Программа Школа Активности (адаптация студентов)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Перевозский строительный колледж»
Отделение общеобразовательного направления
г. Перевоз
2010 г.
Программа «Школа АКТИВНОСТИ».
Пояснительная записка.
Актуальность.
Современные тенденции развития цивилизации связаны с ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями и формированием в экономически наиболее развитых государствах постиндустриального общества. Отличительной чертой такого общества является высокий уровень наукоемких технологий и доминирование последних в экономике государства. Это положение уже сегодня переводит в разряд наиболее актуальных разработку педагогико - воспитательных основ целенаправленного создания условий для развития и реализации интеллектуально творческой личности.
Проблемность.
Интеллект и творчество по праву считаются единственным неисчерпаемым богатством, данным человечеству природой. Однако до настоящего времени имеется явное несоответствие между регистрируемым многочисленными исследованиями числом людей с потенциально высокими интеллектуальными и творческими способностями (до 5% в популяции) и реальным их количеством (в частности, высокоинтеллектуальных обучающихся выпускных классов школ медалисты, призеры олимпиад, которых, не очень много). В средней и высшей школе этот процент, увы, не увеличивается. Более того, это число значительно превышает реальное количество людей (ученых, исследователей), высокопродуктивных в интеллектуальном творчестве, т.е. сумевших адекватно реализовать свой интеллектуальный потенциал (кандидаты и доктора наук составляют 0,005 % от популяции). Не менее актуальным является прогрессивное уменьшение с возрастом числа женщин, адекватно реализующих свой ранее установленный (т.е. объективно существующий!) высокий интеллект.
Новизна.
В то же время, в истории человечества существуют прецеденты значительного повышения реализации интеллектуального потенциала нации. Хотелось бы обратить внимание на то, что гении и выдающиеся таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им предоставлялись оптимальные возможности развития и реализации. Одним из таких периодов был “Золотой век Афин” эпохи Перикла. У него за столом собирались гении мирового ранга: Анаксагор, Зенон, Протагор, Софокл, Сократ, Платон, Фидий почти все они были коренными гражданами Афин, свободное население которых едва ли превышало 100 000 человек.
Если принять во внимание, что творчество музыкальных гениев древней Греции не дошло до нас и что гении естественнонаучные, математические и технические не могли ни развиться, ни реализоваться, поскольку почитались только полководцы, политики, ораторы, драматурги, философы и скульпторы, то ясно, что и в ту эпоху в Афинах могла развиться и реализоваться едва ли десятая доля свободнорожденных потенциальных гениев. Гении «круга Перикла» сформировались на месте, в результате социальной преемственности, общения друг с другом, благодаря тому, что понимание и “спрос” их творчество встречало не только в кругу ценителей, но и со стороны народа. В ХV веке маленькая Флоренция становится центром итальянского Возрождения. Лоренцо Медичи (Великолепный) приор этого города “выхватывал” и воспитывал с ранней юности одаренных художников и давал им все возможности для развития. Так было с Рафаэлем и Микеланджело. В случае Флоренции не возможно апеллировать численностью населения, т.к. здесь собирались таланты и гении со всей Италии, но все же можно назвать нескольких их близких друзей: Леонардо да Винчи, Паоло Тосканелли, Поджо Брачиолини, Ботичелли. При дворце Лоренцо жил ученый доминиканец Веспуччи первый учитель Америго, ваял Бенвенутто Чиллини. То же самое можно сказать о ХIХ веке России (Пушкинский лицей, “Серебряный” и “Золотой” век русской поэзии, всплеск научной мысли, Менделеев, Павлов, Столетов, Мечников. Бутлеров, Зеленин и многие, многие другие). Аналогичное же отмечалось и в маленькой Голландии в конце ХIХ начале ХХ веков. Только за первые пятнадцать лет существования Нобелевской премии ее получили четверо голландцев. И знаете, чем объяснить этот всплеск? Реформой среднего и среднего профессионального образования, которая прошла в Голландии в 1862-1863 годах. Результат ее как раз и пришелся на конец прошлого и начало нашего столетия. Одна из целей реформы была такой привлечь в преподавателей, склонных к научной работе. Средние и средние специальные учебные заведения стали объявлять конкурсы на должность учителя, преподавателям предоставляли широкие возможности для творческой научной работы, и они оказались даже в более привилегированном положении, чем преподаватели университетов. Многие годы Ван-дер-Ваальс, будущий Нобелевский лауреат, работал учителем физики в школе.
