОРФЕЙ В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕСМЕРТЬ ОРФЕЯГИАЦИНТПОЛИФЕМ, АКИД И ГАЛАТЕЯДИОСКУРЫ - КАСТОР И ПОЛИДЕВКАТРЕЙ И ФИЕСТЭСАК И ГЕСПЕРИЯ
Задание 2. Составить словарь из 50 литературоведческих понятий, связанных с историей древнегреческой и римской литературы.
АЛКЕЕВ стих – античный стихотворный размер, десятисложный стих, состоящий из двух дактилических и двух хореических стоп. Назван в честь поэта Алкея (современника Сапфо, V в.до н.э.), который громил тиранов, воспевал храбрость.
АЛКЕЕВА строфа – античная четырёхстишная строфа, изобретённая Алкеем, состоит из стихов трёх видов: два алкеевых 11-сложника, алкеев 9-сложник и алкеев 10–сложник.
Да не поддастся слабости круг борцов!
Друзья, грядёт к нам буря великая.
О вспомните борьбу былую,
Каждый пусть ныне стяжает славу.
Не посрамим же трусостью предков прах,
В земле под ногами здесь упокоенных:
Они воздвигли этот город
На благоденствие нам, потомкам.
(«Новый вал» – 3 и 4 строфа. Переводчик Я.Голосовкер)АЗИАНИЗМ – направление в древнегреческой литературе начала ІІІ века до н. э. В связи с упадком политического красноречия и распространением эллинской культуры на Восток, стремясь к максимальной выразительности, ораторы отдавали предпочтение коротким предложениям, антитезам, полным рифмам.
АНАКРЕОНТИЗМ — характер художественных произведений, называемых так по имени древнегреческого поэта Анакреонта (VI—V вв. до н. э.) Радостно-спокойное миросозерцание. Излюбленные темы: радость бытия, любовь, вино.
АНАКРУЗА (от греч. апасгоusis — отталкивание) — безударные слоги в стихотворном размере, предшествующие первому ударному.
А.у хорея и дактиля — нулевая, потому что строка начинается сразу с ударного слога. В ямбе и амфибрахии А. односложная, в анапесте — двусложная. Встречаются стихи с вариациями А. (с переменной А.).
АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — стихосложение древнегреческой и древнеримской поэзии. Разновидность «метрического» стихосложения, основанного на чередовании долгих и кратких слогов (а не ударных и безударных, как в силлабо-тоническом), причем считается, что при обычном произношении долгий слог равен по продолжительности двум кратким. Рифма в А, с. не употреблялась. В русских переводах «размерами подлинника» принято передавать ритмически сильные долгие слоги — ударными, а остальные — безударными.
АКРОСТИХ (от греч. akros — крайний, stichos — стих) — стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего — имя. А. известен еще в VI веке до н. э. у древних греков. Такого рода построение может встречаться и в прозе, А. встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет, В древней письменности, когда в произведении имя автора не указывалось, А. часто употреблялся в конце текста, скрыто обозначая имя автора произведения. Вот начало А. «Валерию Брюсову», написанного русским поэтом XX века М. А. Кузминым (1875—1936):
АНТОЛОГИЯ
Расстановка ударений: АНТОЛО`ГИЯ
АНТОЛОГИЯ (от греч. anthologia - собрание цветов, цветник) - сборник отдельных произведений нескольких поэтов или писателей. Первоначально сборник небольших стихотворений, в основном эпиграмм, принадлежащих различным авторам. Первый составитель А. - древнегреческий поэт Мелеагр из Гадары (конец 2 - нач. 1 в. до н. э.). В его А. "Венок", кроме произведений самого Мелеагра, вошли стихотворения еще сорока шести поэтов.
