Конспект урока внеклассного чтения 3 класс Устное народное творчество 
Конспект урока внеклассного чтения 
"Устное народное творчество »
Разработан и проведён учителем МОУ «Специализированная школа с углублённым изучением иностранных языков №19 города Донецка»
                           ОЛЕЙНИКОВОЙ ЮЛИЕЙ БОРИСОВНОЙ
Цели урока:
 1. Закрепление понятия об устном народном творчестве;  повторить  жанры: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;2. Развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст; развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения
3. Воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
воспитание нравственных качеств. 
Ход урока
 1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока. 
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
 2. Тема урока. 
 Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания. 
 Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Какими словами можно заменить слово «фольклор». Правильно, устное народное творчество. А , кто  сможет объяснить, что значит “устное творчество ”?
(Дети рассказывают своими словами). 
 Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. 
 Учитель. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по теме «Устное народное творчество».
3. Проверка домашнего задания:
 1 задание. Кто сможет сказать своими словами, что такое пословица? Приведите примеры. А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике. Кто может повторить? А сейчас проверим домашнее задание. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Назовите свои пословицы и объясните их смысл. (дети зачитывают пословицы и объясняют их значение).
4. Работа по теме урока
Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её значение.
“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.
 Вы правильно выполнили задание и поэтому участник ____ команды открывает лепесток.
 2 задание. 
Давайте прохлопаем и проговорим  скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Для правильного  проговаривания всех звуков. 
Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки. 
Молодцы! Лучше всего с этим заданием справились участники ____ команды. Они откроют второй лепесток нашего волшебного цветка.
 3 задание. 
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди.
Кто не верит – выходи.
 Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей. 
 Приведите  пример своей считалки. 
 Молодцы, ребята! Особенно интересной была считалка ____ команды. Прошу участника этой команды открыть следующий лепесток.
 4 задание. 
 У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр. 
Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
Как можно назвать этот текст? Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, руками и ногами. 
Приведите  пример своей потешки. 
Вы справились с этим заданием и я приглашаю участника ____ команды, открыть следующий лепесток.
Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи еще одно вида фольклора - песни (под мелодию)
Заинька серенький, заинька беленький.
Некуда заиньке выскочить, некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие, замочки немецкие.
Ну-ка зайка боком, скоком
Перед нашим хороводом.
Ну-ка зайка перевернись,
Кого любишь, поклонись. (игра проводится 3-4 раза)
 5 задание. 
Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?
Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было. 
Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором. 
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.
Попробуйте добавить слова, чтобы получилась своя небылица. 
Ответы детей. 
Молодцы, ребята, теперь вы можете сами сочинять небылицы. Лучше всех с этим заданием справились участники ____ команды. Именно им я предлагаю открыть следующий лепесток.
 6 задание. 
Ответьте мне на вопрос: Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.  Это загадка. 
Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.
1 команде. 
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)
А как вы догадались?
У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам. 
2 команде. 
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (ёж)
 А как вы догадались?
 У него много иголок. 
3 команде.
Два брюшка, четыре ушка (подушка)
 Объясните, как вы определили, что это подушка. 
Молодцы! Вы все справились с заданием. И я приглашаю участника ____ команды открыть следующий лепесток.
 7 задание. 
Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей. 
А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)
Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. 
Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок и назовите былину. 
У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их. 
Задание: 
 Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич. 
А теперь я предлагаю проверить свои ответы. Для этого обменяйтесь листочками и выполните проверку работ друзей - соперников.
С этим заданием лучше всех справились участники ___ команды. Они и откроют следующий лепесток.
 5. Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”. 
 А как вы представляете богатырей? А теперь посмотрите на картину. Ее автор  Виктор Михайлович  Васнецов – русский художник, живший в 19 веке,  очень любил сказания о богатырях, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале. 
А теперь проверим какими вы были внимательными: ответьте на вопросы теста. (тест по картине)
Самой активной и внимательной  была ____ команда. Приглашаю участника команды открыть следующий  лепесток. 
 
 8 задание. 
А что такое сказка? Ответы детей. 
Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что их автор  – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей. 
Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации? К какому типу сказок относятся эти сказки к народным или литературным? Почему?
А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях. 
 Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей. 
 А сейчас мы узнаем,  как хорошо вы знаете сказки,  отгадайте кроссворд “По страницам сказок”. Проверить выполненную работу. 
Лучше всех с этим заданием справилась ___ команда. Ее участники откроют последний лепесток на нашем волшебном цветке
Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества.
Подведение итогов
Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. 
Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)
А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным? 
Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды. (вручение медалей)
6. Рефлексия:
У каждой команды на столе цветок. Я предлагаю раскрасить его:
- если задания не вызвали затруднений – в красный цвет;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – в желтый;
 - если смогли справиться лишь с помощью других – в синий. 
Домашнее задание:  Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них. И если вы раскрасили цветок 
в красный цвет – сказку пересказать;
в желтый цвет – отрывок из сказки пересказать
в синий цвет – выразительное чтение отрывка сказки.