Несмотря на временные и национальные различия, их объединяют следующие особенности:
реальная заинтересованность государства в интеллекте нации и каждого гражданина в отдельности, государственная система протекционирования интеллектуально и творчески одаренным людям;
индивидуализация образовательного процесса («авторские школы» и талантливые преподаватели-наставники), в котором высокий уровень преподавания сочетался с ранним широким и в достаточной степени свободным выбором профессиональной реализации своей интеллектуальной творческой индивидуальности;
ментальный культ ума, высокая значимость интеллекта в структуре личностных ценностей человека.
Таким образом, можно утверждать, что именно социальная среда является определяющей в успешности становления творческой личности и ее максимальной реализации.
Гипотеза.
Творческое мышление – результат направленного взаимодействия интеллектуально и творчески одаренного человека (ученика) с соответствующим образом организованной средой. В человеке с развитым творческим мышлением качества Исследователя реализуются социально опосредованно.
Учитывая эти данные, в выдвинутой гипотезе мы выделяем две взаимозависимые группы совокупных качеств, определяющих также развитие творческого мышления человека.
Первая группа совокупных качеств опосредована непосредственно САМИМ человеком. Они, в свою очередь, делятся на достаточные (для проявления в человеке творческого мышления) и необходимые (позволяющие реализовать творческий потенциал).
К достаточным качествам относятся:
Интуитивно-прогностические мыслительные способности.
Обостренное чувство новизны.
Развитое дивергентное мышление.
Высокая психическая активность.
Общий интеллект, превышающий средний показатель.
К необходимым качествам относятся:
Мотивационно - целевое доминирование в структуре личностных смыслов познавательной (исследовательской) деятельности.
Высокий уровень теоретического мышления (глубина мышления).
Развитое системное мышление (способность к широкому осмыслению проблемы).
Способность кардинально менять мыслительную установку во время решения проблемы.
Вторая группа качеств характеризует средовые (социальные) условия, обусловливающие развитие и реализацию интеллектуального таланта в человеке. Это:
Плотная интеллектуально - креативная среда.
Творческая свобода (свобода получать информацию и творить, свобода творческого выбора).
Творческие и талантливые учителя-наставники,
Система целенаправленного развития личности исследователя (социальный заказ).
Методологическая основа программы.
Идея последовательного саморазвития в человеке способностей к творческому мышлению при наличии определенно направленных средовых (социальных) условий, способствующих этому развитию.
Цель программы:
Активное включение студентов в творческую деятельность. САМООСОЗНАНИЕ студентов своих потенциальных способностей к творческому мышлению.
Задачи:
Выявить у студентов склонности к творческому мышлению.
Осуществить стратегию пошагового развития в студентах способностей к творческому мышлению.
Создать условия для проявления студентами творческого мышления.
Создать условия для свободы творческого выбора.
Целенаправленно развивать личность исследователя.
Создать условия для перевода потенциальных возможностей к творчеству в реальные дела.
Ожидаемые результаты:
У студентов сформируются умения видеть и создавать новое, объединяя и систематизируя информацию из различных областей знаний.
В человеке разовьются способности к творческому мышлению.
Студенты оценят свои возможности, осознают, интересна ли подобная деятельность
Сформируется банк данных и перспектива разработки более демократичных, дифференцированных стратегий в работе с молодым людьми.
При организации дополнительного образования студентов в образовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:
1. Свободный выбор молодым человеком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности студента.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования студентов, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и студента, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Особенности дополнительного образования.
воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и молодого человека происходит развитие нравственных качеств личности.
дополнительное образование студентов предполагает расширение воспитательного «поля» колледжа, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере молодые люди, обучающиеся в условиях образовательного учреждения, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе.
Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях образовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в подростковом и юношеском возрастах.
Нормативно – правовая база
Конвенция о правах ребенка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» Принят Государственной Думой 26 мая 1995 года
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233
Этапы реализации программы.
Организационный(2008-2009 учебный год).
Разработка системы дополнительного образования
Исполнительский (2009-2010 учебный год).
