Памятка классному руководителю. Начинающему классному руководителю о методах изучения семьи ученика.
Начинающему классному руководителю.
Методы изучения семьи ученика.
Наблюдение. Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать дополнительный материал для семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит учителя и заставит его познакомиться с семьей. Можно использовать метод включенного наблюдения, когда факты, добытые учителем дополняются сведениями. полученными активом родителей или учителями других классов.
Беседа. Этот метод поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы. Коллективная беседа на классном собрание при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.Анкетирование. Это метод исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные предыдущих лет, увидеть тенденцию развития. Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда родители в анкете дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения, тогда учитель дает одновременно анкету для заполнения родителям и детям.
Сочинения. Этот метод изучения учитель применяет в том случае, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно попросить родителей написать сочинение на определенную тему. («Каким бы я хотел видеть своего ребенка после окончания школы», «Как мы отдыхаем в выходные дни», и др.).
Особенности работы педагога с неблагополучной семьей.
В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка. Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.
Как правило, в таких семьях, дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.
Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт, как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.
Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:
1.– не соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече; на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят;
2.– у них отсутствует понятие времени (день, месяц, неделя);
3.– на собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых;
4.– во время встречи могут смотреть телевизор или слушать радио; могут заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы;
5.– не способны говорить связно ни о себе, ни о других;
6.– постоянно меняют место жительства;
7.– постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или родственниками.
Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье.Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье – это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.
Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков.
Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху.
Классификация семей:
Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:
1. Превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.
Возможна и следующая классификация семей: по количеству родителей – полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей – малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию – малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей– семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные: чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.
Индивидуальные собеседования с родителями провинившихся ребят
Беседа обычно проходит в откровенной и доброжелательной атмосфере. В отличие от общего родительского собрания необходимо сразу сообщить родителю о том, что среди виновных – его ребенок. При этом классный руководитель должен сразу же объяснить, что задача, которую надо постараться решить, – общая для школы и семьи. И состоит она вовсе не в наказании, а в доказательном убеждении ребенка, что сложившийся конфликт следует разрешить достойно и никогда больше не допускать возможности его повторения в своей жизни и в жизни близких людей.
Далее следует попробовать смоделировать ход домашнего разговора с ребенком исходя из конкретных особенностей личности и семьи.
Настоять на категорическом исключении из методов разговора скандала, крика, угроз, обвинений, каких-либо подозрений вообще, т. к. вина ребенка не доказана, и значит, надо действовать на сознание и совесть сына, пытаясь разбудить чувство ответственности и раскаяния.
Для усиления помощи Вашему ребенку в учении и развитии просим сообщить о нем следующие сведения:
Родители ученика ________________
Класс ________________________
Дата беседы _____________________________
– Хочет ли выполнять общественные поручения? Какие?
– Охотно ли занимается домашним трудом?
– Охотно ли учится? По каким предметам стремится улучшить свою успеваемость? Как относится к успехам и неудачам в учении?
– Чем любит заниматься в свободное время? По каким вопросам читает дополнительную литературу?
– Умеет ли кратко рассказать о самом главном в прочитанной книге и просмотренном фильме? Разделяет ли главное и второстепенное в поведении людей?
– Имеет ли режим дня? Готовит ли свое рабочее место к занятиям? Сколько времени тратит на выполнение домашних заданий?
– Проявляет ли настойчивость при затруднениях в выполнении домашнего задания? Может ли отказаться от интересного дела ради нужной работы в учении или по дому?
– Любит ли читать художественную литературу, посещает ли театры, музеи, выставки? Умеет ли понять и почувствовать красоту в окружающей природе, одежде, поступках людей и т. п.?
– Затрудняет ли состояние здоровья учение вашего ребенка? Быстро ли утомляется при выполнении домашних заданий?
– Как относится к требованиям учителей по улучшению поведения? В чем причина отдельных нарушений дисциплины? Насколько самокритичен в оценке своего поведения?
– Как относится к вашем советам и требованиям по улучшению поведения, качества учебной работы?
– Кто из членов семьи оказывает на него наиболее сильное влияние?
– Довольны ли вы влиянием, которое оказывают на вашего ребенка товарищи в школе?