Ни одна из древних А. греческой поэзии не сохранилась, но на их основе созданы известные новому времени А. Константина Кефала (10 в.) и Максима Плануда (14 в.). Существование А. в римской лит-ре достоверно не засвидетельствовано. А. широко распространена в лит-ре Востока, в древнерусской лит-ре представлена "Изборниками", в русской лит-ре 18 - нач. 19 в. - сборниками и альманахами. До середины 19 в. в России А. назывались сборники в основном только античной поэзии и антологическими - стихотворения, переведенные с латинского и древнегреческого языков, а также написанные на темы и по образцу античных (см.: Собр. соч. Пушкина, Батюшкова и др.). АЛКЕЕВА СТРОФА
Расстановка ударений: АЛКЕ`ЕВА СТРОФА
АЛКЕЕВА СТРОФА - одна из античных строф (см.), состоящая из двух "алкеевых одиннадцатисложников"
"алкеева девятисложника"
и "алкеева десятисложника"
Введена древнегреческим поэтом Алкеем (7 - 6 вв. до н. э.), более строгий вид получила у латинского поэта Горация (поэтому изредка называется "горацианской" строфой). В тонической имитации звучит так:
Не тем горжусь я,
Фебом отмеченный,
Что стих мой звонкий римские юноши
На шумном пире повторяют,
Ритм выбивая узорной чашей...
(В. БрюсовАэдаэд
- (от греч. aiodos - певец) - в Древней Греции странствующий певец-импровизатор, автор героических поэм (Гомер). Пел в сопровождении лиры или кифары. С утратой героическим эпосом своих позиций в обществе уступает место рапсоду.
Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005
Афоризм
афоризм
- (от греч, aphorismos - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. Например: "Краткость - сестра таланта" (А.П. Чехов). К А. иногда относят пословицы (см), однако А. имеет автора, в то время как пословицы - продукт народного творчества.
Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005
Акростих
греческое название стихотворения, в котором начальные буквы отдельных стихов, прочитанные вместе, представляют какое-либо имя или изречение. Иногда то же относится к конечным буквам (телестих) и даже к средним (мезостих). Акростих встречается уже у греческих поэтов александрийской эпохи, затем также у римских (уже у Энния). Его любят очень поэты эпохи итальянского возрождения, напр. Боккаччо.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
БАРКАРОЛЛА – лирическая песнь итальянских лодочников, грустная и задушевная.
Гимн
гимн
- (от греч. hymnos - торжественная хвалебная песнь) - жанрлирики: в античной поэзии - хвалебная песнь в честь богов или героев, написанная в форме обращения или воззвания к восхваляемому лицу; позднее в европейской литературе сохраняется в форме религиозного (хорал) и светского Г. Широко распространены также Г. -пародии (например, "Гимн обеду", "Гимн судье" В.В. Маяковского).Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005
ИТАЛЬЯНСКАЯ школа поэтов – сложилась в средней Испании после завоевания Неаполя, под влиянием Петрарки – ХIV в.
Идиллия
идиллия
- (от греч. eidyllion - маленький образ, небольшое поэтическое произведение) - жанр античной поэзии: одна из литературных форм буколики (от греч. boukolos - пастух), обращенная к изображению будничной жизни простолюдинов (пастухов, рыбаков, т. е. людей, близких к природе). Для И.характерен интерес к повседневной жизни простого человека. В новой европейской литературе. И.как жанровая форма традиционно обращена к изображению мирной жизни людей на фоне прекрасной природы
Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005
Комедия
комедия
- (от греч. от komos - веселая толпа < komos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Различают "К. положений" (предпочтение отдается событиям, интриге: У. Шекспир "Комедия ошибок"), "К. нравов" (в основе ее - яркое изображение общественных нравов: "Тартюф" Ж.-Б. Мольера), сатирическую К. ("Клоп" В.В. Маяковского), К. характеров (источник смешного - характеры: "Горе от ума" А.С. Грибоедова). Часто возможно слияние тех или иных названных разновидностей К. (Н.В. Гоголь "Ревизор").
Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005
ЛогаэдыЛОГАЭДЫ - смешанные размеры в античной метрике, в к-рых ритмическая единица состоит из различных стоп - хореев, ямбов и дактилей, - а не из одинаковых, по обыкновению. К Л. относятся стихи: адонисов, ферекратеев, просодический, гликонов, алкеев 10-сложный и др., а также строфы асклепиадовские, сапфические и др.В русской метрике к Л. относят такие виды тонического стиха, в к-рых число безударных между ударными слогами колеблется от двух до одного, создавая то ямбические, то дактилические группы:
«Из-за све`жих во`лн океа`наКрасный бы`к припо`днял рога`,И бежали лани туманаПод скалистые берега`» (Гумилев).
