Выпускной экзамен: особенности психологической помощи детям групп риска (в помощь родителям, классному руководителю, учителю-предметнику)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Неделина С.В. Психологическая подготовк а выпускников к Единому государ ственному экзамену (для методической и психологической служб школы, учителей, учащихся, роди телей) : методические рекоменда ции по работе с выпускниками. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011. – С . 30 - 34 . ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ краткая психологическая характеристика: ведущим, как у всех здоровы х людей, у них является левое полушарие, но значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями. Хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывают сложности с предметами естественно - математического цикла. Трудности при сдаче экзамена : испытывают затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать., трудно отвлечься от эмоционально - образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Тестирование – очень тру дный экзамен, т.к. деятельность связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути. Стратегия поддержки : 1)на этапе подготовки – важно задействовать воображение и образное мышление, использовать ср а внения, образы, метафоры, рисунки, теоретический ма териал иллюстрировать примерами; 2)во время экзамена – имеет смысл пробовать свои силы не столько в прост ейших тестовых заданиях , сколько там, где требуется развернутый ответ, им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им следует начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора ДЕТИ - СИНТЕКИ краткая психологическая характеристика синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется тем, эти дети опираются в большей степени на общее, а не частности. Они мало внимания уд еляют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. Часто при сдаче ЕГЭ испытывают затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами Трудности при сдаче экзамена : испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые составляют план после того, как написана работа. Редко концентрируются на одной проблеме, чаще рассматриваю т ее в широком смысле, во взаимосвязи с другими, соотносят полученные знания с личным опытом и мнениями других.. Стратегия поддержки : 1)на этапе подготовки – развивать аналитические навыки, при изучении (повторении) каждой темы, важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При выполнении теста синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании; 2)во время экзамена – в начале работы синтетикам необходимо ознакомиться с заданием в целом: просмотреть за дания, бегло ознакомиться с содержанием, это поможет сориентироваться. Может помочь составление плана деятельности в самом начале работы и опора на умение выделять главное в каждом вопросе. ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ краткая психологическая характеристика учеб ный процесс для них сопряжен с определенным эмоциональным напряжением, склонны воспринимать любую ситуацию, связанну ю с учебой, как опасную, особую тревогу у них вызывает проверка знаний в любом виде (контрольная, диктанты и т.д.). Они часто перепроверяют сделанное, постоянно исправляют написанное, даже если это не ведет к существенному улучшению качества работы . При устном ответе, как правило, пристально наблюдают за реакцией взрослого, часто задают уточняющие вопросы, переспрашивают учителя, проверяя, пр авильно они его поняли. При выполнении инд. задания просят посмотреть, правильно ли сделали, часто грызут ручки, теребят пальцы, волосы и т.д. . Трудности при сдаче экзамена : ситуация экзамена вообще трудна для таких детей, т.к. она по природе своей оцен очная. Наиболее трудной стороной экзамена в форме ЕГЭ – отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Стратегия поддержки : 1)на этапе подготовки – создание ситуации эмоционального комфорта, ни в коем случае не нагнетать обстановку, ни в школе, ни дома, часто напоминания о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. ПОМНИТЕ: чрезмерное повышение тревоги и дутей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности . 2)во время экзамена - важно обеспечить ощущение эмоционально й поддержки, как невербальными способами (посмотреть, улыбнуться, кивнуть головой и т.д.), так и вербальными, например, сказать: «Я здесь, ты не один» и т.д. Если ребенок обращается за помощью, просит посмотреть, правильно ли делает, можно, не вникая в сод ержание написанного утвердительно сказать: «Я уверена, ты делаешь правильно или У тебя все получается» и т.д. Ни в коем случае нельзя говорить фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит тревогу. НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ краткая психол огическая характеристика г лавная проблема этого типа детей – неумение опираться на свое собственное мнение, склонны прибегать к помощи других людей. Не могут самостоятельно проверить качество своей работы: она сами себе не доверяют. Хорошо справляются с те ми заданиями, где требуется работа по образцу, испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения (в такой ситуации обычно обращаются за помощью к одноклассникам, родителям) Трудности при сдаче экзамена – неуверенные дети и спытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться на собственные ресурсы, принимать самостоятельные решения. При сдаче ЕГЭ испытывают и дополнительные сложност и - т.к. принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стр атегии деятельности, а эта задача для них крайне трудна. Ни в коем случае нельзя говорить фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит тревогу. Стратегия поддержки : 1)на этапе подготовки – очень важно, чтобы неуверенный ребенок полу чил положительный опыт принятия его решения другими детьми и взрослыми, желательно воздерживаться от советов и рекомендаций (сначала реши это, затем сделай то), лучше предложить выбрать самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение сам (Как ты дума ешь, с чего лучше начать?) 