Реализация программы.
Аналитический (2010-2011 учебный год).
Анализ деятельности по выполнению программы за период с 2008 по 2010 учебные годы.
Определение основных направлений работы системы дополнительного образования на новый период.
Литература:
1. Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологии / Под общ. ред. С.В. Алексеева. СП6: Союз художников, 2000.
2. От соперничества к сотрудничеству: Практическое руководство по активным методикам в образовании. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1999. 237 с.
3. Интернет: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
4. Дополнительное образование №№11,12 2001 г
5. Берендеева А. Б. Технология работы педагога над образовательной программой кружка // Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции «Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования» СП6., 1995. С. 51-53.
6. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. 3-е изд., испр. и доп. М., Педагогическое общество России, 2000.
7. Сергушин Е.Г. Основы педагогической технологии (таблицы и схемы): Учебное пособие. Мордовский гос. пед. ин-т. Саранск, 1999.
8. Усаков В М. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы.
Деятельностный подход в личностном развитии творческих способностей студентов.
Блок
содержания прогностически - ориентировочный
Блок
принципов познавательно - теоретический
Блок
критериев и показателей коррекционно - диагностический
Блок
методов
деятельностно - технологический
Блок
результатов
деятельностно – практический итоговый
Опыт познавательной деятельности
Принцип социально – исторической обусловленности содержания дополнительного образования.
Когнитивный. Устойчивые показательные интересы.
Решение познавательных задач
Познавательные потребности, новое знание.
Опыт исполнительской деятельности
Принцип детерминизма
Деятельностно – практический.
Положительное отношение к деятельности. Понимание личной и общественной значимости освоения мастерства.
Организационно – деятельностные игры, тренинги, упражнения, практика
Достижения, мастерство
Опыт творческой деятельности
Принцип соответствия интересов, уровня развития и готовности к освоению чего-либо.
Мотивационно – потребностный.
Знание методов поиска новых решений. Развитие личных способностей.
Диагностика задатков и способностей. Коррекция личностного развития обучающихся.
Способности, личностные качества, определяющие успех в деятельности.
Опыт эмоционально – ценностных отношений
Принцип непрерывности и дополнительности в образовании
Коммуникативный.
Участие в конкурсах, научно – практических конференциях, соревнованиях.
Решение ситуативных практико - ориентированных задач. Самостоятельный поиск возможностей расширения деятельности.
Морально – нравственные ценности, опыт эмоционально – значимых отношений.
Основная идея:
Участники получают информацию о необходимых для конструктивного общения умениях, которые помогают им выстроить эффективное взаимодействие между сверстниками и взрослыми. В атмосфере поддержки и взаимопонимания каждый из участников имеет возможность практиковать вновь приобретенные умения.
Организуй себя: владей необходимыми для конструктивного общения навыками.
Организуй других: умей выстроить такие отношения с окружающими, чтобы вам вместе было максимально комфортно общаться .
Организуй ситуацию: умей организовать процесс эффективного взаимодействия и управляй им.
Цель:
Приобретение и тренировка участниками Школы АКТИВНОСТИ жизненно важных навыков, необходимых для самоорганизации и эффективного взаимодействия. Освоение участниками инструментов организации досуга
Формирование у молодых людей партнерской позиции по отношению к сверстникам и взрослым Способствовать развитию в образовательных учреждениях деятельности, организованной силами учащихся, студентов
Обучение формам и методам работы со сверстниками
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Участники получат информацию о формах конструктивного общения.
Участники получат инструменты для организации деятельности органов ученического самоуправления.