По существу однако здесь явление совершенно иного порядка, т. к. в античной метрике смена стоп различной длительности вызывала и смену тактов, что и определяло ритмическое своеобразие Л.; в русском же стихе это явление отсутствует, почему и самый термин основан только на внешней аналогии. Стихосложение.
Миф
миф
- (от греч. mythos слово, речь) -
1) Древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле, передающее представления людей о мире и месте человека в нем; создание коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде конкретных персонификаций (см.) и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием как вполне реальные. В дальнейшем мифы, их мотивы и образы часто служили источником для произведений изобразительного искусства и художественной литературы (вплоть до настоящего времени).
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
Расстановка ударений: МИФОЛОГИ`ЧЕСКАЯ ПОЭ`ЗИЯ
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ (oт греч. mythos - слово, речь) - 1) рассказ о богах и героях, культовых первопредках, передающий представления древних о происхождении мира и жизни на земле; характерен как вид устного народного творчества для каждого народа на ранних ступенях его развития.
2) В широком смысле - поэзия, построенная на мифологических образах, свойственная в основном раннему фольклору и древним литературам. Проходит путь развития от художественного мышления мифологическими образами до обращения к мифологическим образам как художественному приему; ср., напр., "Илиаду" Гомера (9 - 8 вв. до н. э.), "Теогонию" Гесиода (8 - 7 вв. до н. э.) и "Энеиду" Вергилия (1 в. до до н. э.), "Фарсалию" Лукана (1 в. н. э.) - в античной литтре. Переход от одной функции мифологического образа к другой начинает осуществляться тогда, когда реальность мифологического образа, необходимая и обязательная для мифологической системы художественного мышления (напр., ранний народный эпос), отрицается или хотя бы ставится под сомнение. Промежуточная стадия - превращение мифологического образа из активного средства познания в хранилище некоего общественного опыта. Мифологические фигуры, с к-рых в известной степени снимается ореол божественности, оказываются прототипами человеческой природы, а их характер и поведение являются как бы нормой для характера и поведения современников: что справедливо в мифе, то справедливо и в современности. Мифологический образ служит возвышению опыта индивида во всеобщую категорию. На подобном осмыслении мифологического образа строится, в частности, античная лит-ра: римская с нач. 1 в. до н. э. и древнегреческая с середины 5 в. до н. э. (см., напр., трагедии Софокла - 5 в. до н. э., Греция, поэзию Катулла - 1 в. до н. э., Рим). Мифологический образ начинает выполнять функцию художественного приема. Дальнейшая эволюция мифологического образа ведет к его нарочитой заземленности или, напротив, к сугубой аллегоричности. На первых порах эти тенденции могут сосуществовать в едином мифологическом образе, впоследствии резко обособляются. Каждая эпоха в новом европейском иск-ве по-своему, в соответствии с собственными эстетическими идеалами истолковывала мифологические образы, неоднократно вливая в них чуждое им первоначальное содержание (напр., переосмысление образа Одиссея в русской литературе, в частности в стихах И. Бунина "Цирцея" и В. Луговского "Как человек плыл с Одиссеем", "Новый год"). Отсюда различное в разные эпохи и в разных литературных направлениях отношение к мифологическим образам античности: от восторженного (эпоха Возрождения, классицизм и др.) до резко отрицательного (демократическая лит-ра России в середине 19 в. и др.). М. как поэзия, интенсивно использующая мифологические образы, в европейской лит-ре прекратила свое существование в 18 в. К мифологическим темам и мотивам иногда обращается современная европейская лит-ра, где мифологические образы выступают и в реалистическом плане, и как аллегория (см. творчество Р. Роллана, А. Франса, В. Вересаева, И. Бунина, В. Брюсова и мн. др.). Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, его же, История античной эстетики, М., 1963; Затонский Д.,. Иск-во и миф, в кн.: Современная лит-ра за рубежом. Сб. 2, М., 1966.
