Тематика родительских собраний по проблемам нравственного воспитания детей.
Тематика родительских собраний:
ТЕМА № 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ.
Как посмотришь на нашу молодежь,
то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!
Как не думает ни о чем кроме удовольствий,
растлевающих и нравственность, и здоровье,
приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина -
неправильное воспитание, дающее молодым людям
неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:супружеские отношения в современном мире перестали быть выражениемжертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявлениегреховного пристрастия падшего человека к своему "я";
почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений; утрачен традиционный уклад семейной жизни;
нарушены родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое); увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; не имея навыков совместного проживания с ребенком - событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка; утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;
представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянииздоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая частьпроблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских идетско-родительских отношений;
нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей
дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети
школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с
определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной
среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных
ценностей над духовными;
духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о
пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании,
проституции, криминала;
у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство
ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и
подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью
"тусовкой" в компаниях сверстников.
6. Система общественного воспитания и образования не может изменитьситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностейсемьи:
тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования
программах:
в учебном плане школ отсутствуют предметы "Духовно-нравственные основы
семьи", "Основы нравственности";
до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему
образования наполненных цинизмом программ полового просвещения,
валеологического образования детей и подростков.
7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.
Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души.
Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.
Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. Как отмечал в выступлении на VI Всемирном Русском Народном Соборе в декабре 200$ года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства"
Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:
восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака,семьи, престижа материнства и отцовства;
возрождения отечественной культурно-исторической и религиознойтрадиций;
творческого воссоздания в современных условиях традиционного укладажизни общества и семьи;
социальная поддержка государством системы педагогической и духовно-нравственно поддержки семейного воспитания.
ТЕМА № 2. ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
Смысл брака в том, чтобы приносить радость.
Подразумевается, что супружеская жизнь -
жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая.
Это установление Господа о совершенстве.
Долгом в семье является бескорыстная любовь.
Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому.
Святая страстотерпица государыня императрица
Александра Феодоровна
Для того, чтобы говорить о природе семьи, посмотрим, как определяют значение понятие понятия "семья" различные источники:
совокупность близких родственников, живущих вместе;
основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные, нравственные обязанности. То, что понятие "семья" имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования. Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, "есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении".
По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан "таинством любви", в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.
Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
Наш современник, ученый и священник Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке. Люди же современной культуры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей.
В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.
По апостолу Павлу человек трехсоставен: имеет тело, душу и дух (1Фес. 5, 23). Освященный Церковью брак объединяет все три составляющие человеческого естества. Современное православное богословие так определяет сущность брака и его роль в преображении человека: "Христианин призван, уже в этом мире, иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений... Брак - это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только "друг с другом", но и "во Христе", "В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности" .
Духовному возрастанию муже и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.
Особая роль семьи - "домашней Церкви" в христианской культуре (Рим. 16, 4; Флм. 1, 2) - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.
помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том "чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях".
И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и раскрывается":
природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,
истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной
радости,
неподдельное сочувствие всему страдающему,
действенная любовь к ближним,
блаженная сила совестного акта,
мужество национального героя,
творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью,
непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и
любит, и помогает".
Интересно сравнить (и убедиться в их созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни он называет следующие средства:
религиозные воспоминания детства,
влияние природы,
влияние художественной литературы,
встречи с действительно религиозными людьми,
посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест),
чтение религиозной литературы.
В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:
Становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни,который они стремятся привить детям;
Создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную,психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы изакреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому идоброму.
Сложностями на пути решения этих задач являются;
современное секуляризованное социокультурное окружение,
скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания,
отсутствие четких, систематизированных представлений родителей отрадициях отечественной семейной педагогической культуры инедостаточность личной духовной опытности,
отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей,педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей,
духовная немощь сегодняшних детей и родителей.
В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.
ТЕМА № 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.
Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь
дать детям истинное христианское воспитание,
сообщая им одни христианские во всем понятия,
приучая к христианским правилам жизни,
возгревая любовь к Церкви Божией
и всем порядкам церковным...
Святитель Феофан Затворник
Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними? Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять основных компонентов:
а) Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
б) традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачиценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
в) отношения: сердечные чувствования и настроения;
г) правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй иблагочестивой жизни;
Немаловажную роль играет и распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года.В отечественной православной культуре этот распорядок задавался строемблагочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений,сезонными изменениями в быту и труде.
Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным ПОЗИТИВНЫМ содержанием окажут действенную помощь в осуществлении задач семейного воспитания и социализации подростков в современном обществе.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".
И.А. Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры". В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.
В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение". Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый прим
15