2)во время экзамена – поддержка простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха («Ты можешь», «Я уверен, у тебя все получится!»). Если ребенок никак не может приступить к заданию, долго сидит без дела, стоит спросить его : «Ты не знаешь как начать?» Как выполнять следующее задание?, Или предложить альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» . ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И СА МООРГАНИЗАЦИИ краткая психологическая характеристика : обычно их характеризуют как невнимательных, рассеянных. Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные причины нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные дети» – это дети с низки м уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. Часто у них неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельнос ти, часто отвлекаются. БЕСПОЛЕЗНО призывать таких детей быть внимательнее, т.к. им это недоступно Трудности при сдаче экзамена : экзамен требует очень высокой организации деятельности (особенно ЕГЭ). Непроизвольные дети при высоком уровне познавательного р азвития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время. Стратегия поддержки: 1)на этапе подготовки – Психические функции формируются через наличие внешних опор, поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка и спользовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства , например песочные часы, отмеряющие время, составление списка необходимых дел с последующим их вычеркиванием по мере выполнения, линейка, указывающая на нужную строку и т.д.. 2)во время экзамена – помощь в самоорганизации, например с помощью направляющих вопросов Ты как?», «Что ты сейчас делаешь?» Возможно использование внешних опор – составить план и вычеркивать выполненные пункты, класть линейку на выполняемое задание. ВАЖНО научи ть ребенка пользоваться внешними опорами на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет слишком много времени и сил. ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И « ОТЛИЧНИКИ » краткая психологическая характеристика : Дети данной категории часто отличаются высокой и очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Выполняя задание, стремятся сделать его лучше и быстрее всех, использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своих де йствий, все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (конечно, же высокую) оценку. Для них характерен высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Трудности при сдаче экзамена : экзамен, прежде всего ЕГЭ, для данной категории детей – тот случай, когда «Лучшее враг хорошего». Им хочется выполнить все, причем безошибочно. Камень преткновения для них – необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Стратегия поддержки : 1)на этапе подготовки - важн о скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между достаточным и превосходным, понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания, предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выпол нения и не нужно делать все подряд. 2)во время экзамена – помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Можно спросить: «какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно интересоваться «Ско лько тебе еще осталось», помогать скорректировать собственные ожидания («Тебе не нужно делать столько», «Того, что ты выполнил уже достаточно», «Переходи к следующему заданию» и т.д.) АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ краткая психологическая характеристика основная харак теристика астеничных детей – высокая утомляемость, истощаемость, они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены. Трудности при сдаче экзамена : экзамен, в том числе и ЕГЭ, требуют высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. По этому у астеничных детей очень высокая вероятность снижения качества работы, возникновение ощущения усталости. Стратегия поддержки : 1)на этапе подготовки – не предъявлять заведомо невыполняемых требований, которым он не сможет соответствовать («Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов устал»). Он не притворяется, таковы его индивидуальные особенности. Важен оптимальный режим работы, чтобы он не переутомлялся: перерывы в занятиях, прогулки, достаточный сон. Родителям необход имо получить рекомендации невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов и травяных сборов. 2)во время экзамена - астеничным детям требуется несколько перерывов, их не стоит торопить, если они прерывают деятельность и на какое - то время ос танавливаются. По возможности организовать несколько «перемен» отпустить в туалет, дать попить и т.д.) Для составления буклета использованы материалы: 1. Неделина С.В. Психологическая подготовка выпускников к Единому государ - ственному экзамену (для методической и психологической служб школы, учителей, учащихся, роди телей) : методические рекоменда ции по работе с выпускниками. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011. – 145 с 2. М. Чибисов а // газета «Школьный психолог» . – 2004. – № 13 , 15 . ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. [1]. В приведенной классификации детей групп риска [2] , выделены те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзамена и предложены пути оказания поддержки таким детям. В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений можно выделить следующие группы риска: 1.астеничные дети 2.правополушарные дети 3. дети - синтеки 4. перфекционисты и «отличники» 5. тревожные дети 6. дети, испытывающие недоста ток произвольности и самоорганизации 7. неуверенные дети Возможности поддержки учеников непосредственно во время экзамена, невелики. И все же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Задача облегчится, если учитель хорошо зн ает детей, но даже если впервые встречает их на экзамене (ЕГЭ), он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать психологическую поддержку. Нельзя забывать и о роли родителей в оказании психологической поддержки выпускника на подготовитель ном этапе и в период сдачи экзаменов. Представленные совет будут полезны классному руководителю, учителю - предметнику и родителям выпускника. П СИХОЛОГ ИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ – ДЕТЯМ, РОДИТЕЛЯМ, УЧИТЕЛЮ ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТ ЯМ ГРУПП РИСКА в помощь родителям, класс ному руководителю, учителю - предметнику Е Г Э – э т о н е с