МЕНИППОВА САТУРА
Расстановка ударений: МЕНИ`ППОВА СА`ТУРА
МЕНИППОВА САТУРА - жанр античной лит-ры. Становление М. с. античное предание связывает с творчеством философа-киника 3 в. до н. э. Мениппа из Гадары. От произведении самого Мениппа сохранились лишь заглавия, однако использование традиций М. с. в сочинениях Лукиана ("Икароменипп", "Менипп", "Разговоры в царстве мертвых", "Зевс обвиняемый" и др.), а также Варрона Реатинского (дошло около 600 фрагментов из 150 кн., составлявших "Менипповы сатуры" Варрона) позволяет видеть в М. с. произведение смешанное - стихо-прозаическое по форме и комико-сатирическое по содержанию, где "кусают, смеясь". Литературным основанием М. с. послужили, по-видимому, мягкий юмор сократического диалога и резкость диатрибы Биона Борисфенского. М. с. известна новой европейской лит-ре лишь по творчеству Лукиана, со смехом и буффонадой ниспровергавшего отживающие идеалы и обветшавшие догмы. К М. с. близок в Европе жанр сатир-саморазоблачений, самоосмеяний, жанр "смешного о серьезном", осуществленный одноименной сатирой эпохи религиозных войн во Франции ("Meниппова сатура", анонимный памятник 16 в.) и нек-рыми произведениями Ф-. М. Достоевского ("Бобок" и др.).
Мелодрама
мелодрама
- (от греч. melos - мелодия, песня и drama - драма)
1) Музыкально-драматическое произведение, в котором речь персонажей сопровождается музыкой, но, в отличие от оперы, действующие лица не поют, а говорят.
2) Разновидность драмы, для которой характерны острая, занимательная интрига, преувеличенные патетика и эмоциональный накал чувств ("слезливость"), нередко - тенденциозная морализация.
Ода
ода
- (от греч. oide - песня) - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.
Пародия
пародия
- (от греч. parodia - противопеснь) - юмористическое или сатирическое подражание литературному произведению с целью его вышучивания, осмеяния. Известны П. как на отдельные художественные произведения или явления литературы, так и на творчество писателя в целом. Цель П. - «передразнивание» оригинала с целью приземлить его, высмеять
СИЦИЛИАНА
Расстановка ударений: СИЦИЛИА`НА
СИЦИЛИАНА - строфа из восьми стихов на две чередующиеся рифмы. Возникла в средневековой поэзии, считается предшественницей более совершенной октавы (см.). Блестящий пример у А. Блока:
Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!
Женщины с безумными очами,
С вечно смятой розой на груди!
Пробудись! Пронзи меня мечами,
От страстей моих освободи!
Трагедия
трагедия
- (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь) - один из основных жанров драмы (см. драма (1)): пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета Т. - непримиримый конфликт Героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель Т. - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведет к катарсису. Вершинами жанра Т. считаются пьесы древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, а в новое время - Т. У. Шекспира, П. Корнеля, Ж. Расина Ф. Шиллера, И.-В. Гете, А.С. Пушкина и др.
Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005
БАСНЯ — краткий рассказ, более всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель Б.— осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете Б. действующими лицами чаще являются условные басенные звери.
Возникновение Б. связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом; его Б. написаны в прозе. Большой популярностью пользовались Б. французского поэта XVII века Лафонтена. В России XVIII века к басенному жанру охотно обращались В. Тредиаковский, А. Кантемир, М. Ломоносов, А. Сумароков и мн. др.,
БУКОЛИКА (от греч. bucolos — пастух) — особое художественное видение мира, находящее отражение в поэтическом творчестве. Оформилась в Древней Греции в поэзии Феокрита (III век до н. э.) и его последователей. Художественной основой Б. послужил фольклор сицилийских пастухов о полумифическом пастухе Дафнисе, его любви и смерти. Б. воспроизводила повседневную жизнь небогатых простолюдинов: рыбаков, земледельцев, пастухов,— естественность их отношений, желаний и чувств, близость к природе. Уже в первых произведениях Б. наблюдается элемент условности и стилизации. Социальные противоречия, бурная событиями эпоха по большей части остаются в стороне, во всяком случае, не становятся содержанием Б.
ДИСТИХ (от греч. di — дважды и stichos — стих) — стихотворение из двух строк.