– В чем видите главное препятствие для дальнейшего улучшения учебы, поведения вашего ребенка?
Анкета «Знакомство с родителями».
1. Какого мнения вы о школе и о педагогическом коллективе, в котором
учится ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором учится ваш ребенок?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться
в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании
дружного детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу?
Анкета «Ваш ребёнок».
1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы
можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка
мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях
школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас
в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Анкета «Перспективы обучения
и воспитания ребёнка».
1. С каким чувством ваш ребёнок переступает порог школы?
2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе?
4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего
ребёнка?
5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации
в учебной деятельности вашего ребёнка
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения
результативности его учебной деятельности?
Родителям предлагается ответить на следующий вопрос:
Вид наказания Наказывали Вас; отметьте знаками
«+» или «-»Отметьте те, которые Вы используете в воспитании Отметьте самые действенные из них
1.Ставили в угол 2.Прекращали общаться на длительный период времени. 3.Применяли телесные наказания. 4 Ограничивали свободу. 5Лишали любимого занятия. 6.Читали бесконечные нотации. 7.Стыдили при друзьях и 8.Оскорбляли и ругались. 9.Лишали любимых лакомств. 10.Ограничивали в покупках. 11 .Выгоняли из дому. Учащимся класса можно задать следующие вопросы:
Какие способы наказания используют твои родители в твоем воспитании?
Какие из них ты считаешь самыми действенными?
Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?
Какие способы наказания в своей будущей семье ты не будешь применять никогда?
Степень проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку.
Описание теста:
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.
Шкала суждений:
- категорически не согласен;
- мне трудно с этим согласиться;
- может быть, это и верно;
- совершенно, верно. Я с этим согласен.
Утверждения теста:
Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.
Воспитание ребенка — труд тяжелый и зачастую неблагодарный. 7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально.
Любовью родителей ребенка не испортить.
Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
Главное, чем должен заниматься ребенок — это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
Мать — главное лицо в доме.
13.Семья должна жить по девизом: «Все лучшее - детям!»
14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15.Родители должны помочь ребенку в определении крута его друзей и приятелей.
Итоги:
40 баллов и выше — Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.
25 — 40баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Меньше 25 баллов — Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.
Степень самостоятельности Вашего ребенка.
Ваш ребенок делает самостоятельно Только по вашему требованию с вашей помощью и с вашего разрешения
Перечень действий родителям предлагается. Они распределяют действия в две колонки самостоятельно:
собирается в школу,
выбирает себе одежду для школы и для праздника,
делает уроки,
определяет, с кем ему дружить,
готовит еду, если это необходимо,
убирает квартиру по собственной инициативе,
ходит в магазин за покупками,
помогает по дому и на даче,
приглашает друзей к себе домой,
определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки,
принимать решения в различных ситуациях повседневной жизни,
распоряжаться денежными средствами, которые вы даете ребенку,
оценивать объективно себя и свои поступки,
сдерживать свои негативные эмоции в общении с другими людьми,
терпимо относится к младшим братьям и сестрам,
помогать в воспитании младших.
Рисуночный тест.
«Выходной день в моей семье»
Это может выглядеть так:
МамаПапаЯ
КнигаГазетаУроки
61531507013049815751035053898900101600КухняДиванДрузья
Рисуночная диагностика “Выходной день в моей семье “.
Анкета на выявление уровня заинтересованности родителей учебой ребенка (тест)
1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году?а) 8 б) 10 в) 12 г) ____
2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году?а) все или пропустил(а) одно;б) пропустил (а) два;в) не посетил(а) ни одного по различным причинам
3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете?а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя
4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка?а) систематически б) периодически в) ни разу
5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете?а) обращусь за помощью к учителям и другим людям;б) пойду к директору школы;в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.
6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе?а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия длязанятий;б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает;в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.
• Ключ для обработки результатов:
• Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:
• А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.
• Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.
• В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.
Анкета «Ваш ребенок»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
1.Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2.Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3.Как ведет себя ваш ребенок дома?
4.Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5.Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6.Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Выявление эмоциональной атмосферы в семье
Таблица для родителей
Слова и фразы, с помощью которых я
поддерживаю ребенка ругаю его
Таблица для детей
Слова и фразы, которыми мои родители меня:
поощряют как часто ругают как часто