Молодые люди получат знания и практические навыки по организации досуговой деятельности в образовательном учреждении
У участников будет возможность тренировки умений работы в команде, стратегического планирования, конструктивного взаимодействия со сверстниками и педагогами
ПРОГРАММА ШКОЛЫ:
Программа школы реализуется через образовательную и игровую программы, творческие, интеллектуальные и спортивные активности. Все активности и мероприятия, проводимые в школе, сами по себе являются элементами образовательной программы, т.к. демонстрируют участникам формы конструктивного общения, проведения досуга. Составляемые организаторами Информационные карты (краткое описание проводимых мероприятий) – хорошая помощь в подготовке подобных активностей в своём учебном заведении.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Образовательная технология Школы АКТИВНОСТИ реализуется в основном через социально-коммуникативный тренинг (СКТ). СКТ относится к нестандартным и нетрадиционным методам обучения общению. ЦЕЛЬЮ СКТ является повышение коммуникативной культуры личности:
Развитие способностей участников эффективно взаимодействовать с окружающими
Формирование активной социальной позиции участников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей
Главная особенность СКТ заключается в том, что его участники приобретают в результате обучения не абстрактное теоретическое знание в виде каких-либо рекомендаций и советов, а новый практический социальный и человеческий опыт. Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время занятий.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Обучение участников Школы АКТИВНОСТИ проходит в малых группах и на общих сессиях. Малые группы формируются во время добровольной записи на участие в образовательной программе. В малых группах (10-20 человек), при помощи ведущего-ровесника, участники учатся достигать согласия и находить решение, основанное на консенсусе; изучают метод взаимодействия для достижения согласия. В атмосфере поддержки и взаимопонимания каждый из участников получает возможность попрактиковаться во вновь приобретенных умениях.
Общие сессии.
Занятия в малых группах: групповые дискуссии, информационные блоки, практические занятия. Занятия семинара проводятся в группах постоянного состава (10-30 человек). Группа формируется в результате заявления участников смены о своём желании стать участниками Семинара.
Спецкурсы для получения информации и тренировки навыков в сфере организации досуга (полезно, независимо от темы лаборатории).
Консультации.
Итогом работы Школы АКТИВНОСТИ является реализация участниками события (проекта) по выбранному направлению.
ИГРОВАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА
Одним из важных, на наш взгляд, жизненных умений, является умение распоряжаться деньгами. С целью тренировки этого умения на смене вводится игровая денежная единица – шкодик. Кроме того, игровая денежная единица выступает в качестве мотивационного механизма на участие в событиях смены.
Существует так называемая «философия» денег, которая пропагандируется в Школе АКТИВНОСТИ: деньги это не цель, а средство реализации собственных потребностей. Зарабатывая шкодики, участники получают дополнительную возможность проводить время с пользой и в удовольствием:
Участвовать в аукционе, где на торги выставляются: методические материалы по темам, пресса, сувениры, полезные «вкусные» лоты и др.
Оплачивать различные услуги и приобретать сувениры, сделанные руками участников, на игровой активности «Арбат»
Другие возможности, разработанные участниками
СОБЫТИЯ
Участвуя в работе мастерских, молодые люди с помощью мастера имеют возможность приобрести какое-либо практическое или коммуникативное умение, обменяться опытом, пообщаться. Темы мастерских: «Игры в компании», «Проведение игр с залом» «Развиваем умение слушать», «Хочу общаться и могу!», «4 способа завязывать галстук», «Как работать с аудиторией», «Шнурки – дело хитрое или Как завязывать шнурки», и др.
Во время участия в упражнениях на командное взаимодействие участники тренируют умение эффективно работать в команде (взаимодействие) и творчески подходить к решению поставленных задач.
Традиционное событие - конкурсно-развлекательные программы, где участники Школы АКТИВНОСТИ в индивидуальном порядке принимают участие в конкурсах: демонстрируют свои умения, уникальные способности, смекалку и имеют возможность получить за это небольшие подарки.
Основной идеей Творческого фестиваля является объединение представителей разных делегаций и совместное создание новых творческих номеров.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Основные принципы организации образовательного процесса в Школе АКТИВНОСТИ - «молодые обучают молодых» и «образование – в удовольствие!». Мастера, прошедшие тщательную предварительную подготовку и обучение, играют ключевую роль в организации и проведении занятий. Такой подход оказывает благотворное влияние на участников и способствует лучшему усвоению образовательной программы. Тот факт, что в организации и проведении занятий активное участие принимают молодые люди, позволит участникам поверить в свои силы и послужит примером в их дальнейшей деятельности.
Преподаватели, принимающие участие в Школе АКТИВНОСТИ, имеют возможность наравне с молодыми людьми участвовать в событиях программы Школе АКТИВНОСТИ. Тот факт, что и педагоги, и учащиеся получают одну и ту же информацию и узнают об общих принципах эффективного взаимодействия, помогает формированию у них партнерской позиции по отношению друг к другу.