Распространен в античной поэзии. В русской поэзии классический Д. — сочетание двух шестиударных строк, из которых первая — с женским окончанием, вторая — с мужским:
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи.
МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos — рассказ, миф и от logos — слово, речь) — изложение мифов (см. Миф) о богах и героях, культовых первопредках. Отражает представление древних о происхождении мира и жизни на Земле.
Как тип общественного сознания М. характерна для каждого народа на ранних этапах его развития, составляет основу мифологической поэзии, т. е. поэзии, построенной на мифологических образах и свойственной преимущественно раннему фольклору и древним литературам.
ПАНЕГИРИК (от греч. panegyricos — праздничный, торжественный) — первоначально в Древней Греции торжественная речь, произнесенная на общенародном празднестве или многолюдном собрании, затрагивающая вопросы государственной важности и содержащая похвалу некоему общественно значимому событию или объекту.
ПИРРИХИЙ (от греч. pyrriche — военная пляска) — в античном стихе — стопа из двух кратких слогов. В силлаботоническом стихосложении П. стали называть сочетание двух подряд безударных слогов среди стоп ямба или хорея.
П. образуется за счет длинных многосложных слов, в которых ударный слог оказывается в окружении многих безударных, например «коллективизация», и может заменять любую по счету стопу, но только до последнего ударения в строке.
РАПСОД (греч. rhapsodes, от rhapto — шью и ode — песнь, или от rhabdos — трость и ode — песнь) — в Древней Греции чтец-декламатор, исполнитель уже созданных ранее произведений, в основном эпических. В пору оскудения героического эпоса пришел на смену аэду (см.), певцу-импровизатору. Выступал на поэтических состязаниях во время общественных празднеств. Для декламации самостоятельно составлял композицию из текста эпических песен-поэм. Отсюда возможная этимология слова — «сшиватель песен». Вместо лиры, как у аэда, Р. держал в руке лавровую трость — символ нрава выступать на собрании.
СИМВОЛ (от греч. symbolon — условный знак). В Древней Греции так называли половины реарезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. С— предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах «Вакхической песни» Пушкина «Да здравствует солнце, да скроется тьма» солнце выстукает как С. счастья, радости, разума. Буревестник у Горького — С, предвещающий революционную бурю.Заключая в себе переносное значение, С. близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).
СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ (греч. stylos, лат. stilus) — у древних греков и римлян стилем называли заостренную с одного конца, а на другом кончавшуюся лопаточкой палочку, которой писали на покрытой тонким слоем воска дощечке (лопаточкой можно было стереть написанное). Далее С. стали называть вообще почерк писавшего, затем особенности самой манеры письма — слог и, наконец, идейно-художественные особенности писателя в целом (С. Пушкина).
Понятие «С.» применяют и в более широком значении (направления, течения, метода), иногда и в более узком (С. произведения).
ХОРИЯМБ – 1) в античной поэзии стихотворная стопа, составленная из одного хорея и одного ямба, то есть из четырёх слогов – первый долгий, затем два коротких и опять один долгий. 2) В русском силлабо-тоническом стихосложении Х. – сочетание двух стоп ямба, из которых на первой пропущено схемное ударение, но стоит сверхсхемное, представленное, как правило, односложным словом: «жизнь без начала и конца». ЦЕНЗУРА – в Риме – должность цензора. Просмотр предварительный или последующий государственным учреждением литературных произведений предназначенных к печати или выпуску.
ЭЛЕГИЯ – у древних греков общее название лирических стихотворений, написанных двустишиями (элегическим дистихом), независимо от их содержания. Римская элегия развила главным образом любовную тематику. Термин элегия стал применяться для обозначения печальной песни у Овидия (скорбные элегии). Эта тема утвердилась во второй половине ХVIII века в Европе у поэтов–сентименталистов, противопоставивших Э. высокой придворной оде.
ЭКЛОГА (от греч. ecloge — выбор). Первоначально понятие прилагалось к стихотворным сборникам и к каждому стихотворению сборника. В большинстве манускриптов такое название имели «Буколики» римского поэта Вергилия
ЭЗОПОВ ЯЗЫК — вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни (см.). Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим образам животных, птиц (см. Аллегория). В дальнейшем Э. я. нашел широкое применение в сатире.
ЭЛЕГИЯ (возможно, от фригийск. elegn — тростниковая флейта) — жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней Греции в ТГвёке до н. э. как стихотворение, написанное независимо от содержания элегическими двустишиями (см.). Первоначально темы Э. многообразны, от высокое божестве...
ЭПИГРАММА (от греч. epigramma — надпись) — один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В Древней Греции изначально — жанр лиро-эпической поэзии, краткая надпись на предметах, выполненная гекзаметром. Уже на этом этапе отличительная черта Э.— относительная краткость и присутствие субъективного элемента, все возрастающая роль авторской оценки в изображении лица, события, явления.
ЭПИГРАФ (от греч. epigraphe — надпись, заглавие, оценка) — первоначально, в античном мире, надписи на предметах, к нимнепосредственно относящиеся» В новое время — слова (пословицы, цитаты), предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора.
ЭПОПЕЯ (от греч. epopoiia — собрание сказаний) — наиболее крупный жанр эпической литературы. Различают Э. древнюю и Э. как жанр повествовательной литературы.
Э. древняя (героический эпос) изображает, как правило, героическое событие, представляющее общенародный интерес. В основе Э. Древней Греции «Илиада» и «Одиссея» мифологическое представление о жизни. «В «Илиаде» царствуе..ЭПОС Расстановка ударений: Э`ПОС
ЭПОС (от греч. epos - слово, речь, рассказ). Термин применяется в различных значениях. 1) Эпическая поэзия (эпические жанры, см.) зарождается в глубокой древности как форма бытового рассказа о важном для племени или рода событии, сюжетом к-рого служат случаи на охоте, примечательные явления природы, столкновения. С развитием эстетических функций Э. превращается в литературно-художественное произведение. Постепенно вырабатываются и стихотворные и прозаические формы Э. На более поздних ступенях истории об-ва он занимает важное место в письменности, в индивидуальном творчестве. Впоследствии эпические жанры совершенствуются и обогащаются, развиваются приемы композиции и средства изображения человека, достигая многостороннего представления картины жизни, событий, обстоятельств, быта, личности, человека, природы, вырабатывая своеобразную систему языковых средств. Э. воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность в ее объективной сущности, в объективном ходе событий, сюжетном их развитии, обычно без вмешательства автора, личность к-рого по большей части скрыта от слушателей или читателей. Лишь в автобиографических жанрах и в лит-ре 20 в. это правило нарушается. Повествование ведется от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника и, реже, героя событий. Э. пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей, в отличие от драмы, где употребляются один способ изложения (диалог) и одна форма речи (персонажей). Э. представляет большие возможности для многостороннего изображения действительности и обрисовки человека в развитии его характера, для обстоятельной мотивировки событий и поведения персонажей. Повествование в Э. ведется обычно в прошедшем времени, как уже о совершившихся событиях, и только в новой лит-ре в Э. входят п настоящее время, и соединение прошедшего, настоящего и будущего времен. Язык Э. в значительной степени изобразительно-пластический, в отличие от лирики, где господствует эмоционально-экспрессивная речь. Э. имеет свою особую систему жанров; хотя в историческом развитии она претерпела значительные изменения и взаимодействовала с жанрами лирики и драмы, в своих основах она сохранилась.
ЯМБОХОРЕЙ – в античном стихосложении четырёхсложная стопа, состоящая из одного ямба и одного хорея.
Задание 3. Составить таблицу "Автор - Произведения", в которую должны быть включены имена античных авторов и крупнейшие их произведения.
Автор произведения Произведения
Эсхил Трагедия «Персы»
Софокл Царь «Эдип»
ЭврипидДрама «Геракл»
Гомер «Иллиада», «Одиссея»
Эзоп Басни
Гесиод «Труды и дни», «Феогония»
Алкей«Песни борьбы»
Сапфо «Гимн Афродите»
Пиндар
Аристофан
Геродот
Фукидид «Дифирамба в честь афинян»
«Всадники»«Музы» «История»
Демосфен «Речь против аристократа»
Демокрит«О разуме»
Платон «Государство» 10 книг
Менандр«Ворчун»
Плутарх «Пир семи мудрецов»